К вопросу о классификации проектов в проектном управлении. Типы и виды проектов По типу все проекты подразделяются на

В современной трактовке управление есть наука. А научный подход предполагает предварительное рассмотрение таких категорий, как предмет, метод и классификационные категории изучаемого явления. Проектное управление занимает место значимой научно-практической области в обширной сфере управленческой науки. Это означает, что проникая в сокровенные уголки знания об оптимальных способах реализации задач развития, мы не можем не рассматривать виды проектов во всем многообразии. Для этого потребуется предварительно классифицировать их по методологически обоснованным критериям.

Отличие понятий проекта и ИП

Последние десятилетия со всей очевидностью проявляется тренд трансформации деятельности коммерческих организаций. Он заключается в увеличении доли проектной деятельности в четырех компонентах системного воспроизводства бизнеса. С одной стороны, глобализация рынков только усиливает требования к использованию эффекта масштаба в реализации производственной деятельности предприятий. Массовое производство при этом никуда не делось, а только имеет тенденцию к расширению. С другой стороны, проектная доктрина все глубже и глубже пускает корни практически во все регулярные процедуры деятельности.

Это неизбежный процесс, потому что рыночные события ускоряются, и все чаще приходится перестраивать управление и собственно производственные процессы, реализуя многочисленные проекты. Помимо этого все большее распространение получает так называемое проектное производство, поскольку современный рынок – это рынок индивидуализированного запроса потребителей. Все чаще типовой проект дома дорабатывается под индивидуальный заказ, автомобиль имеет уникальную конфигурацию и комплектацию, даже стоматологические услуги начинают рассматриваться в контексте проектного подхода к каждому пациенту.

Общая модель деятельности современной компании

Выше вашему вниманию представлена схема деятельности компании, на которой проектная область выделена синим цветом. Инвестиционные проекты занимают львиную долю проектной деятельности. И в этой связи возникает вопрос о том, чем отличается инвестиционный проект от проекта в целом? Чтобы ответить на него, вспомним общее определение проекта.

Под проектом для целей управления бизнесом принято понимать целенаправленную деятельность, имеющую временный характер, осуществляемую с целью создания уникального продукта (услуги). От других видов деятельности его отличает высокая степень уникальности, которая может варьироваться в достаточно широком диапазоне. Для проектов присущи конкретные цели, которые могут быть уточнены по мере их реализации. Эти уникальные задачи решаются в ходе коллегиальной, взаимосвязанной, скоординированной работы нескольких исполнителей, объединенных в команды.

Основные определения Закона № 39-ФЗ от 25.02.1999 г.

Мы уже неоднократно в статьях ссылались на федеральный закон 39-ФЗ, в котором дано определение инвестиционному проекту и его составляющим: инвестициям и капитальным вложениям. Ключевые отличительные черты ИП состоят в нацеленности на прибыль или другой полезный эффект и в том, что данный тип реализуется в контексте капитальных вложений или, иными словами, в основной капитал компании. Таких условий определение проекта не предусматривает. На мой взгляд, сказанное выше дает ясный ответ на вопрос: какие отличия имеют классификация проектов и типология ИП.

Классификационное деление проектов на виды

Понятие и классификация инвестиционных проектов подробно рассматривались в материале, посвященном . Нас же в большей степени интересует общее воззрение на проекты как фундаментальный способ, средство и форму деятельности в бизнесе. Классификация проектов нужна в первую очередь для результативной и эффективной реализации управления ими. Проекты как объекты управления могут значительно отличаться друг от друга по ресурсной составляющей, по технологии выполнения и по многим другим параметрам, которые, безусловно, необходимо учитывать в реальной практике.

Зададимся вопросом: какие бывают виды уникальных задач развития? Для получения ответа мы, в первую очередь, можем пойти по традиционному пути научного метода, начиная с базовых принципов деления объема понятия на классы, типы, виды. Далее мы можем присоединить к ним временной фактор, факторы масштабности и сложности. Однако следует сразу ввести определенное ограничение в исследовании предмета вопроса. Проект в современной интерпретации трактуется весьма широко, буквально распространяясь на всю человеческую деятельность. Я же предлагаю несколько сузить область рассмотрения, ограничившись сферой бизнеса, поскольку такова целевая установка нашей идеологии. Таким образом, возникает первичная классификация проектов, которая представлена далее в табличной форме.

