Основные виды деятельности преподавателя вуза. Актуализация педагогической деятельности преподавателя вуза в современных социокультурных условиях Данные диагностики и анализа деятельности преподавателя…………

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

А ктуальные проблемы преподавательской деятельности в вузе

Богданов В.Г.

Крапивин А.Д.

Образование для любого человека во все времена было и остаётся весьма важной и актуальной проблемой, особенно высшее. Каков образовательный ценз большинства людей, таково и общество, в котором они живут. Обращение к этой теме и решение этого вопроса относится и к высшей школе. Главная задача здесь - обеспечить развитие потенциала будущих специалистов для созидательной, творческой деятельности на благо отечества. Этим нередко определяется оценка уровня развития той или иной страны. А это достигается уровнем и методами преподавательской деятельности учителей, что оказывает решающее значение на социальный прогресс и продуктивность общества и играет ключевую роль в его преобразованиях, обеспечивая соответствие человека современным и будущим требованиям.

Это предполагает использование в высшей профессиональной школе определённых педагогических технологий в течение всего процесса преподавания и усвоения знаний любого предмета с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействие. Педагогическое мастерство преподавателя вуза состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Это творческий процесс, и задача преподавателя - заинтересовать студентов преподаваемым предметом, что, несомненно, скажется продуктивностью образовательного процесса.

Научно-педагогическая культура профессорско-преподавательского состава, личность преподавателя являются исходным и непременным условием и фактором эффективности обучения. Нет плохих учеников - есть плохие преподаватели.

Для успешного функционирования преподавательской деятельности нужна тщательно продуманная настройка всех её составляющих, определённая гибкость и приспособление её к индивидуальным потребностям личностной базовой подготовки. Здесь неизбежно нужно присутствие личностной составляющей деятельности педагога, особенностей контингента студентов, их общего настроения и психологического климата в группе. Учитель должен быть хорошим психологом.

Современный кризис сказался и на преподавательской деятельности, когда педагоги получают недостаточно высокую зарплату и вынуждены уходить на другую работу.

В рамках личностно-ориентированных технологий педагогики самостоятельным направлением выделяются гуманно-личностная составляющая, технология сотрудничества с приоритетом индивидуального подхода к учащемуся, нежестким демократическим управлением, яркой гуманистической направленностью содержания образования.

Гуманно-личностная деятельность преподавателя отличается, прежде всего, своей гуманистической сущностью, демократичностью педагогических отношений, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей, проповедуя идеи всестороннего уважения к студенту, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.

Прежде всего, - это создание и обеспечение комфортных условий для учителя и учащихся. В хорошо отремонтированной и оснащённой аудитории и стены помогают в обучении. Важным моментом является и внешний вид, как самого преподавателя, так и учащегося.

Необходимо ориентироваться на развитие личности и её способностей, создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и их реализацию, особенно активных профессионально важных качеств, которые в дальнейшем должны развиваться и наращиваться.

Должна быть общеобразовательная технология обучения от начальных кафедр до выпускных, хотя не исключается и локальный уровень отдельных частей учебного процесса.

Необходимо ставить конкретные цели и чётко контролировать процесс их реализации, сосредотачивая внимание на главном, не отвлекаясь на частности.

Важно оценить и полноту выполняемых целей, так как используемая иногда одна образовательная технология помогает решению только одной группы задач, но не имеет возможностей для решения других не менее важных проблем становления и развития высшего образования.

Переход преподавательской деятельности в вузе на рельсы педагогической технологии означает решительный поворот педагогической практики от произвольности в построении реализации образовательного процесса к строгой обоснованности каждого его элемента и этапа, нацеленного на объективно диагностируемый конечный результат.

Только традиционная личностно-ориентированная парадигма образования сейчас явно недостаточна. Такой подход не ставит личность преподавателя в активную профессиональную позицию, ориентируя его на исполнительность чужих (хотя и педагогически верных) рекомендаций. Современные требования в образовании ставит педагога в активную творческую позицию, способного самому действовать по ситуации и находить нестандартные решения в непредсказуемых случаях.

На наш взгляд, преподавательская технология предполагает совокупность разнообразных методов, приёмов, средств и техник, которые выступают в единстве, и нацелены на решение определённой задачи, среди которых - повысить интерес студентов к учебным занятиям и к тем проблемам, которые оказываются включёнными в содержание учебного занятия, а также поднять результативность обучения, сформировать навыки практической деятельности посредством приближения учебного процесса к реальным жизненным ситуациям, создать условия для формирования личной позиции студента, развивая коммуникативные навыки.

В учебе студентов-первокурсников важную роль приобретает адаптация их к вузовской жизни и социальное закаливание в новой среде, чему хорошо способствуют кураторы, а также система «малых групп», которая нужна и важна и на старших курсах.

Сотрудничество, демократизм, равенство, партнёрство в субъект-субъектных отношениях педагога и студента - вот технологии высшего преподавательского процесса в вузе. При этом делают акцент на предоставление студенту свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, студент наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

Важным аспектом улучшения качества обучения является повышение квалификации преподавателя, обеспечение единства его учебной и научной деятельности, разработка и реализация программ развития личности и коллектива, формирование ответственного отношения к работе по избранной профессии, воспитание положительного эмоционального отношения к профессии, коррекция ценностных ориентаций.

Научно-исследовательская работа, рефераты, сообщения, доклады, конференции также способствуют повышению качеству образования.

Активная преподавательская деятельность должна обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда студентов, что обусловлено бурным развитием информации, которую необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путём самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности. Умному преподавателю ответы студентов нужно интерпретировать так, что они являются небольшими открытиями и позволяют увидеть в новом ракурсе излагаемую проблему, и поднять, таким образом, авторитет обучаемого.

