Дни русского языка в образовательных учреждениях района.

Сценарий

внеклассного мероприятия посвящённого

Дню русского языка.

Ведущий : Ребята, сегодня наше занятие посвящено» Дню русского языка». Идею учреждения Дня русского языка впервые высказал автор Русской игры слов Иван КЛИМЕНКО на страницах "Парламентской газеты" 26 декабря 2007 года В статье "Да будет День!" автор, подводя итоги Года русского языка, отмечает "...опыт именного Года свидетельствует о том, что для непременного развития языка в каждом грядущем календарном году обязательно должен еще быть и один именной День. День русского языка. Всемирный праздник для всего Русского мира". Но ни законодательная, ни исполнительная власти России на предложение не отреагировали.

Еще раньше, в 1996 году, День защиты русского языка 6 июня, в День рождения А.С. Пушкина, начала праздновать Русская община Крыма. С 2007 года 6 июня стал открываться Международный фестиваль русской, славянской культуры «ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЛОВО», проводимый в Крыму по инициативе Русской общины Крыма. Именно в этот день участников фестиваля на протяжении многих лет поздравляет Президент Российской Федерации.

Идею в 2010 году поддержала ООН, учредив и отпраздновав 6 июня, в день рождения Александра Пушкина, День русского языка . А через год соответствующий указ был подписан и : «Установить День русского языка и отмечать его ежегодно, 6 июня, в день рождения великого русского поэта, основоположника современного русского литературного языка ».

6 июня, в день рождения великого русского поэта А. С. Пушкина, в рамках программы поддержки и развития многоязычия и культурного многообразия, в отмечается День русского языка. Одна из целей этой программы - поддержание равноправия всех шести официальных языков ООН : , и .

Памятные дни языков (программа ООН):

    20 марта - День французского языка ().

    20 апреля - (посвящен , основателю китайской письменности).

    23 апреля - (день рождения ).

    6 июня - День русского языка (день рождения ).

    12 октября - («Dia de la Hispanidad» - день испаноязычной культуры).

    18 декабря - (день утверждения в 1973 году решения о включении арабского языка в число официальных и рабочих языков и ее главных комитетов).

2. Выступления у чащихся

Более 250 миллионов человек в мире владеют русским. Для празднования Дня русского языка была установлена дата 6 июня. Это день рождения Александра Пушкина, великого писателя, поэта, драматурга. Кроме того, Пушкин считается создателем современного литературного русского языка. Перечислять произведения Александра Сергеевича не имеет смысла - они знакомы любому человеку, живущему в России или говорящему по-русски. Русский язык - один из крупнейших языков мира, является самым распространенным из славянских языков, самым распространенным европейским языком в географическом смысле и по общему числу говорящих занимает место в первой десятке мировых языков.

Учитель : - Ребята, а кто из вас приготовил высказывания о русском языке?

Высказывания выдающихся писателей о русском языке

Русский язык - это прежде всего Пушкин - нерушимый причал русского языка. Это Лермонтов, Лев Толстой, Лесков, Чехов, Горький.

Наш русский язык, более всех новых, может быть, способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилию форм. Я. А. Добролюбов

Что русский язык - один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения. В. Г. Белинский

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!., нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! И. С. Тургенев

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи. Н. В. Гоголь

Русский язык в умелых руках и в опытных устах- красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен . А. И. Куприн

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. К. Г. Паустовский

Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли. К. Г. Паустовский

Русский язык - язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков. П. Мериме

Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей. М. Горький

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. И. С. Тургенев

Учитель: Сегодня мы коснемся поэзии о русском языке.

(чтение учащимися стихов)

Поэты тонко чувствуют красоту и глубину языка, на котором творят. Напевность русской речи и богатство ее оттенков – в полной мере проявляется в русской поэзии. Как тонко подметил Константин Паустовский:

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск…”

Константин Дмитриевич Бальмонт сказал о русском языке:

Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нём раздолье,
В нём клёкоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.

С этим соглашается М. Дудин в своем стихотворении:

Ты твёрд и гибок, нежен и силён,
Ты – соловей на ветке бересклета.
Ты – сталь и пепел, колокол и лён,
Загадка тьмы и откровенье света.

Анна Ахматова в тяжелую пору Великой Отечественной войны писала:

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое Русское Слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.

С огромной любовью Набоков, переживая утрату своей Родины, говорил о русском языке: «Все, что есть у меня – мой язык…»:

Нельзя не вспомнить и слова Лермонтова в его стихотворении «Молитва»:

Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненья далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…

И как современно звучит призыв Ивана Бунина беречь этот яркий многоликий меткий язык:

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный - речь.

Учитель: А сейчас мы отправимся с вами в Занимательный мир Русского языка. Я приглашаю вас поучаствовать в Викторине «Мой Русский язык»

Пояснительная записка

Викторина проводится в форме командной игры среди обучающихся 2 -4 классов. В каждой команде по 4 человека. Команды располагаются за отдельными столами, имеют свой флажок для сигнала готовности команды отвечать на вопрос. У ведущего – жетоны для оценивания ответов команд. Представители команд тянут карточки с заданиями. Если команда затрудняется дать ответ после обсуждения, право ответа переходит к соперникам. За правильный ответ – жетон.

Ход викторины.

    Конкурс « Собери пословицу»

(Командам предлагаются разрезанные пословицы):

Птицу видно по полёту, а человека по делам.

Нет умного соседа – побеседуй с книгой.

Дерево держится корнями, а человек – друзьями.

Работе время, а досугу час.

    Задания для конкурсов:

В рамках празднования Дня русского языка в Пановской средней школе прошли различные мероприятия.

