Практическая работа "очистка поваренной соли". Очистка растворов от механических включений Очистка полученного раствора при помощи фильтрования

Тема урока

Практическая работа №2

«Очистка загрязненной поваренной соли».

Цели

урока

Деятельностная

Формирование у учащихся УУД на примере способов разделения и очистки смесей

Предметно– дидактическая

Знают типы смесей и методы очистки их

Понимают правильность применения правил техники безопасности при работе с нагревательными приборами

Применяют знания для практической очистки загрязненной поваренной соли

Планируемые результаты урока

Предметные

1. Выяснить:

  • что такое чистое вещество, смесь;
  • чем отличаются чистые вещества от смесей;
  • где применяются смеси

2. Познакомить и освоить:

  • простейшие способы разделения веществ: растворение, отстаивание, декантация, фильтрование, выпаривание;
  • классификацию смесей

3. Закрепить:

  • знания правил техники безопасности в химической лаборатории;
  • умения работать с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности;
  • выполнять простейшие приемы обращения с лабораторным оборудованием: с лабораторным штативом, со спиртовкой;
  • умения определять понятия, «выпаривание», «фильтрование», «отстаивание»

Метапредметные

а) познавательные УУД:

  • развитие умения работать с информацией;
  • развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);
  • развитие умения использовать различные способы поиска информации;
  • развитие операций мышления: сравнение, сопоставление, выделения лишнего, анализ, синтез, обобщение, классификация и др.

б) коммуникативные УУД:

  • формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  • формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
  • формирование умения работать в группах парами и квартетами;
  • учить приемам представлять результаты деятельности группы

в) регулятивные УУД

  • учить ставить цель и намечать план действий;
  • развивать внимание;
  • учить соблюдать основные правила техники безопасности при выполнении лабораторных опытов;
  • развивать практические навыки в проведении лабораторных опытов, работе с реактивами с соблюдением ТБ,
  • приучать к аккуратной работе в тетради (составление отчета по форме по проделанной работе)
  • формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии

Личностные

  • умеют работать самостоятельно, в группах;
  • умеют сравнивать, делать выводы,
  • воспитывают взаимовыручку между учащимися;
  • формируют уважительное отношение к иному мнению, иной точке зрения;
  • развивают мотивы учебной деятельности и формируют личностный смысл учения;
  • развивают самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, принятые решения;
  • развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость;
  • воспитывают интерес к химии, социальную активность через установление межпредметных связей

Тип урока

По ведущей дидактической цели

Урок-практикум

По способу организации

Комбинированный

По ведущему методу обучения

Инструктивно-репродуктивный

Методы обучения

Основной

Объяснительно-иллюстративный (Научно-практический)

Дополнительный

Рассказ, объяснение, самостоятельная работа, тестирование по теме урока

Основные вопросы урока

Изучить способы разделения неоднородных и однородных смесей:

  • растворение
  • отстаивание
  • декантация
  • фильтрование
  • выпаривание

Научиться описывать внешний вид веществ по агрегатному состоянию:

  • твердых
  • жидких

Средства обучения

ЭОР (мультимедийное сопровождение, презентация ТБ и контрольный тест)

Карта-инструкция

Карточки-ребусы

Оборудование и реактивы:

компьютер, проектор, презентация, инструкции, тестовые задания, стакан, воронка, стакан с водой, ножницы, бумага фильтровальная, спиртовка (сухое горючее), спички, держатель, предметное стекло, смесь соли с песком.

Ход урока:

Этапы урока

время

цель

взаимодействия

с учащимися

Методы

обучения

ФОУД*

Учебно-познавательные задачи урока

Формируемые

УУД

Методы

оценки/

самооценки

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

  1. Организа-ционный этап

Проверка готовности

учащихся,

создание

положительного настроя на работу

Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы с вами познакомимся со способами очистки веществ. Для того чтобы узнать с каким веществом мы будем работать разгадайте ребусы №1, №2, №3 соответственно номерам лабораторий

Активный метод – групповая работа – разгадыва-ние трех ребусов по группам-лаборато-риям

Проверить готовность

учащихся,

создать

положитель-ный настрой на работу

Приветствуют

учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Ребята угадывают

Регулятивные:

Нацеливание на успешную

деятельность.

Личностные:

Выражать положительное

Коммуникативные:

Самопроверка/взаимопроверка.

  1. Актуали-зация опорных знаний

Подведение

детей к

формулированию темы и

постановке

задач урока.

Правильно. Это вещества – соль, речной песок, вода.

Сегодня мы проведем практическую работу №2. Откройте тетради для практических работ и запишите тему практической работы. Сообщаю цели урока.