Литература

преподаватель педагогика студент вуз

1. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы [Текст] / С.И. Архангельский.- М., 1980. - С.28-45.

2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В.П. Беспалько - М.: Изд. Педагогика, 1995.- С. 60-72.

3. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт, разработки, парадигмы [Текст] / Е.В. Бондаревская - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1997.- C. 62-84.

4. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Текст] / А.А. Вербицкий - М.: «Высшая школа», 1991.- 207 с.

5. Внедрение в образовательный процесс вузов современных педагогических технологий [Текст]: Методическое пособие / авт.-сост. Н.Э. Касаткина, Т.К. Градусова, Е.А. Кагакина, О.М. Колупаева, Г.Г. Солодова, И.В. Тимонина; отв. ред. Н.Э. Касаткина. - Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2007.- 171 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятия профессиограмм и психограмм, методологические принципы их разработки. Основные факторы качества преподавательской деятельности в ВУЗе. Ответственность как основной интегративный показатель мастерства и профессиональной компетентности педагога.

    контрольная работа , добавлен 20.12.2013

    Основные цели и задачи деятельности преподавателя. Свойства личности педагога. Структура готовности к педагогической деятельности. Профессиональная Я-концепция преподавателя. Группа умений педагога воздействовать на личность и коллектив воспитанников.

    презентация , добавлен 13.03.2015

    Основные принципы, виды и формы организации учебной деятельности в вузе. Методика проведения лекционных и семинарских занятий. Самостоятельная учебная деятельность студента в условиях заочного обучения. Формы контроля и критерии оценки усвоения знаний.

    контрольная работа , добавлен 24.02.2015

    Примерное распределение часов и видов занятий на изучение отдельных разделов учебной дисциплины в педагогическом вузе. Специфика профессиональной деятельности педагога, ее структурная организация. Основные функции преподавателя, структура его мастерства.

    презентация , добавлен 01.05.2013

    Основные задачи научно-исследовательской деятельности студентов в вузах. Факторы, тормозящие процесс научно-исследовательской деятельности студентов в вузе. Меры, принимаемые для решения существующих в вузе проблем научно-исследовательской деятельности.

    реферат , добавлен 03.12.2010

    Раскрытие понятия инновационной деятельности педагога, ее основные характеристики. Роль педагога в реализации основных идей образования. Параметры инновационного потенциала педагога, его готовность к инновационной деятельности и условия ее развития.

    реферат , добавлен 02.03.2016

    Сущность и структура педагогической деятельности, ее основные задачи. Личность и профессиональные способности преподавателя высшей школы. Принципы и правила успешного воспитания. Понятие и цель компетентностного подхода, стили педагогического общения.

    реферат , добавлен 01.12.2012

    Уровни умственного развития. Социальная ситуация развития. Основные линии психического развития. Развитие интеллекта. Развитие личности. Психологический анализ урока в деятельности педагога. Школьник как субъект учебной деятельности.

    реферат , добавлен 06.09.2007

    Понятие и сущность психологической готовности к профессиональной деятельности, проблемы ее формирования. Характеристика компонентов структуры готовности личности студента к профессиональной деятельности. Требования к специалисту с высшим образованием.

К непосредственным функциональным обязанностям научно-педагогических работников высшей школы относятся:

■ подготовка учебных курсов, их методологическое и методическое обеспечение, выбор средств информационной (аудио, видео * компьютерной, телекоммуникационной и др.) Поддержки;

■ создание учебных, тренинговых и контролирующих программ, в частности компьютерных;

■ чтения лекций, проведения лабораторных, семинарских и других практических занятий, конференций, ролевых, ситуационных и деловых игр и тому подобное;

■ организационно-методическое обеспечение практики студентов и участие в ее проведении;

■ поиск и разработка новых педагогических методов и образовательных технологий повышенной эффективности;

■ консультационная и другая индивидуальная работа со студентами;

■ поиск источников финансирования научных исследований и потребителей научных разработок;

■ планирование, организация и выполнение научных исследований и конкретных практических разработок;

■ подготовка научных, научно-популярных и других материалов;

■ подготовка разработок, которые патентуют;

■ реализация воспитательных функций в процессе групповой и индивидуальной рбботы со студентами, во время неформального общения с ними

■ непрерывный личностных и развитие, повышение научной и педагогической компетентности и квалификации;

■ владения различными профессионально необходимыми практическими навыками.

В системе открытого и гибкой образования особое внимание уделяется подготовленности педагогов до

■ организации обучения на базе практики из-за действий и анализ этих действий;

■ формирование исследовательских и творческих умений;

■ формирование у студентов веры в собственные возможности и в реальность профессиональных достижений;

■ выбора в зависимости от ситуации соответствующей роли, например, эксперта, консультанта, организатора, проектанта, советчика;

■ организации студентов в рабочие группы, а также к распределению объемов учебного материала и формирования правил сотрудничества;

■ поддержки социальной интеграции студенческого коллектива; применение эффективных методик предотвращения и разрешения межличностных и групповых конфликтов;

■ организации индивидуализированного обучения в группах, коммуникация с обратной связью)

■ организации самообучения студентов, в том числе подготовки их к самостоятельной пользования текстовыми и вне текстовыми источниками информации;

■ выработка умения индивидуального и группового принятия решений, а также решения различных проблем перед принятием решений;

■ формирование умений самостоятельного планирования и адаптации к изменяющимся условиям труда; умственного конструирования через операции сравнения, анализа, выводов и верификации, а также предметно-манипуляционный конструирования согласно аналитическим, операционными и синтетическими стадиями поведения при решении проблем;

■ практического применения концепции разностороннего обучения и концепции индивидуализированного обучения с учетом потребностей студентов.