Классификация видов проектов по базовым критериям

Самое крупное деление проектной практики составляет два больших вида: внешние проекты и внутренние. При этом внешние задачи могут носить инвестиционный характер или служить коммерческим интересам основного вида деятельности компании. Большое значение для деления проектов на виды имеет их целевая направленность и сфера деятельности, в которой они реализуются. На основе указанных признаков различают проекты:

  • коммерческие или контрактные;
  • строительные;
  • проекты модернизации и реконструкции ОС;
  • управленческие;
  • образовательные;
  • IT-проекты.

Деление ИП по основным классификационным признакам

Во многом классификация инвестиционных проектов, приведенная выше, при процедуре деления проектов на виды повторяет основную логику. Но не следует забывать, что понятие ИП несколько уже. Во-первых, выгоды от их реализации могут носить косвенный или скрытый характер. Во-вторых, капитальных вложений как таковых может и не быть.

Взять, например, задачи развития управления и конкретно реорганизацию управленческой структуры на стадии жизненного цикла «Зрелость». Прибыльность такого мероприятия далеко не очевидна, вложения в основной капитал отсутствуют, однако это весьма серьезное мероприятие. Таким образом, мы вправе сделать заключение, что к ряду процедур классификация инвестиционных проектов не применима. В завершение раздела приведем еще один пример видового разграничения.

Пример классификации проектов на основе специальных признаков

Место проектов в деятельности компании

Деятельность коммерческой организации по своему содержанию неоднородна. А какие бывают виды деятельности в бизнесе? Лучше всего на этот вопрос ответить, обратившись к процессуальной доктрине управления. Традиционно в каждой компании присутствуют процессы четырех типов.

  1. Основные бизнес-процессы. Это те процессы, за результаты которых клиенты компании готовы платить деньги. Именно в них создается добавленная стоимость бизнеса.
  2. Обеспечивающие бизнес-процессы. Благодаря им воспроизводится инфраструктура для реализации основных процессов, процессов развития и управления.
  3. Бизнес-процессы управления. Накопленный опыт решения стратегических и текущих задач компании находит посредством регламентации свое воплощение в управляющих предписаниях и иных документах.
  4. Бизнес-процессы развития. Развитие бизнеса со временем теряет часть своей уникальности и становится циклически воспроизводимой рутиной. Подобного рода рутина формализуется в регламентные процедуры, именуемые процессами развития. К ним можно отнести бизнес-процессы открытия новых территориальных подразделений, бизнес-процессы модернизации производства и т.п.

Четыре названных типа процессов определяют соответствующие виды деятельности. И нас в большей степени будут интересовать бизнес-процессы развития, поскольку именно через них проходит «линия водораздела» между процессами и проектами. Первые представляют собой регулярно повторяющиеся процедуры, решающие циклические задачи бизнеса. Вторые решают уникальные задачи деятельности, которых еще не было в практике бизнеса, или опыт их выполнения столь невелик, что его невыгодно переводить на регулярную основу.

Схема бизнес-процессов и видов деятельности компании

На представленной выше схеме показана универсальная картина деления всей деятельности бизнеса на четыре ее составляющие. Деятельность по развитию уникальна тем, что в ней сосредоточены все функции, процессы и проекты развития. Грань между процессами и проектами постепенно размывается. И это вполне естественно. Обратите внимание, что развитие в любой из названных форм направлено на три вида деятельности: управление, основные и обеспечивающие БП. В некоторых случаях проекты могут выступать в роли основных бизнес-процессов. Такие проекты называются контрактными. Их примерами можно назвать строительный бизнес, IT-разработки и т.п. Состав возможной проектной реализации представлен на следующей модели бизнеса в пирамидальной форме.

Состав проектной деятельности в общей архитектуре ведения современного бизнеса

В настоящей статье мы рассмотрели вопрос о типологии проектной практики на современном уровне развития коммерческих организаций. Классификация типов проектов важна с разных точек зрения. Самая главная ее ценность состоит в возможности избирательного подхода к управлению проектами, исходя из их типа и вида. Помимо этого, классификация позволяет дифференцировать методологию реализации, тем самым оптимизируя трудоемкость выполнения уникальных задач и расходы на достижение результатов.