Где же содержится много соли на Земле?

Традиционный метод – восприятие сообщения

Подвести

детей к

формулировке темы и

постановке

задач урока.

Сообщение ученика о соли:

Приложение 6

Регулятивные:

Нацеливание на успешную

деятельность.

Коммуникатив-

ные:

Формирование умения слушать и слышать.

Личностные:

Выражать положительное

отношение к процессу познания, проявлять желание познавать новое.

Самопроверка/взаимопроверка.

Учет активности работы учеников в группе Бонусы-баллы

Постановка задачи для исследований в лабораториях

Мы употребляем соль чистую, а природная соль содержит много примесей.

Задача : на грузовике перевозили мешки с солью и речным песком. Два мешка лопнули и их содержимое перемешалось. Какими способами можно разделить получившуюся смесь?

Ваши предложения.

Традиционный метод – восприятие учебной задачи

Активный метод - индивидуальная работа в тетрадях

Поставить задачу для исследований в группах-лабораториях

Слушают условие задачи

Обсуждают предложенную задачу.

Предлагают пути решения поставленной задачи

Регулятивные:

Нацеливание на успешную

деятельность.

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и слышать.

Личностные:

Выражать положительное

отношение к процессу познания, проявлять желание познавать новое.

Самопроверка/взаимопроверка.

Учет активности работы учеников в группе Бонусы-баллы

  1. Форми-рование новых ЗУН

Изучение инструкции по выполнению практической работы

Сравнение результатов эксперимента

Работать будут четыре научных лаборатории:

  1. Лаб-я ЗАО Талосто
  2. Лаб-я АО «Метахим- ФосАгро»
  3. Лаб-я ОАО «Волховхлеб»

Лаб-я СЭС (ваш учитель - старший научный сотрудник, я буду контролировать качество выполнения работы и фиксировать в листе оценивания работу групп.

Оценка за урок будет складываться из трех оценок. Первая – за правильность выполнения эксперимента и соблюдение техники безопасности, вторую – за оформление отчёта, третья за контрольный тест по ТБ.

Активный метод - индивидуальная работа в тетрадях

Активный метод – работа в парах, группах

Изучают инструкцию по выполнению практической работы

Выполнение практической работы в парах

Сравнение результатов эксперимента в группах

формируются такие практические умения, как растворение вещества, приготовление фильтра, фильтрование, выпаривание, а также закрепляются умения: пользования нагревательным прибором, лабораторным штативом, проведение нагревания. При выполнении работы формируются: умение наблюдать, фиксировать результаты, аккуратность и четкость в работе

Самопроверка/взаимопроверка.

Учет активности работы учеников в группе Бонусы-баллы

  1. Развитие способов умственной деятельности

Оформление отчета по проделанной работе

Выполнение теста на закрепление новых знаний

Оформить отчет по проделанной работе

Выполнить тест на закрепление новых знаний

Активный -индивидуальная работа в тетрадях

Активный - работа в парах, группах

Наблюдение за работой учащихся

Помощь-консультация по оформлению отчета

Фиксирование результатов в оценочном листе

Оформляют отчет в тетрадь

Сравнивают результаты тестирования в парах, группах

Сдают тетради с отчетами по практикуму, тесты

При выполнении работы формируются: умение аккуратно оформлять записи выполненных операций работы в тетрадь по форме отчета.

Самопроверка/взаимопроверка

Учет активности работы учеников в группе

Оценочный лист (приложение 3) Бонусы-баллы

  1. Завер-шающий этап

Домашнее задание.:1)знать правила техники безопасности; 2)способы разделения однородных и неоднородных смесей; 3) Составить план разделения смеси: сахарный песок и рис.

Записать домашнее задание в дневник, рабочую тетрадь

Активный -индивидуальная работа в дневниках, рабочих тетрадях

Информирование домашнего задания

Записывают домашнее задание на следующий урок

При фиксировании домашнего задания формируются: умение аккуратно оформлять записи в дневнике, рабочей тетради

Оценочный лист

Рефлексия

Подчеркнуть слово, соответствующее ответу в анкете по восприятию знаний на уроке.

Активный -индивидуальная работа в листах- анкетах

Анкетирование -рефлексия

Учащиеся работают с вопросами, подчеркивают ответ в анкетах

При работе с анкетами формируется: умение внимательно, адекватно, грамотно и аккуратно оформлять ответы по рефлексии

Подведение итогов работы каждым учащимся

Оценочный лист

И в завершении нашего урока я хочу поблагодарить всех за работу.

Урок окончен. До свидания.