Для учащихся 4-5 коррекционных классов 22 мая был организован урок «Культура общения». Ребята узнали, что такое «культура общения», что означают понятия «культурная речь» и «культурный человек» и каким образом мы можем пополнять свой словарный запас. Учащиеся приняли участие в конкурсах «Пословицы», «Проверь себя», «Общение».

Ярко и увлекательно прошла игра «Шаг навстречу»

23 мая с учащимися 5-6 класса состоялась беседа «Русский язык - средство межнационального общения», в ходе которой ребята посмотрели презентацию «Международное значение русского языка» и узнали, что русский язык в современном мире выполняет три функции: национальный язык русского народа, средство межнационального общения в Российской Федерации и СНГ, один из мировых языков.

Многонациональный состав учащихся 5-6 классов

24.05.2017 года в 9 классе прошло праздничное мероприятие «История славянской письменности», посвященное Дню славянской письменности и культуры. Ребята выступили с сообщениями об истоках славянской письменности, о Святых равноапостольных братьях Кирилле и Мефодии, которые принесли на славянскую землю письменность и азбуку.

Завершила мероприятие интеллектуальная игра «Вопросы древности – ответы современности».

25 мая – прошел круглый стол «Русский язык-язык мира и добра», в котором приняли участие учащиеся 7-8 классов. Они читали стихи, делали сообщения, которые подготовили самостоятельно, решали лингвистические задачи. Их вниманию была предложена презентация на тему занятия.

Завершились праздничные мероприятия 6 июня в день рождения великого русского писателя Александра Сергеевича Пушкина. Именно в этот день отмечается российский и международный государственный праздник, посвящённый русскому языку, - Международный день русского языка. В Российской Федерации праздник учреждён в 2011 году.

Образование национального литературного языка - это процесс длительный и постепенный. Этот процесс слагается из трех основных исторических этапов, опираясь на три общественные предпосылки:

а) сплочение территорий с населением, говорящим на одном языке (для России это осуществилось уже к XVII в.);

б) устранение препятствий в развитии языка (реформы Петра Первого, стилистическая система Ломоносова, создание нового слога Карамзина);

в) закрепление языка в литературе(Крылов, Грибоедов, Пушкин).
Главная историческая заслуга Пушкина и состоит в том, что им завершено закрепление русского народно-разговорного языка в литературе. Русский поэт, драматург и прозаик, заложивший основы русского реалистического направления, критик и теоретик литературы, историк, публицист; один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века.

6 июня в Пушкинский день в школе состоялся праздник. Ребята, которые посещают школьный лагерь с дневным пребыванием, узнали об истории празднования Международного дня русского языка. Учителя русского языка и литературы подготовили для учащихся презентацию о жизни и творчестве А.С. Пушкина. На празднике звучали стихи Пушкина, Тургенева, Ахматовой и других поэтов, посвященные родному языку.

Затем ребята приняли участие в литературной викторине, прочитали свои любимые стихи Пушкина.

ОТКРЫТИЕ ФЕСТИВАЛЯ

«ДЕНЬ РУССКОГО ЯЗЫКА »

«Приветственная песня» на мелодию песни «Учат в школе»

Все, кто любят наш язык,

Слово уважать привык,

Знания новые искать,

Мир словесный постигать

Мы друг другу в этот день

Пообещали

На вопросы отвечать

И в значенья слов вникать

Будем вместе, будем вместе

Будем вместе.

С русским языком дружить,

Добрым словом дорожить

Лучше вместе, потому что

Интересней.

УЧИТЕЛЬ : Дорогие ребята! Уважаемые гости! Школьная страна вновь приветствует Вас на своих дорогах. Сегодня у нас в школе – День русского языка, праздник русского языка.

УЧЕНИК: Какой праздник может быть у русского языка. Мы его изучаем каждый день, диктанты пишем. Оценки не всегда хорошие получаем. Не может быть никакого интересного праздника с русским языком!

УЧИТЕЛЬ: А вот и нет! Этот праздник особый, ведь мы с вами окажемся в сказочном мире, мире слов и произведений А.С.Пушкина.

Тогда наш праздник начинается!

1. Пролегли от городов пути-дороженьки по всему белому свету.

Как по этим путям-дороженькам идёт славушка великая

Про язык наш могучий.

2. Ты думаешь, что сидя в этом зале, много о русском языке

сказать можно?

3. Всё – не всё! Мало ли много!

На празднике всё можно.

Слушайте, выступайте,

И знания получайте!

Звучит песня Георгия Гладкова «Говорим на русском языке»

ПРАЗДНИК «РУССКОГО ЯЗЫКА»

(НА СЦЕНЕ СТОИТ СТОЛ ЗА НИМ СИДЯТ УЧЕНИЦЫ, РАССМАТРИВАЮТ: АЗБУКУ, РУССКИЙ ЯЗЫК, СЛОВАРЬ, КНИГУ А.С.ПУШКИНА)

1 учен .: (в руках держит Азбуку)

Вот Азбука – начало всех начал.

Открыл букварь – и детство так и дунуло!

А Константин – философ по ночам.

Не спал, наверное, буковки выдумывал.

Шептал. Перо в чернила окунал.

Он понимал, что буковки основа

Грядущего неписаного слова,

Великого, как Тихий океан.

2 учен: Щедрое народное наследство –

Я люблю красивый наш язык,

Ведь на русском говорю я с детства,

Словно к матери, к нему привык.

3 учен: Известные мастера русского слова Ломоносов, Тургенев, Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.

4 учен: В своём прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» Иван Сергеевич Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным».