Для успешного выполнения своих обязанностей научно-педагогический работник должен быть организатором, оратором, аналитиком, психологом, высококомпетентных специалистом в своей области, эрудитом в других областях знаний. Также научно-педагогический работник должен иметь талант, природные способности. От него требуют значительных умственных, физических, временных и эмоционально-волевых затрат. Научно-педагогический работник ВУЗа должно быть творческой личностью, поскольку подготовить будущего творческого специалиста может только творческая личность.

Научно-педагогический работник высшего учебного заведения свою педагогическую деятельность осуществляет в направлениях: учебной, методической, научно-исследовательской и воспитательной деятельности.

Определяющей задачей научно-педагогического работника является учебная деятельность, направленная на организацию процесса обучения в соответствии с нормативными документами. Она сочетает теоретическую составляющую, связанную с раскрытием сущности науки, новых закономерностей, и практическую, которая направлена на решение педагогических задач. Научно-педагогический работник определяет цели и задачи обучения по конкретному предмету во взаимосвязи с другими дисциплинами; обдумывает содержание обучения, современные формы и методы, способствующие активизации учебно-познавательной деятельности студента, формы контроля.

Основные виды этой деятельности - лекции, лабораторные, практические, семинарские занятия, консультации, зачеты, экзамены, рецензирование, организация защиты курсовых работ и проектов, руководство практикой и учебно-исследовательской работой студентов, руководство дипломными работами и тому подобное.

С учебной работой тесно связана методическая деятельность по подготовке учебного процесса, его обеспечения и совершенствования. К ней относятся: подготовка к лекционным, лабораторных, практических, семинарских занятий, учебной практики; разработка и подготовка к изданию конспектов лекций, сборников упражнений и задач, лабораторных практикумов, методических материалов по курсовых и дипломных работ; текущая работа по повышению педагогической квалификации (чтение методической и учебной, научно-методической литературы); изучение передового опыта с предоставлением отчетности и рецензирование конспектов лекций, сборников задач и лабораторных практикумов; составление методических разработок, заданий, экзаменационных билетов, тематики курсовых работ; разработка графиков самостоятельной работы студентов и тому подобное.

В процессе методической работы повышается уровень мастерства научно-педагогического работника, поскольку он усваивает содержание новых учебных программ, технологий и реализует их; постоянно знакомится с достижениями психолого-педагогических наук и методики преподавания учебных дисциплин; изучает и внедряет передовой педагогический опыт; совершенствует собственные навыки самообразования и т.

Педагогическая деятельность научно-педагогического работника обязательно сопряжена с научно-исследовательской деятельностью, которая обогащает внутренний мир, развивает творческий потенциал, повышает научный уровень знаний. А педагогическая деятельность побуждает к глубоким обобщениям и систематизации материала, к более совершенному формулировки идей, выводов и новых гипотез.

Педагогическая наука может развиваться только при условии обогащения Ее новыми фактами, добытыми в процессе научно-исследовательской работы. Научно-педагогический работник, чтобы лучше и глубже овладеть учебным предметом, знакомится с новой научной литературой, следит за развитием этой науки за рубежом, анализирует основную методическую литературу, внимательно прорабатывает научно-методические журналы по своему предмету, изучает опыт учебно-воспитательной работы коллег по специальности, экспериментально проверяет целесообразность введения в собственную практику педагогических новаций.

Работая над научным материалом, научно-педагогическому пращивнику следует его переосмыслить, выявить то, что целесообразно применить в своей учебно-воспитательной деятельности.

Воспитательную деятельность научно-педагогический работник осуществляет прежде всего в процессе обучения, используя потенциальные возможности учебных дисциплин, а также во время общения в позалекцийний время. Каждый научно-педагогический работник должен осознать важность своего воспитательного воздействия на будущих специалистов и реализовать эту функцию не только из собеседования, кураторскую работу, руководителя клубов, работу в общежитиях, проведение вечеров, экскурсий и т.п., но и на собственном примере.

Контрольные вопросы и задания:

Опишите непосредственные функциональные обязанности научно-педагогического работника.

По каким направлениям осуществляет свою педагогическую деятельность научно-педагогический работник?

Охарактеризуйте учебную деятельность научно-педагогического работника.

В чем проявляется методическая деятельность научно * педагога?

Почему научно-педагогическому работнику необходимо заниматься научно-исследовательской деятельностью? Опишите характер воспитательной деятельности научно-педагогического работника.

Для приобретения и совершенствования необхо­димого профессионализма нужно детально знать структуру пе­дагогической деятельности и владеть связанной с ней системой практических умений и навыков. В работах Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина и А.И. Щербакова выделены следующие виды деятельности педагога:

Диагностическая;

Ориентационно-прогностическая;

Конструктивно-проектировочная;

Организаторская;

Информационно-объяснительная;

Коммуникативно-стимулирующая;

Аналитико-оценочная;

Исследовательско-творческая.

Рассмотрим сущность и практическое осуществление каж­дого из названных видов деятельности.

Диагностическая деятельность (от греч. diagnosis - рас­познавание, определение). Она связана с изучением студентов, установлением уровня их воспитанности и особенностей учебной деятельности и поведения. Хотя и несколько по дру­гому поводу, К.Д. Ушинский писал: «Если педагогика хочет вос­питывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Это высказывание цели­ком можно отнести и к диагностической деятельности преподавателя.

Ориентационно-прогностическая деятельность (от греч. рro - вперед, gnosis - знание) выражается в умении преподавателя на основе знания особенностей и уровня воспитанности студента определять цели, задачи и направление предстоящей педагогической работы, т.е. то, чего конкретно нужно добиться, что нужно улучшить в их обучении и поведении.