Выставление оценок за работу на уроке

* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая

Приложение 1

Инструкция по выполнению практической работы №2

Цель работы

Ход работы :

Растворите смесь песка и соли в воде; дайте отстоятся смеси

Соберите прибор для фильтрования: из фильтровальной бумаги приготовьте фильтр и подгоните его под размер воронки.

Отфильтруйте (декантируйте) смесь.

Возьмите 2-3 капли фильтрата на предметное стекло, закрепите в зажиме (пробиркодержателе), осторожно прогрейте стекло, проведите выпаривание.

Условие

задачи

Ход работы

Наблюдения

Рисунки

Выводы

  1. Растворение Отстаивание
  1. Декантация Фильтрование
  1. Выпаривание

Общий вывод

Приложение 1а (возможный вариант)

Инструкция по выполнению практической работы №2.

«Очистка загрязненной поваренной соли»

Цель работы : закрепить знания о чистых веществах и смесях; практически провести очистку загрязненной поваренной соли.

Оборудование и реактивы: штатив лабораторный, стакан, воронка, стакан с водой, ножницы, бумага фильтровальная, спиртовка, спички, держатель, предметное стекло, смесь соли с песком.

Ход работы :

Растворите смесь песка и соли в воде;

Соберите прибор для фильтрования, из фильтровальной бумаги вырежьте фильтр и подгоните его под размер воронки.

Отфильтруйте смесь;

Налейте небольшое количество фильтрата в фарфоровую чашку, проведите выпаривание;

Ответьте на вопросы: а) каков характер разделяемых смесей?

б) на чем основаны методы разделения?

По итогам проведенных опытов заполните таблицу, сделайте вывод.

Образец оформления отчета по работе:

Условие

задачи

Ход работы

(этапы работы, основные операции)

Наблюдения

Рисунки

Выводы

Провести очистку загрязненной поваренной соли

  1. Растворение Отстаивание
  1. Декантация Фильтрование
  1. Выпаривание

Общий вывод

Практически осуществили очистку поваренной соли, познакомились с простейшими способами разделения неоднородных и однородных смесей.

Приложение 2.

Тест на знание правил техники безопасности.

1. Как положено вести себя в школьной химической лаборатории?

А) можно перекусить

Б) можно смешивать реактивы, не пользуясь инструкцией

В) можно бегать и шуметь

Г) следует соблюдать на рабочем месте чистоту и порядок

2.Чего нельзя делать при работе со спиртовкой?

А) тушить огонь колпачком

Б) зажигать спичками

В) зажигать от другой спиртовки

Г) заполнять этиловым спиртом

3.Фарфоровую чашечку нагревают в пламени спиртовки, держа:

А) руками

Б) держателем

В) щипцами

Г) установив на кольцо штатива

4.Полученную очищенную соль:

А) можно попробовать на вкус в кабинете химии

Б) нельзя пробовать на вкус в кабинете химии

5.Что нужно делать, если разлил раствор вещества:

А) сообщить учителю или лаборанту

Б) самостоятельно убрать разлитое вещество, пользуясь носовым платком

В) сделать вид, что ничего не случилось

Г) сообщить другу

Ответы оформите в таблицу

Приложение 3.

Лист оценивания.

п/п

Ф,И учащегося

Подготовка к работе

Порядок на рабочем месте

Эксперимент

Отчет

Знание правил ТБ

Александров Дмитрий

Большакова Варвара

Васипов Андрей

Герасимова Александра

Егорова Мария

Климутко Антон

Косов Даниил

Кострюков Тимур

Мавуришнина Валерия

Никифорова Дарья

Пантелейкин Илья

Прасол Артем

Салин Владлен

Скотникова София

Сняткова Диана

Тебряева Анастасия

Тебряева Мария

Трифанов Александр

Трухин Георгий

Уткина Арина

Федотова Лора

Чадюк Владимир

Чистякова Карина

Чупракова Софья

Шустович Дмитрий

Шутова Александра

Приложение 3а (по группам)

Лист оценивания

п/п

Ф,И учащегося

Подготовка к работе

Культура проведения эксперимента

Порядок на рабочем месте

Эксперимент

Отчет

Знание правил ТБ

Лаб-я№1ОАО «Волховхлеб»

Гр.1

Косов Даниил

Большакова Варвара

Салин Владлен

Скотникова София

Гр.2

Пантелейкин Илья

Кострюков Тимур

Шустович Дмитрий

Гр.3

Александров Дмитрий

Егорова Мария

Чадюк Владимир

Лаб-я№2

АО «МетахимФосАгро»