В письмах к молодым читателям он завещает бережно относиться к родному языку: (открывает книгу И.С.Тургенева и читает).

«Ещё один последний совет молодым литераторам и одна последняя просьба. А просьба моя состоит в следующем: берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса!..»

4 учен: Да, если в умелых руках, то чудеса действительно случаются, но вы помните случай, когда от запятой зависела жизнь человека. Помните знаменитую фразу «Казнить нельзя, помиловать!»

(На сцену выходят Королева Пунктуация, Королева Орфография, их слуги.У королевы Орфографии в руках письмо и оно же на экране)

Королева Пунктуация:

Что загрустила, дорогая Орфография? С момента получения письма ты сама не своя! Проблемы в семье? Ждёшь в гости кого-то, а он не приходит. Может, кто-то не совсем здоров? Уж не эпидемия ли безграмотности в школе?

Королева Орфография: Да, письмо-то меня и озадачило.

("Грустные вести" А. Шибаев)

Пришло письмишко мне,

Из лагеря, от Мишки…

"Здесь чудный лук, и я лижу", -

Написано в письмишке.

Лук лижет?! Что за чудеса!

"Здесь – лиса, красивый длинный прут".

И что такое он плетет –

Не разберусь, хоть тресни:

"Когда отряд идет в поход, я запиваю песни…

На днях в лису нашел я грусть и очень был доволен…"

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

Королева Пунктуация:

Твой друг серьезно болен.

Вернется – надо подлечить:

Заставь - ка правила учить…

Королева Орфография: Да-да, пойду его лечить.

Заставлю правила учить!

(разыгрывается сцена «В Королевстве Пунктуации»)

ПРИДВОРНЫЙ: Ваше величество, королева Пунктуация! В королевство пришёл чужестранец! Нечёсаный, лохматый! И главное, нас. Знаки препинания, не признаёт. Вперёд идёт напролом.

КОРОЛЕВА: Ничего, мы проучим его, мы научим с нами считаться.

(вход ФЕЯ).

ФЕДЯ: Какие деревья странные. А там, кажется, кто-то сидит. Вот чудо гороховое! (обращается к Королеве). Эй ты, каракатица. Что у тебя на голове?

КОРОЛЕВА : (поправляет корону) Как смеешь говорить ты со мною, с королевою самою, да не с простой королевой, а с королевой Пунктуации! За что ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий?

ФЕДЯ: Федя.

КОРОЛЕВА: Так вот, Федя, если ты дерзкий, то может и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь – жив будешь, неправильно – умрёшь.

ФЕДЯ: Давайте ваше предложение и запятую вот так: Казнить, нельзя помиловать!

КОРОЛЕВА: Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу.

ФЕДЯ: Ой, подождите, подумать – то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать. А в игре «Что? Где? Когда?» так и говорят: «Минута на размышление». А тут жизнь решается.

КОРОЛЕВА: Ладно, думай. Но смотри, ошибёшься, домой не попадёшь.

ФЕДЯ: Ну, куда же ляпнуть-то её. Думай, Федя, думай. О! Догадался:

Казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово казнить, от слова нельзя не убежишь, запятая тебе путь преграждает.

КОРОЛЕВА: Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение чужестранцу!

ФЕДЯ: Не надо. Мне домой, если можно.

КОРОЛЕВА: Так надо или не надо, и что не надо? В нашем королевстве точность любят. Куда запятые поставишь в предложении: Не надо мне домой если можно?

ФЕДЯ: (ставит запятые) Не надо, мне домой, если можно.

КОРОЛЕВА: Ну, теперь ясно. Беги, Федя. (Федя уходит)

КОРОЛЕВА: А знаете ли вы, ребята, что 6 июня весь мир отмечает День русского языка. А мы собрались здесь с вами, чтобы тоже отметить этот день. На правах Королевы Пунктуации разрешите наш праздник считать открытым.

(на сцену выходит ученица)

1 чтец : Великий русский писатель Максим Горький считал язык тонким инструментом, хорошее знание которого немыслимо без уважения к языку.

Ученица:

А многие наши современники настолько обленились, что для выражения своих чувств употребляют только два слова «У, блин» или «У, клево». Еще совсем недавно люди по своей наивности думали, что блины- это сорт выпечки, употребляемый в пищу.

Ученик:

Любой здравомыслящий человек употребит слово «клево», когда у людей хороший клев на рыбалке, ему радостно. Самое главное в нашей жизни это быть «крутым». Были крутыми берега, спуски, склоны, но «крутые» люди до 90-х годов ХХ века не попадались.

Ученица:

Особенно «крутизна» занимает умы нашей молодежи. Их деятельность жизни может позавидовать любой наш предок. Они постоянно «тащатся», «прикалываются», «наезжают», «обламываются», «вырубаются».

Ученик:

Так вот, если наша речь будет развиваться в таком же стиле, то через 200-300 лет наши потомки вряд ли сумеют понять произведения великих классиков: А. С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого и др..

Послушайте «Новый русский» перевод стихотворения Некрасова

Мужичок с ноготок

Однажды в студеную зимнюю пору

Я из лесу вышел: был сильный мороз.

Вижу: вдруг прет ко мне по наклонной

Пацан, правда, « не крутой;

Блиновый на вид и прикидик не клевый.

«Здорово, чувак!» - я ему говорю.

«А где родаки?» - «Да шнурки-то в стакане,

А от тебя я, в натуре, тащусь».

Я –то сперва не врубился, не въехал.

«Что обломался? – он мне говорит.

«бывалый, наезжать на тебя я не стану.

Ужо прикольнулся. Бывай и прощай».