Конструктивно-проектировочная деятельность. Сущ­ность ее состоит в том, что преподаватель, определив цели и задачи предстоящей педагогической работы, моделирует и де­тализирует содержание, формы и методы ее осуществления.

Организаторская деятельность направлена на вовлече­ние студентов в намеченную учебно-воспитательную работу, придание ей увлекательных форм, распределение обязаннос­тей между обучающимися и побуждение их к проявлению актив­ности.

Информационно-объяснительная деятельность. Ее боль­шое значение обусловливается тем, что и обучение, и воспита­ние фактически основаны на информационных процессах. Педа­гог в этом случае выступает для студентов не только как органи­затор обучения и воспитания, но и как источник знаний, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей. Для этого ему необходимо хорошо владеть своей наукой, а также методами учебно-воспитательной работы, уметь логично, до­ступно и эмоционально излагать изучаемый материал.

Коммуникативно-стимулирующая деятельность связа­на с тем большим влиянием, которое оказывает на студентов умение преподавателя общаться, воздействовать на них своей лич­ностью, поддерживать с ними гуманно-доброжелательные от­ношения, вселять в них уверенность в успехе, проявлять забо­ту, душевную теплоту и искренность в сочетании с тактичной требовательностью. К.Д. Ушинский писал: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности... Без личного непосредственного вли­яния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, про­никающее в характер, невозможно».


Аналитико-оценочная деятельность. Сущность ее за­ключается в постоянном анализе (на основе обратной связи) проводимой учебно-воспитательной работы, выявлении в ней положительных сторон и недочетов, в сравнении достигнутых результатов с теми целями и задачами, которые намечалось осуществить, что позволяет вносить необходимые коррективы в процесс обучения и воспитания.

Исследовательско-творческая деятельность. Она состо­ит в том, что применение педагогической теории само по себе требует от преподавателя известного творчества. Дело в том, что тео­ретические и методические идеи в педагогике отражают типич­ные учебно-воспитательные ситуации. Конкретные же условия обучения и воспитания слишком разнообразны, а иногда и не­повторимы. Например, общее теоретическое положение, ка­сающееся уважения студентов и требовательности к ним, в реальном учебно-воспитательном процессе имеет множество ме­тодических модификаций.

Научная деятельность, основное значение которой заключается в постоянном повышении уровня профессиональных знаний преподавателя, а значит и с повышением его авторитета в глазах коллег и студентов.

Всех вузовских преподавателей можно условно разделить на три группы:

1) с преобладанием педагогической направленности (примерно 2/5 от общего числа);

2) с преобладанием исследовательской направленности (примерно 1/5 от общего числа);

3) с одинаковой выраженностью педагогической и исследовательской направленности (чуть больше 1/3).

В целом, профессионализм преподавателя вуза в педагогической деятельности выражается в умении видеть и формировать педагогические задачи на основе анализа педагогических ситуаций и находить оптимальные способы их решения. Заранее описать все многообразие ситуаций, решаемых педагогом в ходе работы со студентами, невозможно. Принимать решения приходится каждый раз в новой ситуации, своеобразной и быстро меняющейся. Поэтому одной из важнейших характеристик педагогической деятельности является ее творческий характер. Несомненно, одной из важнейших составляющих педагога должна быть его креативность, творческое отношение к работе.

Педагогическое творчество – процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах.

Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей.

В отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социальноценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.

Творческую личность отличает особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих ее креативность. Креативность - способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения. Е.С. Громов и В.А. Моляко называют семь признаков креативности:

Оригинальность;

Эвристичность;

Фантазию;

Активность;

Концентрированность;

Четкость;

Чувствительность.

Педагогу-творцу присущи также такие качества как инициативность, самостоятельность, способность к преодолению инерции мышления, чувство подлинно нового и стремление к его познанию, высокая потребность в достижении, целеустремленность, широта ассоциаций, развитая профессиональная память.

1

Статья представляет основные результаты исследования особенностей преподавательской деятельности в вузе. С учетом изменений, происходящих в настоящее время в высшей школе, трансформируется и смысловая нагрузка понятия «преподавательская деятельности в вузе». В соответствии с этим в статье уделено внимание особенностям внедрения компетентностного подхода, требующим от преподавателей формирования ряда профессиональных качеств. В статье представлены факторы, оказывающие влияние на деятельность преподавания. При этом в качестве ключевых выделен фактор мотивации. Завершает материал авторское мнение о повышении эффективности деятельности преподавателя вуза. В процессе проведения исследования использованы эмпирические методы (наблюдение, сравнение), теоретические методы (анализ, синтез), а также метод-подход, указывающий на направление и общий способ решения задач, связанных с осуществлением преподавательской деятельности в вузе.

преподавательская деятельность

мотивация

компетентностный подход

конкуренция

1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. Опорные конспекты. – М. : Московский открытый социальный университет, 2001. – [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/12.html.

2. Карамушка Л.Н. Психология управления. – К.: Миллениум, 2003. – С. 123–125.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Полииздат, 1975. – С. 112–115.

4. Лукашенко М.А. Высшее учебное заведение на рынке образовательных услуг: актуальные проблемы управления. – М.: Маркет ДС, 2003. – 32с.

5. Новикова И.В. Глобализация, государство и рынок: ретроспектива и перспектива взаимодействия: монография. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2009. – 218 с.

6. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. – М., 1997.

Если обратиться к истокам, то своим происхождением профессия преподавателя обязана выделению образования как особой социальной функции. Этому предшествовало формирование в структуре общественного производства специфического типа деятельности, назначением которого стала подготовка новых поколений к жизни на основе фундаментальных достижений культуры и науки человечества. Традиционно преподавательскую деятельность определяют как воспитывающее и обучающее воздействие на студента. Благодаря данному воздействию осуществляется личностный, интеллектуальный и деятельностный рост учащегося.