Для студентов

По работе над проектом

Череповец, 2015

Разработали:

Масыгина И. А. - преподаватель, председатель ЦК физико-математических дисциплин бюджетного профессионального образовательного учреждения Вологодской области «Череповецкий металлургический колледж имени академика И.П. Бардина»

Белавина Н.М. преподаватель русского языка и литературы,

руководитель МК дисциплин гуманитарного цикла, БПОУ ВО «Череповецкий строительный колледж им. А.А. Лепехина»

Скороходова В.А. зам.директора по УР, преподаватель литературы и русского языка БПОУ ВО «Череповецкий строительный колледж им. А.А. Лепехина»


1. Введение
2. Что такое проект. Виды проектов
3. Этапы работы над проектом
4. Рекомендации по работе над проектом
A. Работа с литературными источниками
B. Полезные интернет-ссылки
5. Требования к оформлению текстового варианта проектной работы
6. Требования к презентации
7. Памятка для защиты проекта
A. Общие рекомендации
B. Рекомендации выступающему
8. Критерии самооценки проектов
9. Литература
Приложения:
1. Материалы для диагностики студентов (выявление склонности к исследовательской и общественной деятельности). Анкета
2. Формы продуктов проектной деятельности
3. Виды презентаций проектов
4. Из опыта составления проектов преподавателей Белавиной Н.М., Скороходовой В.А., преподавателей русского языка и литературы.

Введение

Здравствуй, студент первого (второго) курса профессиональной образовательной организации. Ты сделал первый важный шаг в своей жизни - выбрал сам, или с помощью взрослых, профессию, ремесло. Что думают об этом великие:

«Хорошее начало - половина дела» (Платон).

«Любимая работа поднимает рано, и мы с радостью принимаемся за нее» (У. Шекспир).

Итак, вперёд - к постижению нового. Чтобы изучить любое ремесло, необходимы азы знаний. На первом курсе вы продолжаете изучение школьных (общеобразовательных) дисциплин. И по одной из них необходимо выполнить индивидуальный проект.

Что такое проект. Виды проектов

Проект – самостоятельная работа студента, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект позволит вам максимально раскрыть свой творческий потенциал. Он позволит каждому проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы.


основная цель проектной деятельности студентов - самостоятельное приобретение знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующее интеграции знаний из различных предметных областей.

«Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться»
Леонардо да Винчи.

«Проект – это пять «П»:

1. проблема,

2. проектирование (планирование),

3. поиск информации,

4. продукт (создание проектного продукта),

5. презентация проектного продукта.

Можно выделить и шестое «П» проекта - это его портфолио (папка документов), в котором собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Особенности проекта:

· прежде всего это наличие проблемы , которую предстоит решить в ходе работы над проектом;

· проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель . В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение.

· результатом проекта является проектный продукт , который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.

Существует несколько классификаций проектов (типология проектов):

По виду конечного продукта:

· Материальные . Проекты, конечными продуктами которых могут быть: модели, макеты, картины, скульптуры, книги, иллюстрированные альбомы, фильмы, слайд-шоу, компьютерные презентации и т.п.

· Действенные. Проектным продуктом в этом случае может быть: поход, экскурсия, спектакль, соревнование, школьный праздник, классный час, мастер-класс, выставка, игра, викторина, тематический вечер, литературная гостиная, концерт и т.п.

· Письменные. Проектный продукт – статья, брошюра, инструкция, рекомендации и т.п.

По доминирующей деятельности:

· Творческие проекты чаще всего завершаются созданием произведений искусства различных жанров или проведением творческих мероприятий, выпуском газеты, видеофильма

· Практико-ориентированные проекты , как правило, воплощаются в материальных проектных продуктах, иногда в мероприятиях или письменных инструкциях, рекомендациях и т.п;

· В результате исследовательских проектов могут создаваться как научные статьи, брошюры и т.п., так и модели или макеты, учебные фильмы и компьютерные презентации, реже мероприятия, например, учебная экскурсия или доклад;

· Конечным продуктом информационных проектов чаще всего становятся брошюры, таблицы, схемы, графики, диаграммы, которые могут быть, как опубликованы на бумажных носителях, так и размещены в интернете;

· игровые и ролевые проекты участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта; это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые отношения. почти всегда связаны с проведением мероприятий, которые в этом случае являются проектным продуктом, так как публика привлекается к решению проблемы проекта, (например, игра-дебаты «Атомная энергетика: за и против»).

По продолжительности выполнения:

· краткосрочные – 1-3 месяца;

· среднесрочные – от 3 месяцев до 1 года;

· долгосрочные – более 1 года.

По количеству участников:

· индивидуальные;

· групповые.


По характеру контактов:

· локальные (в одной студенческой группе, на одном факультете, в одном учебном заведении);

· региональные (в рамках города, области);

· межрегиональные (участники представляют разные регионы страны);

· международные.