«Ну, трогай!» - воскликнул малюточка басом,

Схватил за уздцы и быстрей пошагал.

Ученица:

Горько и обидно становится от того, что есть такие ребята, которые жестоко поступают с языком. Они с детства убивают в себе умение говорить грамотно, красиво, а слова любят нежность.

Ученик:

«не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык – тоже инструмент, музыкальный инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им» -писал М.Горький.

2-й : Русский язык – это государственный язык для 145 миллионов россиян. Это язык связи с родиной для 30 миллионов наших соотечественников за рубежом.

4-й : Русский язык – это язык национальной гордости и достоинства!

1-й: Еще в начале тридцатых годов 20 века замечательный писатель А.Н.Толстой, восторгаясь богатством русского языка, утверждал: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), - русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара».

В наши дни сбылось предвидение писателя: русский язык стал одним из широко известных мировых языков.

2-й: Известные мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, М.Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.

В своём прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И.С. Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным».

1 ведущий:

Согласитесь, друзья, приятно слушать правильную, красивую и плавную речь. Невольно вспоминаются строки Александра Сергеевича Пушкина о царевне Лебеди: «Сладку речь-то говорит, будто реченька журчит». Ведь и в самом деле, человеческая речь напоминает журчание речки. Недаром, «речь» и «речка» - слова, возникшие из одного корня.

2 ведущий:

Сегодня мы с вами тоже, как и все мировое сообщество, празднуем День русского языка.

Слово предоставляется учителю русского языка и литературы МБОУ «Байгильдинская СОШ» Зайцевой Ираиде Вениаминовне.

Наш праздник продолжается и мы приглашаем в нашу студию Дипломанта конкурса фильма на тему «Русский язык в моей жизни»……_______________________________________________________________________

Ему слово.

1 ведущий

Сегодня День Русского языка мы отмечаем

И в Байгильдино всех вас дружно встречаем,

Целый день мы Пушкина читаем,

И его стихи мы распеваем.

В студию приглашается Дипломанты конкурса чтецов…_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________….

В номинации «Для вдохновенных песнопений избрать возвышенный предмет» (исполнение музыкальных произведений на слова А.С.Пушкина) лучше всего проявили себя ….

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 ведущий.

Свет наш зеркальце скажи

Да всю правду доложи.

Кто сценку лучшую представил

И Пушкина творения прославил.

В номинации «Игра сменяется игрою..» (театрализованная композиция по творчеству А.С.Пушкина) победили.. Им слово._______________________________________________________________________________

1 ведущий.

Мы пишем к вам, чего же боле,

Что можем мы еще сказать.

В своих эссе о Пушкине и русском языке,

Старались чувства, мысли описать.

Что получилось у ребят,

Жюри должно теперь сказать.

Для подведения результатов конкурса сочинения – эссе на тему «Мой Пушкин» и «Почему я изучаю русский язык?» слово предоставляется ……._______________________________________________________________________________

2 ведущий.

Усердней с каждым днём смотрю в словарь

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдёт искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь.

А.С.Пушкин и Владимир Иванович Даль –этих великих людей сближает не только историческая эпоха. Объединяют их любовь к русскому языку и словесности, многогранный талант, одарённость, трудолюбие. Их имена – гордость и слава культуры России, и её науки.

Слово предоставляется ветерану педагогического труда Николаеву Петру Николаевичу.

___________________________________________________________________________________

1. Благодарим мы прежние эпохи,

Учёных, и поэтов, и народ,

Они язык, что подарили Боги

Хранили даже в самый трудный год.

2. Благодарю я мать, что мне читала

И раскрывая каждой сказки смысл,

Она ошибки с детства исправляла

И пробуждала к жизни мою мысль.

3. Благодарю я Куприна и, Толстого

Тургенева и Чехова всегда.

Что берегли родной язык, и снова

Он нужен нам, как воздух и вода.

4. Родная речь, родной язык любимый,

Мы силу черпаем в тебе во все века.

Вместе : ТЫ – НАША ДРАГОЦЕННОСТЬ, НАША СИЛА,

И РОЛЬ ИГРАЕШЬ В ЖИЗНИ МАЯКА!

2 ведущий:

Дорогие ребята, на этом наша передача, посвященная Дню Русского языка, подходит к концу. Любите и берегите наш родной язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами.

Много языков на свете разных-

Выучить их все не смог бы я,

Все они по-своему прекрасны,

В каждом есть изюминка своя.

Говорят в Париже по-французски,

По-немецки говорит Берлин;

Мне же дорог мой, привычный, русский,

Для меня родной лишь он один.

Мелодичный, гибкий и певучий,

С детства он меня очаровал,

И не зря великим и могучим

Наш язык Тургенев называл.

Развиваясь быстро, динамично,

Впитывая разные слова.

Новое воспринимал отлично,

Но и мудрость предков в нём жива.

Да и только нашей, русской речью

Можно Русь привольную воспеть!

Будет жить язык наш русский вечно

И не сможет, верю, умереть!

Если ты ищешь отрады цветник,

Выучи, выучи русский язык.

Он переводчик, он проводник.

Выучи, выучи русский язык.

Выучи, выучи русский язык!

Выучи, выучи русский язык!

Все, кто любят наш язык,

Слово уважать привык,

Собрались сегодня в нашем зале,

Знания новые искать,

Мир словесный постигать

Мы друг другу в этот день

Пообещали

На вопросы отвечать

И в значенья слов вникать

Будем вместе, будем вместе

Будем вместе.

С русским языком дружить,

Добрым словом дорожить

Лучше вместе, потому что

Интересней.