Преподавательская деятельность структурирована, и эта структура состоит из: мотивации, педагогических целей и задач, предмета педагогической деятельности, педагогических средств и способов решения поставленных задач, продукта и результата деятельности преподавателя.

Профессиональная деятельность преподавателя требует преодоления множества противоречий между такими факторами, как динамика профессиональных задач и готовность преподавателя к их осуществлению, динамика образовательной политики и стремление преподавателя занимать четкую, последовательную позицию, личностная потребность преподавателя в творческой самореализации и возможность ее удовлетворения.

Деятельность преподавателя детерминирована рамками образовательной системы, растущим объемом актуальной информации и рутинными способами ее освоения, хранения и трансляции, потребностью общества в образовательных услугах и сокращением резерва рабочего времени, уменьшением численности и сравнительно недостаточным материальным уровнем преподавательских кадров и т.д.

К примеру, образовательные стандарты нового поколения предполагают внедрение компетентностного подхода. Соответственно, перед профессорско-преподавательским составом вуза встает ряд задач: изменение учебно-методического комплекса дисциплин; разработка технологий аудиторных занятий и занятий в рамках самостоятельной работы студентов, нацеленных на формирование компетенций; создание учебников, учебных пособий и методических указаний, отвечающих требованиям образовательных стандартов нового поколения.

При этом преподавателю вуза необходимо четко представлять алгоритм формирования компетенций студентов и выпускников вуза. Сэтой целью важно повышать собственный уровень образования, усиливая компетентность и уровень профессионализма.

Помимо вышесказанного преподаватель вуза - это не только специалист, обучающий студентов. Это еще и исследователь, ведущий научную работу. Однако в данном случае возникает проблема: аудиторная нагрузка преподавателя, превышающая 600 часов, отнимает массу времени. Соответственно, для того, чтобы вести научную деятельность и погрузиться в исследовательско-экспериментальные работы, преподаватель должен найти время и силы. Следовательно, в вузе необходимо регламентировать аудиторную нагрузку таким образом, чтобы у преподавателя была возможность к саморазвитию и осуществлению научных исследований. Вэтом случае вуз вполне может стать так называемой научно-экспериментальной площадкой, к чему собственно и ориентирует высшие учебные заведения правительство России. Развитие научного потенциала вуза сложно осуществить без участия в этом процессе профессорско-преподавательского состава. Управление высшим учебным заведением важно строить таким образом, чтобы научно-исследовательской деятельности уделялось серьезное внимание. Для этого важно не только дать возможность преподавателям заниматься этой деятельностью, но и мотивировать на ее осуществление. Развитие научного потенциала высшего учебного заведения дает возможность добиться повышения качества образовательных услуг, а также укрепить конкурентоспособность вуза.

Как и любой другой вид человеческой деятельности, деятельность преподавателя характеризуется целенаправленностью, мотивированностью; предметностью.

Важным фактором, влияющим на профессиональную деятельность, является самосознание личности, так называемая «я-концепция». Как известно, «я-концепция» не является статической, а выступает динамическим психологическим образованием. Профессиональная «я-концепция» личности может быть реальной и идеальной. Реальная «я-концепция» отражает представления личности о том, какая она есть. Идеальная «я-концепция» отражает представления личности о том, какой она должна быть. Рассогласование между реальной и идеальной «я-концепцией» может иметь как отрицательные, так и положительные последствия.

С одной стороны, рассогласование между реальной и идеальной концепциями может стать источником внутриличностных конфликтов. Сдругой - именно эта несогласованность является основным источником профессионального самосовершенствования личности и стремления к развитию. Многое в этом процессе определяется степенью рассогласования и ее внутриличностной интерпретацией.

Профессиональная и трудовая деятельность занимает львиную долю времени и должна выступать плоскостью, в рамках которой человек должен и/или/ стремится реализовать себя как личность. Взависимости от того, какое отношение у человека к работе, как он воспринимает успехи и неудачи, победы и поражения, зависит его эмоциональное состояние и самочувствие, что в немалой степени оказывает влияние на формирование эффективности его труда. Самосознание профессиональное выступает личностным регулятором профессионального и творческого саморазвития преподавателя высшего учебного заведения.

Структура профессионального самосознания преподавателя вуза состоит из: «актуального Я» (того, каким себя видит преподаватель сегодня), «ретроспективного Я» (того, каким себя видит преподаватель от первоначальных этапов работы), «идеального Я» (того, каким бы преподаватель хотел стать), «рефлексивного Я» (того, каким, с точки зрения преподавателя, его видят другие работники вуза). «Я актуальное» можно признать элементом, занимающим центральное место профессионального самосознания преподавателя. Этот элемент базируется на трех других, где «ретроспективное Я» в сравнении с «Я актуальным» дает шкалу собственных достижений и критериев самооценки. «Идеальное Я» может быть признано как целостная перспектива личности на себя. Это влияет на процесс саморазвития преподавателя в профессиональной сфере. «Рефлексивное Я» ассоциируется как социальная перспектива личности преподавателя .

Исключительно важную роль в структуре профессионального самосознания преподавателя высшего учебного заведения играет самооценка. Самооценка является конкретным выражением отношения личности к себе, описывающим общую направленность, «знак» отношения человека к себе и часто может иметь количественное выражение. Вструктуре профессиональной самооценки можно выделить два аспекта: оценка своего профессионального уровня и компетентности; оценка собственных личностных качеств по сравнению с идеалом.

Осуществляемая в рамках этих аспектов самооценка влияет на профессиональную адаптацию и профессиональную успешность.

Помимо вышеназванных аспектов, в структуре целесообразно выделять самооценку результата и самооценку потенциала, которые, соответственно, связаны с оценкой достигнутого и удовлетворенностью (неудовлетворенностью) достижениями.