Гр.1

Трухин Георгий

Васипов Андрей

Федотова Лора

Тебряева Анастасия

Гр.2

Никифорова Дарья

Уткина Арина

Чистякова Карина

Шутова Александра

Лаб-я№3

ЗАО «Талосто»

Гр.1

Прасол Артем

Мавуришнина Валерия

Тебряева Мария

Трифанов Александр

Гр.2

Сняткова Диана

Герасимова Александра

Климутко Антон

СОЛЬ

РЕБУС №2

ПЕСОК

ВОДА

Своей работой на уроке я

доволен(-ьна)/не доволен(-ьна)

Урок для меня показался

коротким/длинным

Материал урока мне был

понятен/не понятен

Домашнее задание мне кажется

интересным/не интересным

Приложение 5

Рефлексия

Приложение 5

Рефлексия

Приложение 5

Рефлексия

Приложение 5

Рефлексия

Приложение 5

Рефлексия

Приложение 5

Рефлексия

Приложение 5

Рефлексия

Приложение 5

Рефлексия

Приложение 5

Рефлексия

Приложение 6

Сообщение ученика о соли:

Большая часть (71%) поверхности планеты Земля покрыта океанами и морями. Океан - это не просто вода, это достаточно солёная вода, содержащая 35г соли на 1 литр воды. Если выпарить весь океан и полученную соль равномерно рассыпать по Земле, она покроется стопятидесятиметровым слоем соли.

Поваренная соль - минерал, который люди употребляют в пищу в естественном виде. В Казахстане много солевых озер и залежей каменной соли (галита). Они служат источником добычи поваренной соли. Наибольшие запасы в Прикаспийской низменности, Приаралье, по течению реки Иртыш. Не менее двух тысяч лет назад добыча поваренной соли стала вестись выпариванием морской воды. Этот способ вначале появился в странах с сухим и жарким климатом, где испарение воды происходило естественным путём; по мере его распространения воду стали подогревать искусственно.

6г. Многие люди превышают эту норму (в 20 раз) и тем самым наносят вред здоровью. «Белая смерть» вызывает нарушение деятельности почек, обмена веществ, сердечно-сосудистые заболевания.

Приложение 7

Химический словарь

(записи на доске)

  • РАС ТВОРЕ НИЕ
  • ОТ СТАИВА НИЕ
  • ДЕ КАНТА ЦИЯ
  • ФИ ЛЬТРО ВАНИЕ
  • ВЫПАР ИВА НИЕ
  • ФИ ЛЬТРО ВАЛЬНАЯ БУМАГА
  • ФИ ЛЬТР
  • ФИ ЛЬТР АТ
  • КРИСТА ЛЛ Ы

Приложение 8

Формулы веществ

(записи на доске)

  • NaCl поваренная соль (хлорид натрия)
  • SiO 2 речной песок (оксид кремния)
  • H 2 O вода (оксид водорода)

Практическая работа №2 «Очистка загрязненной поваренной соли»

Цель работы: изучить простейшие способы очистки веществ: растворение в воде, фильтрование, выпаривание.

Реактивы и оборудование : лабораторный штатив с лапкой и кольцом, спиртовка, спички, смесь поваренной соли с песком, воронка для фильтрования, два химических стакана, вода, фильтровальная бумага, фарфоровая чашка для выпаривания, стеклянная палочка.

Оформление работы

Результаты выполнения работы записывают в таблицу:

Что делали

Что наблюдали

Ход работы

Опыт 1. Растворение в воде

В стакан со смесью поваренной соли и песка добавьте воды до половины стакана. Содержимое стакана перемешайте стеклянной палочкой.

Отметьте изменения, произошедшие в стакане. Сделайте вывод, для разделения каких веществ можно применять операцию растворения в воде.

Опыт 2. Фильтрование

Сложите бумажный фильтр и поместите в воронку для фильтрования, предварительно смочив несколькими каплями воды. В кольцо штатива опустите воронку для фильтрования, так, чтобы конец воронки касался внутренней стенки фарфоровой чашки, в которую будет собираться очищенный раствор (фильтрат). Затем налейте на фильтр немного мутного раствора, полученного в опыте 1. Дождитесь, пока в фарфоровой чашке соберется фильтрат.

Отметьте изменения, происходящие на фильтре. Сделайте вывод, для каких целей можно применять операцию фильтрования.

Опыт 3. Выпаривание

Зажгите спиртовку, поставьте ее на основание штатива. Установите фарфоровую чашку с фильтратом на кольцо штатива так, чтобы пламя спиртовки касалось дна чашки. Продолжайте нагревание до полного испарения жидкости в фарфоровой чашке.

Отметьте изменения, происходящие в фарфоровой чашке. Сделайте вывод, для каких целей можно применять операцию выпаривания.