исполняют «Приветственную песню» на мелодию песни «Учат в школе»)

Все, кто любят наш язык,

Слово уважать привык,

Собрались сегодня в нашем зале,

Знания новые искать,

Мир словесный постигать

Мы друг другу в этот день

Пообещали

На вопросы отвечать

И в значенья слов вникать

Будем вместе, будем вместе

Будем вместе.

С русским языком дружить,

Добрым словом дорожить

Лучше вместе, потому что

Интересней.

исполняют «Приветственную песню» на мелодию песни «Учат в школе»)

Все, кто любят наш язык,

Слово уважать привык,

Собрались сегодня в нашем зале,

Знания новые искать,

Мир словесный постигать

Мы друг другу в этот день

Пообещали

На вопросы отвечать

И в значенья слов вникать

Будем вместе, будем вместе

Будем вместе.

С русским языком дружить,

Добрым словом дорожить

Лучше вместе, потому что

Интересней.

Звучит песня "Выучи русский язык".

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре –

Выучи, выучи русский язык.

Он твой наставник – великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи, выучи русский язык.

Русское слово живет на страницах

Мир окрыляющих пушкинских книг.

Русское слово - свободы зарница,

Выучи, выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник,

Блещет зеркальностью русское слово -

Выучи, выучи русский язык!

Звучит песня "Выучи русский язык".

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре –

Выучи, выучи русский язык.

Он твой наставник – великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи, выучи русский язык.

Русское слово живет на страницах

Мир окрыляющих пушкинских книг.

Русское слово - свободы зарница,

Выучи, выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник,

Блещет зеркальностью русское слово -

Выучи, выучи русский язык!

Звучит песня "Выучи русский язык".

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре –

Выучи, выучи русский язык.

Он твой наставник – великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи, выучи русский язык.

Русское слово живет на страницах

Мир окрыляющих пушкинских книг.

Русское слово - свободы зарница,

Выучи, выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник,

Блещет зеркальностью русское слово -

Выучи, выучи русский язык!

1. Цели и задачи конкурса.

выявить знатоков русского языка, раскрыть творческий потенциал обучающихся;

расширить и обобщить знания обучающихся по лексике и фразеологии, грамматике и риторике, орфографии и орфоэпии;

обогатить лексический запас обучающихся, расширить кругозор школьников.

Развивающий аспект:

развивать надпредметные умения и навыки (анализировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать);

развивать умения слушать, вести диалог, монолог, делать умозаключения, красиво и точно выражать свои мысли;

развивать мотивацию к обучению;

развивать интеллектуальные способности.

Воспитательный аспект:

воспитывать интерес к предмету, к родному языку;

формировать бережное, уважительное отношение к русскому языку.

Ведущий I . Семь чудес света… Такое название во времена античности получили поражающие своим великолепием, размерами, красотой, техникой исполнения творения человеческого гения. Это египетские пирамиды, храм Артемиды в Эфесе, висячие сады Семирамиды в Вавилоне, Фаросский маяк в Александрии, статуя Зевса в Олимпии, Гелиоса в Родосе.

Ведущий II . А самое удивительное и неповторимое чудо – человеческий язык, позволяющий нам выразить свои мысли, чувства, настроения, передать увиденное и услышанное.

Ведущий I . Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Ведущий II . Он язык Луны и планет,

Наших спутников и ракет,

На совете за круглым столом

Разговаривайте на нём:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

Ведущий I . Так писал о своём родном русском языке известный поэт А.Яшин в стихотворении «Русский язык».

Ведущий I . Сегодня, дорогие друзья, мы проводим конкурс «Знатоки русского языка», где каждый может проявить свой интеллект, свои знания в области русского языка, эрудицию, мышление, находчивость.

Ведущий II . Наше сегодняшнее соревнование начинается, и мы проводим «Блиц-турнир».

2. С кем сразился Илья Муромец в начале своего боевого пути? (с Соловьем Разбойником).

4. Как зовут благородного английского разбойника? (Робин Гуд).

5. С кем в пути встретился Вольга? (с Микулой Селянинов.)

6. Как греки назвали свои сказки? (мифы).

7. Как называется произведение, которое считается энциклопедией русской жизни?

8. Кто подковал блоху? (Левша).

9. Знаменитый русский баснописец. (Крылов).

10. Назовите имена друзей д’Артаньяна. (Атос, Портос, Арамис).

11. Друг и помощник Шерлока Холмса. (доктор Ватсон).

13. . Как называется произведение, которое считается энциклопедией дореформенной и послереформенной жизни крестьян?

14. Как звали внука сына Абрама Петровича Ганнибала? (Пушкин).

15. Имя подлого труса (Леопольд).

16. Синоним преувеличения. (гипербола).

17. Возраст Тараса Бульбы (60).

18. В кого превратился гадкий утенок? (в лебедя)

19. Город, в котором родился Пушкин. (Москва).

20. Кто ходит в гости по утрам? (Винни-Пух).

21. Образное определение (эпитет).

22. Единоначатие

23. Дробление одного предложения на несколько (парцелляция)

24. Кто воспитывал Лермонтова в детские годы? (Бабушка Елизавета Арсеньева).

II . Конкурс Тема «Лексика»

    Какими русскими словами можно заменить иноязычные слова:

Трасса

Дискуссия

Авеню

Маэстро

Атеист

Триумф

2.Подберите имена прилагательные – определения к каждому из данных ниже слов:

Тюль м.р.

Картофель м.р.

Фасоль ж.р.

колибри м. ж.р.

кофе м.р.

шампунь м.р.

Сочи м.р.

Рояль м.р.

Мозоль ж.р.