Подобные аспекты самооценки влияют на формирование уверенности преподавателя вуза в собственных силах. Здесь стоит отметить, что низкая самооценка результата вовсе не свидетельствует о «комплексе профессиональной неполноценности», а наоборот, в сочетании с высокой самооценкой потенциала является фактором саморазвития. Определенный самооценочный паттерн является основой мотивации к саморазвитию преподавателя .

Стоит отметить, что самая высокая эффективность деятельности преподавателя вуза будет достигнута при реализации указанной иерархии составляющих, тем самым способствуя повышению уровня образовательных услуг, предоставляемых потребителю, и, как следствие, повышая общую конкурентоспособность высшего учебного заведения.

Особенности личностной направленности преподавателя подводят к конкретизации ведущих мотивов педагогической деятельности и определение мотивационного комплекса преподавателя в современной России.

Как известно, мотивация занимает особое по значению место в структуре профессиональной деятельности. Не сугубо уровень интеллекта, сформированность и полнота профессиональных знаний, умений и навыков отличают «сильного» специалиста от «слабого». Ведущую роль в производительности педагогической деятельности играет уровень и структура мотивации. Правда не все параметры педагогической деятельности жестко зависят от уровня мотивации педагога. Так, например, не существенной связи между мотивацией преподавателя вуза и адекватностью представлений преподавателя о личности человека, обучающегося .

А.К.Байметов, изучая мотивы педагогической деятельности, все их объединил в три группы: долг, заинтересованность и увлеченность предметом, увлеченность процессом общения с учащимися.

По характеру доминирования этих мотивов выделяются четыре группы преподавателей:

1)спреобладанием мотивов долга;

2)спреобладанием интереса к преподаваемой дисциплине;

3)сдоминированием потребности общения в контексте учебного процесса;

4)без ведущего мотива.

Из указанных групп первая является наиболее многочисленной, а последняя, наоборот, - имеет наименьшее количество представителей. Здесь стоит отметить, что требования разносторонне мотивированного преподавателя к обучающимся гармоничны и не чрезмерны, в то время как доминирование чувства долга побуждает к авторитарности.

Л.Н.Захарова, уточняя виды профессиональных мотивов преподавателя, наряду со стимулами побуждения, личностной самореализации, выделяет и материальные стимулы.

Конкретизируя, можно отметить, что к стимулам, связанным с материальным вознаграждением, можно отнести также повышение разряда, ослабление требований и контроля; мотивы внешнего самоутверждения, то есть самоутверждение через положительную оценку окружающих - на другом языке, мотив престижа; профессиональный мотив в самом общем виде выступает как желание учить и воспитывать; мотив личностной самореализации заключается в восприятии педагогической деятельности как возможности реализовать себя как личность и профессионал .

По данным Л.Подимовой и В.Сластенина, мотивы самореализации играют ведущую роль в положительном восприятии преподавателем нововведений в профессиональной сфере и занимают ведущее место в системе мотивов инновационной деятельности. Если они сочетаются с профессиональными педагогическими мотивами, то этот преподаватель достигает высокого уровня творческого потенциала, успеха в профессиональной деятельности без прагматической мотивации. Вэтом случае преподаватель получает удовольствие от собственной профессиональной деятельности, которая носит для него глубинный личностный смысл .

Подводя итоги анализа специфики мотивации преподавателей высшей школы, можно отметить, что результативность преподавательской работы зависит от структуры мотивации и наличия в ней творческих потребностей. Мотивы педагогической деятельности можно объединить в следующие группы: мотивы долга; мотивы заинтересованности и увлеченности предметом; мотивы увлечения общением со студентами.

Основными видами профессиональных мотивов преподавателя являются: материальные стимулы, побуждения, связанные с самоутверждением; профессиональные мотивы; мотивы личностной самореализации.

В современной науке термином «мотив» (мотивация, мотивирующие факторы) часто обозначают совершенно разные явления. Мотивами называют инстинктивные импульсы, или логические цепи, а также переживания эмоций, интересы, желания; в общем перечне определений «мотива» можно найти и такие, как жизненные цели и идеалы .

И действительно, по Л.Карамушка, мотивами поведения и деятельности человека могут выступать различные побуждения: интересы, есть положительное отношение личности к определенным объектам (предметов, явлений, видов деятельности), которое зависит от их значимости и эмоциональной привлекательности; морально-политические наставления, идеалы, убеждения (как компоненты мировоззрения человека); эмоции и чувства (любовь, ненависть и др.) .

Система основных «смыслообразующих» мотивов, которые определяют отношение человека к окружающему миру, составляет один из ведущих элементов в структуре личности (то, что направляет и определяет цели нашей деятельности и поведения).

Следовательно, можно говорить о том, что мотивы являются предметным воплощением потребностей человека и играют важную роль в активизации поведения во всех сферах жизнедеятельности (профессиональной, жизненной, бытовой). Они являются ключом к пониманию поведения человека и возможностей воздействия на нее.

Если выделять общие черты в мотивации преподавателей вузов и мотивации работников других отраслей деятельности, можно отметить, что общее представлено определениями ключевых понятий (т.е. мотивация, мотив, потребность, интерес), определяются одинаково для всех социальных категорий, общими теориями мотивации, которые определяют законы ее формирования и функционирования (например, теория иерархии потребностей А.Маслоу применима для объяснения формирования мотивации преподавателей вузов так же, как и для всех других групп), мотивация в профессиональной деятельности преподавателя и управления преподавательским коллективом играет такую же важную роль, как и вуправлении деятельностью любых других профессиональных групп.