Практическая работа №2

«Очистка загрязнённой поваренной соли »

Цель работы : очистить поваренную соль от песка.

Освоить приемы: приготовления раствора, фильтрования, выпаривания, уметь готовить фильтр из фильтровальной бумаги.

Оборудование: спиртовка, воронка, стеклянная палочка, химический стакан

чашка для выпаривания, тигельные щипцы, фильтровальная бумага

Вещества: загрязнённая поваренная соль, вода.

Ход работы:

прежде чем приступить к работе, вспомните безопасные методы работы с химикатами.

Наблюдаем

У Вас в лотке чашка с поваренной солью, загрязненной песком.

Определите, какая это смесь?

(однородная или неоднородная).

…………….

Высыпаем грязную соль в стакан, приливаем немного воды и размешиваем стеклянной палочкой. Если остались кристаллы соли приливаем еще воды и снова размешиваем и так до полного растворения соли.

Поваренная соль …………. в воде, песок в воде ………. и через некоторое время ………… .

Приготовим фильтр из фильтровальной бумаги.

Фильтровальная бумага состоит только из волокон целлюлозы, между которыми легко проходит раствор (отдельные мо-лекулы), но застревают крупные частицы песка. Вкладываем приготовленный фильтр в воронку и слегка смачиваем водой с помощью стеклянной палочки. Фильтр готов.

Вставляем воронку с фильтром в горлышко чистой колбы. Постепенно приливаем мутную жидкость из стакана, в котором растворили грязную соль. Жидкость приливаем по стеклянной палочке. Струю направляем на ту сторону фильтра, где тройной слой бумаги. Уровень жидкости в воронке не должен достигать верха.

В колбе собирается ………… , состоящая из ……… и растворенной в ней ………


Фильтрованием отделяют …………………….. от жидкости.

Фильтрат представляет собой ………….. смесь, состоящую из ………. и ………...

В выпарительную чашечку наливаем немного фильтрата (весь фильтрат не используем) и нагреваем.

Растров закипает, вода ……………, а на краях чашки появляются кристаллы ……………


Выпариванием разделяют ……………………………

……………………………

Вывод: удалось ли Вам очистить соль? Какие способы разделения смесей Вы использовали?

Наличие механических включений в растворах для инъекций недопустимо, т. к. они могут вызвать эмболию при внутрисосудистом введении или же задерживаться в том или ином органе или ткани, активно снабжаемом кровью (печень, селезенка и т.д.) и служить постоянным источником раздражения. В конечном итоге это приводит к империческим реакциям, тромбозам мелких капилляров, абсцессам, артериосклерозу и т.д. Поэтому к фильтрующим материалам и фильтрам, применяемым в технологии инъекционных растворов, предъявляются, строгие требования.

Фильтрующие материалы должны:

Максимально защищать раствор от контакта с воздухом;

Задерживать очень мелкие частицы и микроорганизмы;

Обладать высокой механической прочностью, чтобы препятствовать выделению волокон и механических частиц;

Противодействовать гидравлическим ударам и не менять функциональные характеристики;

Не изменять физико-химических свойств и свойства фильтрата;

Не взаимодействовать с лекарственными, вспомогательными веществами и растворителем;

Выдерживать тепловую стерилизацию.

Различают следующие·виды фильтрования:

1. Удаление грубых частиц размером более 50 мкм

2. Удаление тонких частиц - от 50 до 5 мкм

3. Микрофильтрование - от 5 до 0,02 мкм (можно, удалить все микроорганизмы)

4. Ультрофильтрование - удаление молекул или микрочастиц (пирогенные вещества, коллоидные частицы и ВМС) с размером от 0,1 до 0,001 мкм

5. Гиперфильтрация (обратный осмос) - удаление молекул с размерами от 0,0001 до 0,001 мкм

В технологии инъекционных растворов применяется тонкое фильтрование (удаление частиц от 50 до 5 мкм). Оно может быть применено как основное или как предшествующее микрофильтрованию (удаление частиц от 5 до 0,02 мкм), при котором могут быть удалены все микроорганизмы и получен стерильный раствор.

Правила G МР (ОСТ 42-510-98) "Правила организации производства и контроля качества лекарственных средств" регламентируют размер пор фильтровального материала и их качество.

По способу фильтрования двумя наиболее распространенными типами фильтров являются глубинные (объемные) и мембранные (экрановые).