Конкурс «скульптурных групп»

Ведущий: - Ваша задача- изобразить скульптуру, воплотив в неё следующие афоризмы: (краткое выразительное изречение)

Я волком бы выгрыз бюрократизм.

Красота требует жертв.

Есть женщины в русских селеньях.

Морфологический конкурс.

Определите часть речи. Как называются такие слова? (Омонимы)

Простой

Пила

Стекло

Гнет

Поцелуй

Три

Конкурс « Числительные».

Ведущий: - Вспомните названия литературных произведений, в состав которых входят числительные. (Три толстяка, Три мушкетера, Три медведя, 17 мгновений весны, 12 стульев, Тысяча и одна ночь, 20 тыс. лье под водой, Петр 1, 2 капитана, 4 танкиста и собака, Сказка о мертвой царице и 7 богатырях). Выигрывает та команда, которая в течение 5 минут приведут наибольшее количество литературных произведений.

Конкурс «Знаем ли мы алфавит?»

Ведущий: - За 1 мин. записать в алфавитном порядке имена всех участников турнира.

Конкурс «Автобиография».

Ведущий: - Когда человек устраивается на работу, он пишет автобиографию. Напишите автобиографию от имени знаменитых личностей.

1 команда: DeadPool ;(дэдпул)

2 команда: Человек Паук;

3 команда: Шрэк.

Конкурс «Крылатые слова».

Ведущий I . Крылатые слова: пословицы, поговорки…

Их у русского сотни, тысячи.

Мы их слышим с детства, с их помощью

Нам легче выражать свои мысли, чувства

И переживание, проще общаться с окружающими.

Ведущий II . Благодаря им наш язык становится образнее, красочнее, ярче.

А сами мы немножко мудрее.

Задание 1.

Задание: объяснить смысл выражений, значение пословиц.

Большому кораблю – большое плавание.

(Напутствие человеку, стремящемуся к достижению высокой цели. Положение одаренному, талантливому человеку проявить себя на каком-либо благодарном поприще).

В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

(Пояснить в новую компанию, общество, дом, надо приспосабливаться к их обычаям, а не отстаивать свои).

Дыма без огня не бывает.

(У каждого следствия есть причина, у каждой сплетни – достоверный источник).

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

(Друзья – это иная ценность, выходящая за рамки «купли-продажи». Друзья дороже денег и нужнее человеку. Это становится ощутимым в трудную минуту).

Чья бы корова мычала, а твоя молчала.

(Не осуждай других, когда самим водятся грехи. Сначала посмотри на себя, а потом делай замечания другим. Выражение чаще всего используется в отношении человека, нагрешившего гораздо больше тех, кого он упрекает).

Воздушные замки.

(Фантастические, невыполнимые планы, замыслы, несбыточные мечтания).

Камень преткновения.

(Выражение употребляется в значении: затруднения, на которое наталкивается кто-нибудь в каком-нибудь деле).

Красной нитью проходит.

(Так говорится о какой-либо отчетливо выделяющейся, господствующей мысли, идее, тенденции).

Медвежья услуга.

(Неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред, неприятность).

Ведущий I . Русский язык богат фразеологизмами.

Я уверена, что вы узнаете много устойчивых выражений.

Задание 2. Выпишите фразеологизмы из текста. (Вторая половина конкурса болельщиков)

Глупые сороки.

Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости, стали держать совет, где его припрятать, чтобы от ворон уберечь. Вороны – известные любители сыра, об этом ещё дедушка Крылов писал. Уже, видно, нюхом почуяли находку, вот одна кружится, другая, третья… Того и гляди утащат средь бела дня сыр из-под носа.

Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись лиса. Съела сыр под шумок и ушла как ни в чем не бывало. Удалилась подальше от греха. Хватились сороки, а её уже и след простыл. И поделом сорокам: не надо было ворон считать. (10)

Задание 4

Продолжите пословицу

1) Кто старое помянет (тому глаз вон).

2) Взялся за гуж (не говори, что не дюж).

3) Что написано пером (то не вырубишь топором).

4) Лучше синица в руках (чем журавль в небе).

5) Не зная броду (не суйся в воду).

6) Что посеешь (то и пожнешь).

Конкурс «Лингвистические задачи»

Задачи по семантике.

Задача 1

Какое слово может означать и гриб, и сладкое?

Ответ: трюфель.

Задача 2

Какое слово может означать и дорожную разметку, и животное?

Ответ: зебра. Зеброй называется разметка, обозначающая пешеходный переход.

Задача 3

Какое слово может означать и часть одежды, и водный поток?

Ответ: рукав. Ср.: рукав пальто и рукав реки.

Задача 4

Какой глагол может означать и издание звука, и сообщение негативной информации?

Ответ: стучать. Второе значение (стучать на кого-либо) отмечают не все словари, но оно, безусловно, есть у этого глагола. Обычно оно описывается как «доносить на кого-либо» и помечается как «разговорное».

Задача 5

Какое слово может означать и множество людей, и часть тела животного?

Ответ: хвост. Ср.: встать в хвост очереди и рыбий хвост.

Задача 6

Какое слово может означать и часть здания, и орган животного?

Ответ: крыло. Ср.: Столовая находится в левом крыле и крыло птицы.

Задача 7

Какое слово может означать и часть растения, и часть тела?

Ответ: лапа. Ср.: медвежья лапа и лапа ели.

Задача 8

Какое слово может означать и образец изделия, и профессию?

Ответ: модель. Ср.: модель самолета и Лена хочет стать моделью.

Задача 9

Какое слово может означать и часть одежды, и природное явление?

Ответ: молния. Ср.: застегнуть молнию и В небе сверкнула молния.