Специфические особенности в мотивации преподавателя вуза лежат в сфере направленности и мотивационной структуры личности. Здесь специфика мотивации преподавателя вуза, которая хоть и развивается по общим законам, но требует определять, какие именно побуждения лежат в основе деятельностной активности преподавателя, какую направленность имеет личность преподавателя. Если мотивация как процесс формируется и развивается по определенным общим законам, то ее качественный состав - структура мотивации, мотивационная сфера личности, как результат этого процесса явление сугубо специфическое.

В завершение статьи можно отметить, что избрание той или иной профессии, а также успешная реализация личности в рамках той или иной профессиональной деятельности определяется направленностью личности. Так же, как и любая другая деятельность, преподавательская деятельность требует от человека определенного внутреннего личностного основания. Поэтому, прежде всего, чтобы говорить о специфике преподавательской деятельности в вузе, нужно определиться с тем, какие именно потребности и динамические тенденции отличают личность преподавателя от представителей других профессиональных групп и каким образом это оказывает прямое и опосредованное влияние на конкурентоспособность вуза.

Для эффективной деятельности современного образовательного учреждения требуются ответственные и инициативные работники, высокоорганизованные и стремящиеся к трудовой самореализации личности. Преподаватель не может заниматься только оказанием «образовательных услуг», но обязательно должен развиваться сам, обеспечивая высокое качество образования.

В работе В.А.Зернова отмечено, что «успех усилий руководства образованием, направленных на его модернизацию, полностью зависит от характера и качества деятельности преподавателей. Нельзя решить проблему перехода на новое качество образования, не думая о качестве кадрового потенциала учреждений высшего образования». Сэтим утверждением вполне можно согласиться.

Библиографическая ссылка

Заярная И.А. ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВУЗЕ: СУЩНОСТЬ, ФАКТОРЫ, МОТИВАЦИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 2-2. – С. 316-319;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35624 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Министерство науки и высшего образования РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Иркутский национальный исследовательский технический университет»

Кафедра машиностроительных технологий и материалов

ОТЧЁТ

По педагогической практике

на кафедре машиностроительных технологий и материалов ИРНИТУ

(наименование предприятия)

Студента гр. СПм-16-1

Терпугова А.В.

(Ф.И.О., группа, подпись)

Руководитель практики

Тютрин Н.О., доцент каф. МТМ

(Ф.И.О., должность, подпись)

Допущен к защите

Тютрин Н.О.

(Ф.И.О., подпись, дата)

Оценка по практике _____________________________________________

(зачтено, не зачтено)

Тютрин Н.О.

(Ф.И.О., подпись, дата)

Иркутск 2018 г.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ НА ПРАКТИКУ

Вид практики: производственная

Тип практики: практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (педагогическая практика)

студенту ________________________

группы _____________ курса 2

направление подготовки ________________________________________ программа ________________________________________________________

1.1. Изучить основные тенденции развития высшего образования, Ознакомиться с основными направлениями педагогической деятельности в ВУЗе. Дать понятие ФГОС, отразить его цели и структуру. Изучить основные нормативные документы, используемые для организации учебного процесса (ООП, учебный план, РПД, ФОС, паспорт компетенций). Дать понятие о современных обучающих технологиях.

1.2. Дать краткую характеристику рассматриваемой дисциплины. Подготовить учебно-методические материалы. Составить план занятия. Провести аудиторное занятие совместно с преподавателем. Подготовить выводы по результатам самоанализа проведённого занятия.

Краткие указания к выполнению задания

2.1. Подготовить Отчёт о выполненном задании с учётом требований, предъявляемых к текстам профессионального назначения и в соответствии с внутренними нормативными документами ИРНИТУ.

2.3. В Отчёт включить иллюстративные материалы – эскизы, фотографии, схемы, графики и прочие материалы, необходимые для полного представления выполненного задания.

2.4. При подготовке отчёта использовать литературные и электронные источники

Руководитель практики от кафедры

______________________ / Тютрин Н.О. /

Согласовано:

Заведующий кафедрой ________________

_____________________ / Зайдес С.А. /


Введение 4
1. Основы педагогической работы в высшем учебном заведении....... 5
1.1 Определение и назначение педагогической деятельности ……....... 5
1.2 Особенности педагогической деятельности в вузе ……………… 5
1.3 Требования к профессиональным качествам преподавателя ……... 8
2. Нормативное обеспечение обучения в высшем учебном заведении 11
2.1 Высшее образование в Российской Федерации. Краткие сведения 11
2.2 Федеральные государственные образовательные стандарты …... 13
2.3 Реализация ФГОС в образовательном процессе вуза. Рабочая документация ……………………………………………………… 14
3. Основные виды учебных занятий (формы учебного процесса), самостоятельная работа студентов ……………………….……...... 15
3.1. Понятие учебного занятия………………………………………....... 15
3.2 Лекция ……………………………………………………………........ 15
3.3 Семинар ……………………………………………………………….. 16
3.4 Коллоквиум ………………………………………………………….... 17
3.5 Практическое занятие ………………………………….…………….. 17
3.6 Лабораторное занятие ……………………………….……………….. 18
3.7 Практика …………………………………………………………......... 19
3.8 Консультация ………………………………………………….......….. 19
3.9 Самостоятельная работа студентов ………………………...……….. 19
4. Краткая характеристика дисциплины «Основы проектирования сварных конструкций» …………………………………………..….. 20
4.1 Цель и задачи изучения дисциплины……………………….……….. 20
4.2 Место дисциплины в учебном плане…………………….………….. 21
4.3 Содержание и структура учебного предмета ………………………. 21
5. Разработка материалов к проведению аудиторного занятия ……… 22
5.1 План проведения занятия ……………………………………………. 22
5.2 Конспект лекции по теме «Проработка вопросов технологичности на стадии проектирования конструкции» …………………………. 22
5.3 Контрольные вопросы и задания ……………………….………….... 33
5.4 Задание для самостоятельной работы студентов …………………… 34
5.5 Самоанализ проведённого занятия …………………….………..….... 35
Заключение…………………….……………………………………...... 37
Список использованных источников …………………….…………. 38
Приложение 1. Дидактический материал ……………….…………. 40
Приложение 2. Дневник практики ……………………….………….
Приложение 3. Характеристика ……………………….....………….