Глубинные фильтры изготавливаются из волокон или спеченного, спрессованного зернистого материала. К зернистым материалам относятся уголь активированный, перлит, диатомит, к тканям бельтинг, шелк, марля, ткань ФПП, миткаль, капрон. В ряде стран запрещены для применения фильтры стеклянные и асбестовые, т. к. выделяют трудно обнаруживаемые и вредные волокна. У нас в стране асбестовые фильтры разрешено применять только с дополнительной мембранной фильтрацией. В глубинных фильтрах осаждение частиц происходит по всей глубине (толщине) фильтр в месте пересечения волокон или вследствие адсорбции.


Мембранные фильтры изготавливаются из полимерных материалов: эфиров целлюлозы, лавсана, полиамида, нейлона и т.д. Мембраны отличаются по своей структуре, они могут быть ячеистые, сетчатые, ядерные. Но для этого типа фильтров характерен способ удерживания частиц, его называют механическим или ситовым, гарантирующим удерживание частиц больших размеров по сравнению с размерами пор фильтра.

В технологии инъекционных растворов используются фильтры, работающие под давлением столба жидкости, друк - и нутч-фильтры.

Нутч-фильтры обычной конструкции, применяемые в технологии медицинских и инъекционных растворов, используются только для предварительной очистки (для отделения осадка или адсорбента). Представителем фильтров данной группы является фильтр-грибок (рис. 22).

Рис.22. Схема фильтрования растворов при помощи фильтра-грибка

(И.А. Муравьев, 1980)

Фильтр-грибок представляет собой воронку (3) с перфорированным днищем на одном конце и штуцером на другом. При зарядке фильтра обычно используют комбинированный фильтрующий материал (шелковое полотно, фильтровальная бумага, бельтинг и др.), который послойно накладывают на внешнюю поверхность фильтра и закрепляют на штуцере. С помощью стеклянной или резиновой трубки фильтр соединяют с приемником фильтрата (4), подключенным к вакуум-линии (6). Для предотвращения попадания раствора в вакуум-линию устанавливают ловушку (5).

Стерильный фильтр "Грибок" погружают в бак (2) с раствором, поступающим через трубопровод (1) и подлежащим фильтрованию, а в герметически закрытом стерильном приемнике фильтрата создают разрежение. При этом раствор под действием атмосферного давления преодолевает сопротивление фильтрующего слоя и поступает в приемник. Фильтрат проверяют на прозрачность и отсутствие механических включений.

Рис.23. Фильтр ХНИХФИ (Л.А. Иванова, 1991)

Фильтр ХНИХФИ (рис. 23) работает под постоянным давлением столба жидкости. Он состоит из корпуса (1), перфорированной трубы (2), патрубков (3, 5, 6), фильтрующего материала (4); фильтруемого раствора (7), баков (8,9, 10), фильтров (11, 12), сосуда для просмотра фильтрата (13) и сборника фильтрата (14).

В напорные емкости (8) и (9) подается поочередно фильтруемая жидкость из бака (7), затем она поступает в регулятор постоянного уровня (10), откуда подается под постоянным давлением на фильтр (12). Фильтрат проходит устройство для визуального контроля (13) и поступает в сборник (14).

Фильтр состоит из двух цилиндров. На внутренний перфорированный (2) меньшего размера наматывается до 90 м марли в виде ровницы. Он укреплен внутри наружного цилиндра (1).

Фильтруемая жидкость по патрубку (5) подается на наружную поверхность фильтра, проходит через слой фильтровального материала и по стенкам внутреннего цилиндра выходит через патрубок (6).

Мембранные фильтры (рис.24) состоят из следующих составных частей: 1 - конический соединитель; 2 - гильзы; 3 - полисульфоновый трубопровод; 4 - мембрана обратного осмоса; 5 - прокладка для используемой воды; 6 - прокладка для дренажа; 7 - внешний слой из фторэтиленпропилена; 8 - наружный слой защитный.

Рис.24. Фильтр мембранный патронный «Миллипор» (Л.А. Иванова, 1991)

Данные фильтры работают под вакуумом или давлением. По конструкции фильтрующего элемента различают дисковые и патронные. Толщина мембран - 50-120 мкм, диаметр пор - 0,002-1 мкм. Применяются для тонкого и стерилизующего фильтрования растворов, На рис. 24 показан мембранный фильтр патронного типа, основная мембрана которого (4) находится между рядом фильтрующих прокладок (5), (6) и дренажных листов. Общий принцип защиты мембраны состоит в том, что мембрана с малым размером пор, например, 0,22 мкм находится между двумя мембранами -0,44 мкм. В нашей стране выпускают несколько типов стерилизующих фильтров. Например, «владипор» марки МФА-А №1 на основе ацетатцеллюлозы. М3 РФ разрешены к применению мембранные фильтры из нитратцеллюцозы, поликарбамида и на основе полиэтилентерефталата. Целостность мембраны проверяют двумя способами:

1. Фильтрованием суспензии тест-культуры Pseudomanas dimimuta как наименьшего микроорганизма с размером пор 0,27 мкм;

2. Определением минимального давления, необходимого для возникновения первого пузырька с обратной стороны мембраны.