Конкурс болельщиков.

Ведущий I . А теперь для вас награда,

Вот загадка, вот шарада!

Ведущий II . Знаете ли вы, что такое шарада?

Шарада – это загадка, в которой

Задуманное слово делится на

Несколько частей, каждая из

Которых представляет собой

Отдельное слово. Шарады нам

Нужны не только для

Развлечения, но и для учебы…

Вам предстоит отгадать

Предложенные шарады.

Шарады

1. Предлоги эти – просто чудо!

Один – туда, другой – оттуда,

А целое – у наших ног,

Пушистый, ласковый зверек

(кот)

2. Раз – союз и два союз.

Заключили мы союз.

К нам пришел еще предлог,

Получился порошок

Если этот порошок молочком разбавим

Удовольствие большое всем друзьям доставим.

(какао)

3. Первое - предлог,

Второе - летний дом,

А целое порой

Решается с трудом.

(За-дача)

4. Слог первый - вид арбуза,

Второй и третий – два союза,

А целое - скажу я кратко -

Своеобразная загадка.

(Шар-а-да)

5. Три предлога соединя,

Можешь ими покрыть коня.

(По-по-на)

6. Начало слова - лес,

Конец - стихотворение,

А целое - растет, хотя и не растение.

(Бор-ода)

7. Мой первый слог найдешь

В линейках нотных,

Два остальных - защита у животных.

(До-рога)

8. Между союзом и предлогом

Проставь небесное явление,

И три составленные слога

Дадут забор иль заграждение.

(О-град-а)

9. Художник русский - первый слог,

Второй - пчелиная семья.

А целым назовем того,

Кто славу заслужил в боях.

(Ге-рой)

Задание 1. Вспомните фразеологизмы со словами:

взять - быка за рога, верх, в оборот, волю, в руки, всем, в толк, в шоры, голыми руками, горлом, грех на душу, за бока, за горло, задушу, измором, на абордаж, на арапа, на буксир, на карандаш, на мушку, на пушку, на себя, на себя труд, на себя вид, под обстрел, под крылышко, под стражу, пример, с бою, свое, слова обратно, в ум, себя в руки, силой, слово, с места, сторону, много на себя, не взять капли в рот; ни дать ни взять.

Играть - в бирюльки, в загадки, в кошки-мышки, в молчанку, в прятки, вторую скрипку, глазами, жизнью и смертью, комедию, на нервах, на руку, первую скрипку, роль, словами, с огнем.

Победителем считается тот, кто последним назовет фразеологизм, а с другой стороны продолжения не последует.

Ведущий I . Дорогие друзья! Вот и подходит наша встреча к концу. Многие из вас показали блистательные знания, умения владеть удивительными законами русского языка, проявили любовь к нему. Более того, вы, наверное, испытывали радость от того, что узнали что - то новое, интересное.

Ведущий II . Учитесь с улыбкой,

Шутите, учась!

Любая ошибка

Исчезнет, боясь

Весёлой науки

И радостных глаз.

Учитесь без скуки –

Вперёд! В добрый час!

Подведение итогов, вручение грамот и призов.

Учитель в филиале МБОУ Инякинская сош, расположенного в селе Тырново

Это внеклассное мероприятие можно провести по повторению курса русского языка в 5 - 8 классах, а также как праздник, посвящённый русскому языку.

Цели:

Стимулировать интерес к изучению русского языка;

Создать условия для демонстрации учащимися своих знаний и умений;

Воспитывать уважение к русскому языку.

ХОД ИГРЫ

ВСТУПЛЕНИЕ

Сценка «Загадочный сундук».

Вася (выходит на сцену, держит ящик с посылкой и кричит). Откройся! Откройся!

Маша: Ты чего это, Вася кричишь?

Вася: Я не кричу, я слово подбираю.

Маша: Какое слово?

Вася: Какое, какое… Нужное!

Маша: А зачем оно тебе?

Вася: Зачем, зачем… Чтобы сундук открыть. Он без этого слова не откроется!

Маша: А почему?

Вася: Почему, почему… Потому что сундук - то заколдованный! Мне его дедушка прислал. Я тебе разве не говорил?

Маша: Ничего ты мне не говорил.

Вася: У меня дедушка на Кавказе живёт. Работает в большом - пребольшом фруктовом саду. И вот он мне прислал сундук с фруктами. И письмо, а в письме вот что написано. Послушай!

Достаёт письмо, читает:

«Посылаю тебе, внук, замечательный сундук,

В нём найдёшь ты апельсины, яблоки и мандарины.

Но висит на нём замок. Чтоб открыть его ты смог,

Нужно знать простое слово, только скажешь - и готово!

В памяти поройся - может быть, припомнится,

Только скажешь ты его, и сундук откроется! »

Маша: Вот в чём дело! И ты не можешь этого одного единственного слова припомнить?

Вася: Да я ему ж, наверное, тысячу слов говорил.

Маша: И не открывается?

Вася: ни в какую!

Маша: А ты попробуй ещё раз!

Вася: Попробую! (Сундуку) Сундук, сундук откройся быстро! Сундук, сундук, откройся немедленно, сию же минуту! Откройся, а то как дам!

Ударяет по сундуку кулаком, ушибает руку.

Ой, ой, ой!.. Ах ты, деревяшка, негодная!

Маша: А я, кажется, знаю, какое слово нужно сказать, чтобы сундук открылся.

Вася: Что же ты молчишь! Говори!

Маша: Я тебе на ушко скажу. (Шепчет)

Вася: Не может быть! Неужели я этого слова не говорил? Я же миллион слов сказал.

Маша: А этого не говорил. Попробуй!