Введение

Актуальность педагогической практики состоит в том, что студенты-магистранты знакомятся с логикой и содержанием образовательного процесса в высшем учебном заведении, научно- и учебно-методической работой в вузе, с особенностями педагогической деятельности преподавателя, с инновационными технологиями обучения, изучают специфику воспитательной работы со студентами, особенности развития своих профессиональных качеств.

На кафедре машиностроительных технологий и материалов (МТМ) Иркутского государственного университета в соответствии с ФГОС ВО (Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования) по направлению подготовки 15.04.01 машиностроиение (уровень магистратуры) производится подготовка студентов-магистрантов к видам деятельности научно-исследовательской и педагогической. Следовательно, педагогическая практика занимает важное место в учебном процессе подготовки магистров машиностроения.

Продолжительность проводимой практики – шесть недель. Педпрактика проводится на втором курсе магистратуры в четвёртом семестре. Практика проводится стационарно (т.е. не является выездной). Место проведения - кафедра МТМ.

В ходе практики осуществляеся закрепление компетенций осваиваемых при изучении дисциплин магистерского курса, таких как «Психология и педагогика», «Менеджмент и маркетинг», «Развитие творческих способностей».

Цель педагогической практики - формирование практических навыков, связанных с педагогической деятельностью, отработка на практике теоретических знаний, полученных в этой области.

Задачи педагогической практики состоят в следующем:

Формирование представлений о содержании и документах планирования учебного процесса в высшем учебном заведении (теретическая часть);

Получение навыков разработки методического обеспечения учебных дисциплин (методическая работа);

Отработка практических навыков педагогической деятельности (учебная [аудиторная] работа).

Для студента высшего учебного заведения педагогическая практика является самым эффективным средством получения навыков поиска, анализа, систематизации информации, а также ее дальнейшего предоставления группе. Так она воспитывает навыки эффективного общения, ораторские, организаторские способности. Это особенно важно для управленцев, которые должны уметь активизировать силы своей команды, создать комфортную атмосферу для работы и выполнения производственных задач.

Педагогическая деятельность в вузе

1.1 Обязанности научно-педагогических работников высшей школы

К непосредственным функциональным обязанностям научно-педагогических работников высшей школы относятся:

Подготовка учебных курсов, их методологическое и методическое обеспечение, выбор средств информационной (аудио, видео, компьютерной, телекоммуникационной и др.) поддержки;

Создание учебных, тренинговых и контролирующих программ, в частности компьютерных;

Чтение лекций, проведение лабораторных, семинарских и других практических занятий, конференций, ролевых, ситуационных и деловых игр и т.п.;

Организационно-методическое обеспечение практики студентов и участие в ее проведении;

Поиск и разработка новых педагогических методов и образовательных технологий повышенной эффективности;

Консультационная и другая индивидуальная работа со студентами;

Поиск источников финансирования научных исследований и потребителей научных разработок;

Планирование, организация и выполнение научных исследований и конкретных практических разработок;

Подготовка научных, научно-популярных и других материалов;

Подготовка патентуемых разработок;

Реализация воспитательных функций в процессе групповой и индивидуальной рбботы со студентами, во время неформального общения с ними;

Непрерывное профессиональное развитие, повышение научной и педагогической компетентности и квалификации;

Владение различными профессионально необходимыми навыками.

1.2. Педагог вуза - организатор творческой научно-исследовательской работы студентов

В системе открытого и гибкого образования особое внимание уделяется подготовленности педагогов к следующим видам деятельности:

Организации обучения на базе практики через действия и анализ этих действий;

Формированию исследовательских и творческих умений;

Формированию у студентов веры в собственные возможности и в реальность профессиональных достижений;

Выбора в зависимости от ситуации соответствующей роли, например, эксперта, консультанта, организатора, проектанта, советчика;

Организации студентов в рабочие группы, а также к распределению объемов учебного материала и формирования правил сотрудничества;

Поддержки социальной интеграции студенческого коллектива, применение эффективных методик предотвращения и разрешения межличностных и групповых конфликтов;

Организации индивидуализированного обучения в группах, коммуникация с обратной связью;

Организации самообучения студентов, в частности подготовки их к самостоятельной пользования текстовыми и за текстовыми источниками информации;

Выработка умения индивидуального и группового принятия решений, а также решения различных проблем перед принятием решений;

Формирование умений самостоятельного планирования и адаптации к меняющимся условиям труда;

Практического применения концепции разностороннего обучения и концепции индивидуализированного обучения с учетом потребностей студентов.

Для успешного выполнения своих обязанностей научно-педагогический работник должен быть организатором, оратором, аналитиком, психологом, высококомпетентных специалистом в своей области, эрудитом в других отраслях с знаний. Также научно-педагогический работник должен иметь талант, природные способности. От него требуют значительных умственных, физических, временных и эмоционально-волевых затрат. Научно-педагогический работник должен быть творческой личностью, поскольку подготовить будущего творческого специалиста может только творческая личность.

Педагог должен владеть знаниями и навыками по реализации нижеприведённых видов профессиональной деятельности (Рис.1). Качественно осуществлять педагогическую деятельность может лишь тот работник высшей школы который владеет всеми указанными видами работы в профессиональной сфере.

Рис. 1 Виды профессиональной деятельности педагога