Тип проекта Цель проекта Проектный продукт Тип деятельности
Практико-ориентированный Решение практических задач заказчика проекта Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации Практическая деятельность в определенной учебно-предметной области
Исследовательский Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы Результат исследования, оформленный установленным способом Деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями
Информационный Сбор информации о каком-либо объекте или явлении Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу Деятельность, связанная со сбором, проверкой, ранжированием информации из различных источников; общение с людьми как источниками информации
Творческий Привлечение интереса публики к проблеме проекта Литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики
Игровой или ролевой Предоставление публике опыта участия в решении проекта Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное) Деятельность, связанная с групповой коммуникацией

Проект, его виды

В научной и учебной дисциплине «управление проектами» под проектом понимается система сформулированных в его рамках целей, создаваемых или модернизируемых для их реализации физических объектов, технологических процессов.

В этом определении обращают на себя внимание две вещи. Во-первых, в одном понятии объединены два, для которых в русском языке используется одно слово, а в английском – два слова. По-английски, проект – это что-либо, что задумывается или планируется, то, что изменяет наш мир.

Также имеется другое определение проекта: проект - индивидуальное или групповое предприятие, тщательно спланированное и предназначенное для достижения определенной цели, т.е. это метод, который позволяет двигаться вперед от идеи к действию, структурируя этапы всего процесса.

Черты проекта:

Всегда имеет цель;

Реалистичность;

Ограниченность во времени и пространстве;

Уникальность;

Инновационность;

Проекты реализуются поэтапно;

Проекты должны подвергаться оценке.

Социальный проект - это сконструированное инициатором проекта социальное нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и, воздействие которого на людей, признается положительным по своему социальному значению. Под социальным нововведением понимается разновидность управленческого решения, замысел которого предусматривает целенаправленное изменение того или иного социального явления или процесса, а реализация состоит в осуществлении этого замысла.

Классификация социальных проектов

В организационном отношении проекты оцениваются по следующим признакам:

§ масштаб проекта;

§ сроки реализации;

§ качество;

§ ресурсное обеспечение;

§ место и условия реализации проекта.

Социальные проекты многообразны по особенностям финансирования, масштабам, срокам реализации, степени сложности, характеру проектируемых изменений, направлениям деятельности. Эти особенности важно осознать до начала работы по проекту, что позволит с максимальной эффективностью воспользоваться достоинствами каждого их проектных типов и заранее предусмотреть возможные трудности.

Основные типы проектов по различным основаниям:

1) Типы проектов по характеру проектируемых изменений:

Инновационные, задача которых – внедрение принципиально новых разработок, чем определяется их тесная связь с научно-техническими проектами (например, создание Интернета).

Поддерживающие, которые решают задачи экологического характера, в том числе в рамках экологии культуры. Поддерживающие проекты называются также реанимационными или реставрационными.

2) Типы проектов по направлениям деятельности:

Образовательные проекты, задача которых – представление образовательных услуг.

Научно-технические проекты, также могут выступать как проекты социальные, если своими последствиями непосредственно затрагивают общественную жизнь. Научно-технические проекты могут иметь поисковый, экспериментальный характер и через представление результатов общественному мнению приобретать социальную функцию (вызывать общественный интерес, содействовать образованию ассоциаций и клубов, придавать качества публичных деятелей лицам, участвовавшим в проекте и т.д.)

Культурные проекты, могут по основной своей направленности выступать как проекты художественные, символические, экзотические и др..

3) Типы проектов по особенности финансирования:

Инвестиционные проекты, предусматривающие вклад собственности в проект с целью извлечения прибыли. В роли инвестора может выступить государство в лице органов государственной власти, органы местного самоуправления, частный собственник, сам инициатор проекта.

Спонсорские проекты;

Кредитные проекты;

Бюджетные проекты. Осуществляются в рамках государственной социальной политики и решения местных задач. Такие проекты финансируются из соответствующих бюджетов в виде ассигнований для осуществления плановой деятельности государственного или муниципального учреждения.

Благотворительные проекты. Финансирование таких проектов имеет форму меценатства, когда лицо, обеспечивающее проект средствами, не ставит ни перед проектом, ни перед собой коммерческих задач и само по возможности участвует в реализации проекта не только выделением финансов.

4) Типы проектов по их масштабам. Оценка масштаба проекта основывается на следующих показателях:

Насколько велико число людей (групп, организаций), которые смогут воспользоваться результатами проекта;

Какова потребность проекта в кадровых ресурсах, сколько суммарного времени всех занятых в проекте необходимо для его реализации;

Как много финансовых средств и материально-вещественных ресурсов нужно затратить, чтобы проект был реализован в планируемом объеме;

Насколько сложен проект по своей структуре, формам организации, отчетности и т.д.;

На какое время и для какой территории рассчитано исполнение проекта.