Вася: Попробовать? Слово - то для меня какое - то непривычное. Я его никому не говорил. Ну что же, попробую, была не была… (к сундуку) Сундучок, откройся… пожалуйста, откройся! Ой, смотри, - яблоки, апельсины, мандарины!

Маша: Вот видишь, как всё просто!

Вася: Спасибо тебе, Маша, угощайся!

Маша: Спасибо.

Ведущий: слово может быть волшебным, слово может быть ласковым, добрым, а может быть злым и холодным.

(Чтение учащимися стихотворения В. Солоухина «Слово о словах»)

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не отправляй его в полёт.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить,

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

Ведущий: Русский язык. Россия. Русь. Сколько глубины в этих понятиях! Сколько признаний в любви им посвящено! Вот одно их них.

Художественная миниатюра «РУСЬ»

Русь. Короткое - в один слог всего! - а какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами. Учёные высказали много соображений, что оно обозначает: и кто из учёных прав, а кто нет, я не знаю. Положа руку на сердце, я считаю, что у слова «Русь» много значений, как много притоков у великой реки.

Русь. Русские. Россия. Россияне.

Не мне одному представляется, что эти слова родственны слову «русло» (ложе реки по которому она течёт).

«Русалка» - сказочная обитательница рек и озёр с прекрасным лицом и рыбьим хвостом.

«Роса» и производное от неё слово «росяница» - обильная, «толстая» роса, лежащая поутру на травах или деревьях.

Иными словами, Русь - это страна, где много рек, озёр, а русский - это человек, живущий у воды.

Есть у слова «Русь» ещё одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал их первых уст, от живого человека. На севере, за лесами, за болотами встречаются деревни, где старые люди говорят по - старинному, почти так же, как тысячу лет назад.

Тихо - смирно я жил в такой деревне и «ловил» старинные слова.

Моя хозяйка Анна Ивановна как - то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости.

Цветочек - то погибал. Я его вынесла на русь - он и зацвёл.

На русь? - ахнул я.

На русь, соколик, на русь. На самую что ни на есть русь.

Осторожно спрашиваю:

Анна Ивановна, а что такое русь?

Русью светлое место зовём. Где солнышко. Да всё светлое, почитай так зовём. Русый парень, русая девушка. Русая рожь - спелая. Убирать пора. Не слыхал, что ли, никогда?

Я слова вымолвить не могу.

Русь - светлое место! Русь - страна света.

Милая, светоносная моя Русь, Родина, родительница моя!

Ведущий:

ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ, ПРАВДИВЫЙ, СВОБОДНЫЙ,

НАРОДНОЙ ЖИВИТЕЛЬНОЙ СИЛЫ РОДНИК!

ТЕБЕ ПОСВЯЩАЕМ ИГРУ МЫ СЕГОДНЯ,

НАШ ГОРДЫЙ, НАШ РУССКИЙ, РОДНОЙ НАШ ЯЗЫК!

Сообщение темы игры. Представление участников. Представление судейской коллегии (по - латински - «ареопаг»). Объявление условий игры.

Игра состоит из пролога, нескольких номинаций и эпилога. Игра командная. На игровом поле 3 стола: зелёный, жёлтый и красный. В игре представлены следующие номинации:

ЛЕКСИКА

Фразеология Пословицы Словари

ЭТИМОЛОГИЯ

МОРФЕМИКА

МОРФОЛОГИЯ

Часть речи Имена Тёмная комната

ФОНЕТИКА

ОРФОГРАФИЯ

ВИКТОРИНА

ЖЕЛАЮ ВСЕМ УДАЧИ!!!

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ИГРЫ

1 конкурс «Говорите правильно»

Задание: исправить ошибки в стихотворении

Между прочим

Говорил он, между прочим,

«Красивее», «Мы так хочем»,

«Досуг, шофер, процент, заем,

«Поверх плана выполняем»,

«Агент звонит цельный день».

В. Масс, М. Червинский

Время - 1 минута.

Жюри оценивает правильность выполнения задания (Макс. - 3 балла)

Ведущий зачитывает правильный ответ.

Между прочим

Говорил он, между прочим,

«Красивее», «Мы так хотим»,

«Досуг, шофер, процент, заем,

Квартал, портфель, бюллетень»,

«Сверх плана выполняем»,

«Агент звонит целый день».

2 конкурс «КОНКУРС КРАСНОРЕЧИЯ»

У участников игры было домашнее задание: подготовить поздравление с Днём защитника Отечества или с Международным женским днём.

Критерии: оригинальность, краткость, лаконичность, выразительность, эмоциональность и не в стихах. (Макс. - 3 балла).

ЛЕКСИКА

Лексика - раздел науки о языке, изучающий словарный состав русского языка.

1. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ.

Скажи одним словом

· Во весь дух. (Быстро)

· Рукой подать. (Близко)

· Сломя голову. (Быстро)

· Прикусить язык. (Замолчать)

За каждый правильный ответ - 1 балл (Макс. 4 балла)

Задание зрителям «Доскажи фразеологизм»

1. Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят:

… («Водой не разольёшь»).

2. Мы исходили городок

Буквально… (вдоль и поперёк).

3. И так устали мы в дороге,

Что еле … (волочили ноги)

4. Фальшивят, путают слова,

Поют … (кто в лес, кто по дрова)

5. Товарищ твой просит украдкой

Ответ списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь … (медвежью услугу).

2. ПОСЛОВИЦЫ.

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему - то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится -

Ведь с ней и горе - не беда.

И наша речь красна пословицей!

Ну что ж, приступим, господа?

А сейчас мы начинаем состязание знатоков народной мудрости.