В паспорте мембраны указывается требуемое для этого давление.

МБОУ Гришинская школа

Учитель – Диденко К. В.

Предмет – Химия

Класс – 8

Урок №5

Дата – 19.09.2017

Раздел 1. Основные понятия химии(уровень атомно-молекулярных учений).

ТБ!

Тема урока: Практическая работа №2 «Очистка загрязненной поваренной соли».

Цель урока: познакомиться со способами разделения и очистки смесей, практически провести очистку загрязненной поваренной соли.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания о чистых веществах и смесях; п ознакомить и освоить простейшие способы разделения веществ: растворение, фильтрование, выпаривание. Закрепить знания правил техники безопасности в химической лаборатории.

Развивающие:

развивать практические навыки в проведении лабораторных опытов. приучать к аккуратной работе в тетради, работе с реактивами с соблюдением ТБ, развивать коммуникативные способности,

Воспитательные: учить работать самостоятельно, уметь сравнивать, делать выводы, воспитывать взаимовыручку, научить работать в группах.

Оборудование и реактивы: компьютер, проектор, презентация, инструкции, тестовые задания, стакан, воронка, стакан с водой, ножницы, бумага фильтровальная, спиртовка, спички, держатель, предметное стекло. смесь соли с песком.

Тип урока : урок- практикум

План урока

1. Вступительное слово учителя.(5 мин)

2. Представление лабораторий (3 мин)

3. Тесты на знание правил техники безопасности. (5 мин)

4. Видеоопыт (1 мин)

5. Эксперимент.(15 мин)

6. Оформление отчёта о проделанной работе. (10 мин)

7. Итоги лаборатории «СЭС» (1 мин)

8. Закрепление материала. (3 мин)

9. Рефлексия.(1 мин)

10. Домашнее задание. (1 мин)

Ход урока:

1.Вступительное слово учителя:

Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы с вами познакомимся со способами очистки веществ. А с каким веществом мы будем работать угадайте. Разгадайте ребус. (Ребята угадывают)

Учитель. Правильно. Это вещество - соль. Сегодня мы проведем практическую работу №2. Откройте тетради для практических работ и запишите тему практической работы. Сообщаю цели урока. Где же содержится много соли на Земле? (Сообщение ученика.)

Сообщение ученика. Большая часть (71%) поверхности планеты Земля покрыта океанами и морями. Океан - это не просто вода, это достаточно солёная вода, содержащая 35г соли на 1 литр воды. Если выпарить весь океан и полученную соль равномерно рассыпать по Земле, она покроется стопятидесятиметровым слоем соли.

Поваренная соль - минерал, который люди употребляют в пищу в естественном виде. В Казахстане много солевых озер и залежей каменной соли (галита). Они служат источником добычи поваренной соли. Наибольшие запасы в Прикаспийской низменности, Приаралье, по течению реки Иртыш. Не менее двух тысяч лет назад добыча поваренной соли стала вестись выпариванием морской воды. Этот способ вначале появился в странах с сухим и жарким климатом, где испарение воды происходило естественным путём; по мере его распространения воду стали подогревать искусственно.

(Показывая пачку соли) Рекомендуемое суточное потребление соли для взрослого человека – 6 г. Многие люди превышают эту норму (в 20 раз) и тем самым наносят вред здоровью. «Белая смерть» вызывает нарушение деятельности почек, обмена веществ, сердечно-сосудистые заболевания.

Учитель. Мы употребляем соль чистую, а природная соль содержит много примесей.

2. Представление лабораторий:

Я предлагаю выступить вам представителями лабораторий разных химических комбинатов. (На столах стоят таблички с названиями лабораторий):

«Булочка» - лаборатория пекарни «Иртыш»;

«Рипус» - лаборатория «Рыбпрома»;

«Пампушка» - лаборатория маслозавода;

«Крепыш» - лаборатория молочного комбината.

Задача каждой лаборатории: провести очистку соли от примесей и оформить отчёт о проделанной работе.

Контролировать качество выполнения работы будет лаборатория «СЭС», в которую входят учащиеся из класса, уже проделавшие эту работу. У консультантов имеются листы оценивания групп.

За урок получите две оценки. Первую – за правильность выполнения эксперимента и технику безопасности, вторую – за оформление отчёта.