С учетом этих показателей выделяют:

Микропроекты – это форма представления индивидуальной инициативы, получающей признание окружающих. Микропроект может не требовать внешнего финансирования, специального оборудования. Такой проект является микросоциальным действием, но при определенных условиях его масштабы могут быть расширены.

Малые проекты. Они не предусматривают большого числа потребителей, достаточно просты в управлении, не требуют крупного финансирования. Специфика малых проектов состоит в том. что их составление и реализация допускает некоторые упрощения в процедуре проектирования и реализации (простой график, руководитель – одно лицо, не обязательно создание команды проекта).

Мегапроекты, в качестве которых обычно выступают целевые программы, состоящие из взаимосвязанных проектов. Их специфика состоит в необходимости масштабной координации исполнителей; анализе макропоказателей Среды (страна, регион мира); выделении разработки концепции проекта в качестве самостоятельной фазы; необходимости мониторинга проекта и т.д.

5) Типы проектов по срокам их реализации:

Краткосрочные(1-2года);

Среднесрочные(3-5лет);

Долгосрочные (10-15 лет).

6) Существуют еще так называемые “псевдопроекты”, т.е. это форма, которой прикрывает какое-то другое содержание, не представленное в самом псевдопроекте. Выделяют две разновидности псевдопроектов: проекты – фикции и квазипроекты.

Инициаторы проекта-фикции заинтересованы в получении финансирования под проект, которое на самом деле планируется или использовать на другие цели, или использовать на проект только частично, позже составив отчет о расходовании средств и представив реализацию проекта на отдельных удавшихся объектах. Квазипроекты обладают всеми признаками настоящего проекта, но планируют нововведения, которые на самом деле таковыми не являются.

Многообразие типов проектов – одна из примечательных черт социального проектирования. Возможность применять в проектировании различные формы проектов, интересные варианты, подходы и технологии придают социальному проектированию гибкость, мобильность и уникальность.

Классификация проектов

В рамках портфеля проектов компании реализуются различные типы проектов. Это могут быть и проекты направленные на получение прибыли и проекта направление на развитие компании. Применять одинаковые инструменты методы и модели проектного управления для управления разными типами проектов не рационально. Это приводит к возникновению большей путаницы, конфликтам и необходимости реализовывать ненужную работу.

Введение классификации позволит выделить процессы, инструменты методы проектного управления для различных типов проектов. Это дает возможность независимо развивать различные методы и инструменты проектного управления в компании. В результате в компании вырабатывается своя уникальная методология, которая учитывает все особенности компании и ее клиентов.

Классификация по сферам деятельности:

Классификация по сферам деятельности определяет технологию реализации проекта, фазы проектов и этапы реализации проектов. В компании для каждого типа проектов разрабатывает шаблон реализации.

  • Технический . Технические проекты направленны на создания физического продукта проекта с четко определенными техническими параметрами.
  • Организационный . Организационный проект направленный на изменение организационный структуры и процессов организации. Данный тип проектов часто реализуется с целью развития организации.
  • Экономический . Экономические проекты направленны на получение прибыли компании за счет реализации продуктов или активов компании.
  • Социальный . Социальные проекты не несут прибыли, но помогаю компании улучить социальный статус компании и доверия от клиентов. Социальные проекты могут быть направленны на сотрудников компании для повышения их уровня жизни.
  • Смешанный . Смешанные проекты включают в себя сразу несколько элементов из выше изложенных типов.

Классификация по размерности:

Классификация по размерности проектов определяет технологию разбиение проектов на группы и программы.

  • Монопроекты . Монопроекты это отдельные проекты реализуемые вне программ компании.
  • Мультипроекты . Мультипроект это комплексный проект состоящих их отдельных монопроектов направленных на получение сложного инновационного результата. Мультипроекты объединяют различные типы проектов, которые направлены на достижения одной цели
  • Мегапроекты .Мегапроекты это много целевая комплексная программа обедняющая мультипроекты различной сложности и направленных на достижения различных целей. Мегапроекты объединяют несколько мультипроектов на правленых на реализацию группы целей.

Классификация по объемам финансирования проекта:

Уровень классификации по объему финансирования проекта зависит от объемов затрат проектов компании. Чем больше бюджет проекта тем большим обїемом денег рискует компания при его реализации.

  • Малые . К малым проектам могут относится проекты до 10 000 грн. Проекты относящиеся к данному классу могут быть согласованы на уровне руководителя департамента или директора филиала компании.
  • Средние , К средним проектам могут относится проекты от 10 000 грн. до 50 000 грн. Проекты относящиеся к данному классу должны быть согласованы на уровне исполнительного директора компании.
  • Крупные . К крупным проектам могут относится проекты от 50 000 грн. Проекты относящиеся к данному классу должны быть согласованы на совете директоров компании.

Классификация по назначению проекта:

Классификация о назначению проекта определяет ключевые цели и результаты проектов

  • Инвестиционный . Инвестиционной проект направлен на развитие активов компании. Для проектов обязательным является бизнес-план, описывающий прибыль и затраты проекта.
  • Инновационный . Инновационный проект направлен на создание и/или развитие товаров и услуг компании.
  • Научно - исследовательский . Проекты научных исследователей по разработке новых продуктов и новых технологии.
  • Учебно - образовательный . Учебно-образовательные проекты направлены на повышения компетенции сотрудников компании в предметной области.
  • Смешанный .Смешанные проекты содержат элементы различных указанных выше типов.

Классификация по длительности проекта:

Классификация по длительности позволяет разделить проекты на группы в зависимости от длительности. Для примера мы предлагаем три группы с средними параметрами длительности. Ваша компания может выбрать группы и параметры длительности.

  • Краткосрочный - до 1-го года. Для проектов данного типа мы рекомендуем длительность периодов планирования и реализации не больше недели. Детализацию задач проекта до длительность от 1 дня до 5 дней.
  • Среднесрочный - от 1-го года до 3-х лет. Для проектов данного типа мы рекомендуем длительность периодов планирования и реализации больше недели до месяца. Детализацию задач проекта до длительность от 5 дня до 10 дней.
  • Долгосрочный - свыше 3-х лет. Для проектов данного типа мы рекомендуем длительность периодов планирования и реализации больше месяца. Детализацию задач проекта до длительность от 10 дня до 20 дней.

Классификация по географическому признаку:

Классификация по географическому принципу влияет на методы взаимодействия в проектах. Мы предлагаем следующую классификацию:

  • Проект реализуется в пределах какого-либо города , Команда проекта находится в рамках одного города. Для реализации проектов данного типа достаточно классических методов взаимодействия.
  • Региональный проект , Члены команды проекта находится в рамках одного региона или страны. Для реализации проектов данного типа необходимо применения дополнительных методов и инструментов взаимодействия.
  • Международный проект . Члены команда проекта находится в нескольких странах.

Классификация по уровню организации (внутри компании):

Классификация по уровню организации влияет на уровне управления проекта

  • Локальный . Локальный проект реализуется в рамках портфеля проектов отдельно функционального подразделения или филиала компании. Локальный проект использует только ресурсы функционального подразделения или филиала.
  • Корпоративный . Корпоративный проект реализуется в рамках общего проекта компании. Корпоративный проект использует корпоративные ресурсы компании.

Начиная с одного параметра классификации методология компании может развиваться вводя дополнительные параметры или уровни классификации в рамках уже существующих. Это позволит развивать методологию в различных направления, подстраиваясь под изменения на рынке и в самой компании.

Выбор процессов, методов и инструментов для реализации различных типов проектов

В процессе развития технологической зрелости компании в области проектного управления, вырабатываются специфические подходы, к управлению различными типам проектов. Введение классификации в портфеле проектов компании позволяет определять перечень специфических процессов, методов, подходов и инструментов управления. Каждый их классификаторов влияет на выбор необходимых элементов управления в одной или нескольких областях знаний проектного управления.

В приведенной ниже таблице показан пример таблицы зависимости областей знаний от значений классификаторов.

  • Классификация по сфере деятельности определяет: процессы интеграции с ключевыми процессами компании, иерархическую структуру задач и продуктов проекта, подходы к проведению процедур заключения контрактов, определяет методику работы рискам проекта в зависимости от продуктов проекта, а также требования качества, используемые при управлении проектом.
  • Классификация по размерности определяет: как правильно планировать сроки и управлять временем в проекте, насколько детально планировать использование ресурсов компании в проекте, а также как часто и детально реализовывать задачи по контролю качества.
  • Классификация по объему финансирования определяет: процессы финансирования и бюджеты с которых будет осуществляться финансирование, а также уровень финансовых рисков и объемам страхования с которым придется столкнуться руководителю проекта.
  • Классификация по уровню организации определяет инструменты и методы взаимодействия, как между участниками команды проекта, так и между внешними заинтересованными сторонами проекта.
Классификация по сфере деятельности Классификация по размерности Классификация по объемам финансирования Классификация по уровню организации
Управление интеграцией
Управление содержанием
Управление временными параметрами
Управление стоимостью
Управление контрактами
Управление взаимодействием
Управление стекхолдорами
Управление ресурсами
Управление рисками
Управление качеством

Поговорим о том, что представляют собой технические проекты, как правильно их создать, реализовать. Для начала рассмотрим теоретические вопросы, связанные с данной тематикой. Подробнее остановимся на классификации тех проектов, которые чаще всего встречаются в современном обществе.