Дома вы познакомились с работой на стр. 205 учебник 8 класс Н.Нурахметов, К. Сарманова, К. Жексембина.

Сейчас, вы в группах изучите инструкции по выполнению работы, а эксперты (по одному в каждой группе) проверят вашу подготовку.

Ребята с лаборатории «СЭС» (консультанты из разных лабораторий) докладывают о готовности к эксперименту.

3. Тесты: Перед экспериментом повторим технику безопасности в химической лаборатории. Сейчас выполним тесты на знание правил техники безопасности. (на столах у каждого учащегося находятся тесты). (3 мин)

Учитель: Проверим выполнение тестов в парах, сверьтесь с ответами на доске и поставьте оценку. Сейчас мы посмотрим видеоопыт по проведению работы.

4. Видеоопыт.

5.Эксперимент: Проводится в каждой лаборатории, консультанты следят за работой, заполняют листы оценивания.

6.Оформление отчёта о проделанной работе:

Образец оформления работы:

Что делали?

Что наблюдали?

Выводы

кристаллики соли хорошо растворяются в воде

на фильтре остаются примеси, не растворившиеся в воде, в стакане – прозрачный раствор соли (фильтрат)

неоднородную смесь можно разделить фильтрованием

3. провели выпаривание

вода испаряется, а в фарфоровой чашке остались кристаллики соли

однородную смесь можно разделить выпариванием

Все ребята выполняют отчёты в тетрадях для практических работ.

В конце урока сдают тетради учителю.

7. Итоги лаборатории:

Представители лаборатории, которые контролировали работу ребят из других лабораторий, показывают чистую соль на предметном стекле и сдают листы оценивания.

8. Закрепление материала.

Учитель: закончите фразы:

1.Однородную смесь можно разделить …

2. При выполнении практической работы были использованы следующие способы очистки…

3. Метод разделения песка и соли основан...

8.Вывод . Учащиеся самостоятельно под руководством учителя делают вывод. Мы практически осуществили очистку поваренной соли, познакомились с простейшими способами разделения неоднородных и однородных смесей.

9. Рефлексия. (Учащиеся поднимают смайлики).

10. Домашнее задание. Знать правила техники безопасности; способы разделения однородных и неоднородных смесей; Составить план разделения смеси по вариантам: а) речной песок, бензин, соль; б) железные, древесные опилки, сахарный песок.

И в завершении нашего урока я бы хотела поблагодарить всех за работу.

Урок окончен. До свидания.

Приложение 1.

Инструкция по выполнению практической работы №2.

«Очистка загрязненной поваренной соли»

Цель работы: закрепить знания о чистых веществах и смесях; практически провести очистку загрязненной поваренной соли.

Оборудование и реактивы: штатив лабораторный, стакан, воронка, стакан с водой, ножницы, бумага фильтровальная, спиртовка, спички, держатель, предметное стекло,смесь соли с песком.

Ход работы:

    Растворите смесь песка и соли в воде;

    Соберите прибор для фильтрования, из фильтровальной бумаги вырежьте фильтр и подгоните его под размер воронки;

    Отфильтруйте смесь;

    Налейте небольшое количество фильтрата в фарфоровую чашку, проведите выпаривание;

    Ответьте на вопросы: а) каков характер разделяемых смесей?

б) на чем основаны методы разделения?

По итогам проведенных опытов заполните таблицу, сделайте вывод.

Образец оформления работы:

Что делали?

Что наблюдали?

Выводы

1. растворили смесь соли с песком в воде

2. приготовили фильтр и провели фильтрование

3. провели выпаривание

Вывод .

Приложение 2.

Тест на знание правил техники безопасности.

1. Как положено вести себя в школьной химической лаборатории?

А) можно перекусить

Б) можно смешивать реактивы, не пользуясь инструкцией

В) можно бегать и шуметь

Г) следует соблюдать на рабочем месте чистоту и порядок

2. Чего нельзя делать при работе со спиртовкой?

А) тушить огонь колпачком

Б) зажигать спичками

В) зажигать от другой спиртовки

Г) заполнять этиловым спиртом

3. Фарфоровую чашечку нагревают в пламени спиртовки, держа:

А) руками

Б) держателем

В) щипцами

4. Полученную очищенную соль:

А) можно попробовать на вкус

Б) нельзя пробовать на вкус

5. Что нужно делать, если разлил раствор вещества:

А) сообщить учителю или лаборанту

Б) самостоятельно убрать разлитое вещество

В) сделать вид, что ничего не случилось.

Приложение 3.

Лист оценивания.

Ф,И учащегося

Подготовка к работе

Знание правил ТБ

Культура проведения эксперимента

Уборка рабочего места