Что такое проекты

Это системный комплексный процесс, который направлен на модернизацию определенных сфер жизни и деятельности человека. В настоящее время технические проекты являются максимально востребованными, так как они способствуют повышению качества жизни населения нашей планеты. В разных странах в этот термин вкладывают разный смысл, но чаще всего понятие проекта сходно, независимо от государственного языка и вероисповедания населения.

Составные части

Учитывая тот факт, что для реализации проектов требуются особые средства, а способы решения поставленной задачи могут зависеть от различных параметров, выделяют следующие составные части:

  • основной замысел (постановку цели и задач);
  • средства решения;
  • результаты.

Такое понятие проекта свидетельствует о сложности и многогранности его структуры. Он способен внести серьезные изменения в жизнь как отдельного человека, так и целого государства. Результаты от его внедрения могут быть абстрактными либо конкретными, необходимыми для определенного региона.

Особенности проектов

Классификация проектов зависит от многих факторов. Например, если рассматривать подобную деятельность в качестве динамической системы, то можно выделить следующие результаты:

  • текущие;
  • конечные.

Если рассматривается школьный проект, в таком случае в качестве конечного результата самостоятельной деятельности школьника можно рассматривать получение им новых теоретических и практических знаний и навыков.

Варианты проектов

Классификация проектов связана со сроками их реализации, масштабом, качеством разработки и внедрения, объемом применяемых средств, а также с местом их практической реализации. Есть множество факторов, которые предопределяют алгоритм действий.

Классификация проектов и их виды зависят от предметной области, состава, а также от структуры выполняемой работы.

Тип определяется сферой деятельности, для которой он предназначается. На масштаб влияет размер, число непосредственных участников, степень воздействия на окружающую среду. Сложность действий определяется организационной, технической, технологической, а также финансовой стороной проводимых мероприятий.

Критерии классификации проекта рассмотрены, теперь можно перейти к описанию определенных проектов:

  • организационных;
  • социальных;
  • экономических;
  • учебных;
  • инвестиционных.

Особенности организационных проектов

Они относятся к созданию и реформированию новых компаний, а также к проведению форумов, конференций, семинаров, симпозиумов. Организационные проекты обладают следующими отличительными характеристиками:

  • имеют определенные цели, они направлены на улучшение организации мероприятия;
  • обладают заданными сроками реализации;
  • характеризуются ресурсами;
  • предполагают контроль расходов с точки зрения экономичности.

Экономические проекты

Их целью является реструктуризация организаций, а также существование таможенной, налоговой систем. Отметим их характерные признаки:

  • предварительное выделение конечного результата, который можно корректировать по мере работы;
  • определение конкретных сроков реализации;
  • расчет расходов, которые потребуются для реализации намеченных планов.

Школьники и студенты часто используют экономические расчеты при продумывании индивидуальных или коллективных проектов.

Социальные проекты

В последнее время эту форму активно используют многие организации. К примеру, на базе общеобразовательной школы функционирует отряд добровольцев - волонтеров, которые занимаются благотворительной деятельностью: помогают пожилых людям, благоустраивают территорию около школы. Социальная деятельность характерна и для многих крупных компаний и промышленных предприятий. Например, компанией «Сименс» реализуется в нашей стране социальный проект, направленный на поддержку одаренных детей.

Ежегодно представители фирмы проводят конкурс научно-практических работ для старшеклассников, в рамках которого ребята создают свои работы в различных сферах: медицине, робототехнике, приборостроении, и т. д.

Победители получают не только отличные денежные призы, но и возможность стажировки в компании, а также шанс на обучение в престижных высших учебных заведениях нашей страны.

Социальные проекты помогают решать конкретные проблемы общества, к примеру, с их помощью можно ликвидировать последствия природных катаклизмов. Они предполагают постановку целей, которые могут варьироваться по мере продвижения проекта. Социальные проекты не предполагают конкретных сроков, отличаются ограниченными ресурсами.

Технические проекты

Они всегда связаны с разработкой нового продукта. Технические проекты имеют следующие отличительные характеристики:

  • отличаются конкретной целью;
  • обладают стабильными сроками реализации;
  • отличаются фиксированным бюджетом.

В качестве одного из примеров подобного проекта можно привести модернизацию оборудования на деревообрабатывающем комбинате. Срок проведения работ не должен превышать шести месяцев. Целью является разработка новой технологии, которая позволит сэкономить древесину, сделать процесс безотходным производством.

Учебные проекты

Современная классификация проектов выделяет и такую форму, которая подходит для образовательного процесса. После введения в отечественное образование новых стандартов, исследовательская и проектная деятельность стала обязательной формой получения универсальных учебных навыков в начальной, средней, а также старшей школе.

Прежде чем ребята будут заниматься самостоятельными исследованиями, педагогом рассматривается общая классификация проектов. Примеры работ, выполненных учениками, могут быть связаны с определенной научной дисциплиной. К примеру, ученик младших классов самостоятельно занимается выращиванием кристаллов поваренной соли, а старшеклассник создает проект по выращиванию шампиньонов на балконе. В зависимости от количества участников учебный проект может быть групповым либо индивидуальным. Для него характерны следующие факторы:

  • тематическая направленность;
  • число исполнителей;
  • сроки реализации;
  • важность получаемых результатов;
  • возможность трансляции полученного опыта

Инвестиционные проекты

По сути, к этому определению подходят все проекты, поскольку многие из них нуждаются в определенных финансовых вложениях.

Подобная форма предполагает совокупность связанных между собой инициатив, которые направлены на достижение четкого результата в отведенные сроки. Для них характерна масштабность инвестиций, а также некоторая степень риска.

Комплексный проект часто называют мультипроектом. Для него характерна совокупность нескольких отдельных работ, взаимно дополняющих друг друга.

Длительность работы

Определение и классификация проектов позволяют делить их на несколько групп:

  • краткосрочные (реализация предполагает менее двух лет);
  • среднесрочные (выполняются в диапазоне 2-5 лет);
  • долгосрочные (для полной реализации необходим срок больше пяти лет).

Элементы проекта

На их число напрямую влияет сложность предполагаемых действий. Например, если необходимо исполнение высокого качества, в таком случае проект состоит из множества отдельных элементов:

  • проектной документации;
  • технологии работы;
  • производственных помещений;
  • технологического оборудования;
  • производственных объектов;
  • предоставляемых работ, продуктов, услуг.

В зависимости от специфики проекта, в него могут включаться и иные элементы.

Среди параметров, обеспечивающих функционирование любого проекта, профессионалы выделяют:

  • финансовые ресурсы;
  • дополнительные соглашения;
  • контракты;
  • сырьевые ресурсы;
  • персонал;
  • помещения;
  • территориальное нахождение.

Основной задачей инновационных проектов является внедрение в практику принципиально новых разработок. Например, в социальной сфере инновации могут быть связаны с открытиями и новыми изобретениями в области техники и науки.

Поддерживающие проекты помогают человеку решать экологические задачи, включая и рамки экологической культуры.

Все социальные проекты нуждаются в определенном финансировании. Например, функционирование районной школы для одаренных детей может иметь смешанный вариант финансовых влияний. Часть ресурсов на поддержку направления работы с подрастающим поколением, названным правительство РФ одним из приоритетных видов работы с детьми, обеспечивает региональный бюджет. Вторая часть поступлений идет из местного бюджета. Недостающую часть для работы РШОД выделяют крупные предприятия, функционирующие в данном районе.

Благодаря подобной финансовой схеме можно аккумулировать средства из разных источников, в полной мере обеспечивая деятельность школы для талантливых и одаренных детей.

Заключение

В настоящее время проектная деятельность стала формой работы не только в крупных фирмах и промышленных компаниях, но и в медицинских и образовательных учреждениях. Ученики начальных классов вместе со своими наставниками придумывают интересные проекты, которые позволяют выявлять и развивать творческие возможности каждого ребенка, то есть в полной мере выполнять требования новых образовательных стандартов.

Уникальность любого проекта порождает определенные проблемы при его предварительном планировании. Часто автору (творческому коллективу) сложно сразу предположить, как именно они будут получать запланированные результаты. В связи с этим в качестве результатов деятельности могут выступать не только услуги или продукты, но и определенный опыт, который разработчики смогут использовать в последующей деятельности. Использовать такую форму работы могут любые организации, вовлекая в деятельность от 2-3 человек до нескольких тысяч исследователей.

Проекты все чаще встречаются не только в промышленных организациях, но и в образовательных и медицинских учреждениях. Например, интересным и своевременным элементом работы школ стало вовлечение ребят во внеурочную деятельность. Проект «Кадетское движение» стал прекрасным вариантом привития уважения подрастающему поколению россиян уважительного отношения к историческому и культурному наследию своего народа.