Что было в 3 веке. §3

Со смертью императора Коммода начались внутренние распри, войны между претендентами на престол, опиравшимися на те или иные легионы, расквартированные в провинциях, или на преторианскую гвардию в столице. Политическое равновесие между отдельными соперничавшими общественными силами, царившее в Риме эпохи Адриана и Марка Аврелия, отошло в прошлое. Одержавший победу над другими претендентами на власть Септимий Север повел в конце II - начале III в. политику, враждебную сенату, рассчитывая исключительно на поддержку со стороны войска. Распустив старую преторианскую гвардию, состоявшую из полноправных римских граждан, а создав новую, рекрутировавшуюся из солдат дунайских и сирийских легионов, а также сделав офицерское звание доступным любому выходцу из провинции, Септимий Север углубил начатый еще при Адриане процесс варваризации армии. Тот же политический курс - ослабление позиций сената и опора на войско - продолжил сын императора, Марк Аврелий Антонин Каракалла. Знаменитый эдикт Каракаллы 212 г., предоставивший права римского гражданства всему свободному населению империи, явился завершением длительного исторического развития Римского государства от маленького замкнутого италийского полиса к универсалистской космополитической империи.

За убийством заговорщиками Каракаллы последовал недолгий период хаоса и распада в правление молодого, но развращенного и ненавистного всем императора Бассиана, прозванного Гелиогабалом за свою приверженность культу Солнца, который он хотел официально ввести в Риме вместо традиционной римской религии. Гелиогабал также погиб от рук заговорщиков, и только при его двоюродном брате, Александре Севере, наступило - впрочем, столь же недолгое - успокоение: новый император пытался достичь согласия с сенатом, усилить дисциплину в армии и одновременно снизить расходы на ее содержание, чтобы вообще ослабить ее роль в жизни государства. Понятно, что недовольство войска привело к новому заговору: в 235 г. Александр Север был убит, и с этого момента начался полувековой период политического хаоса, отмеченный борьбой за власть между различными претендентами, выходцами из простых солдат, опиравшимися только на их поддержку.

«Солдатские императоры сменяли друг друга на престоле с головокружительной быстротой и обычно погибали насильственной смертью, несмотря на то что некоторые из них, например Деций, Валериан и Галлиен, стремились как-то нормализовать обстановку. При этом они, как правило, апеллировали к старым государственным и религиозным традициям Рима, что приводило, в частности, к вспышкам гонений на христиан. Внутри- и внешнеполитическая ситуация оставалась крайне тяжелой: императорам приходилось не только давать отпор германским племенам франков, алеманнов, готов, но и бороться с узурпаторами, появлявшимися то здесь, то там в провинциях, где верные узурпаторам легионы провозглашали их императорами. В течение III в. многие провинции на продолжительное время вообще порывали всякие связи с Римом и становились фактически независимыми. Только в начале 70-х годов III в. императору Аврелиану удалось вновь подчинить власти Рима отпавшие провинции Галлию и Египет.

Справившись с этой задачей, Аврелиан начал именовать себя «восстановителем мира», а позднее приказал называть его «государь и бог», на что его предшественники не решались, опасаясь посягнуть на еще сильные в Риме республиканские, антимонархические традиции. На Марсовом поле был воздвигнут при Аврелиане храм Непобедимому Солнцу как высшему божеству и верховному покровителю государства. Но и присвоив себе титул «государя и бога», император не избежал общей участи римских правителей того столетия - в 275 г. он был убит заговорщиками, и политический хаос вновь воцарился на всей территории империи.

Распад государственной системы, внутренние междоусобицы, нападения германских племен и длительные безуспешные войны с персами, создавшими в III в. могущественную державу Сассанидов, - все это усугубляло острый экономический и социальный кризис римского общества, ставший очевидным еще на исходе предыдущего столетия. Коммуникации в империи стали ненадежны, что подорвало торговлю между провинциями, стремившимися теперь ко все большей хозяйственной самостоятельности и замкнутости, ограничивая масштабы производства размерами, достаточными лишь для удовлетворения потребностей своего населения.

Центральная власть испытывала хроническую нехватку средств, ибо расходы на содержание императорского двора, должностных лиц, армии опустошали казну, доходы же с провинций поступали нерегулярно. В провинциях, как уже говорилось, нередко всем заправляли узурпаторы, а не представители римских властей. Чтобы справиться с финансовыми трудностями, государство нередко прибегало к обесцениванию денег: так, уже при Септимии Севере содержание серебра в денарии сократилось наполовину, при Каракалле еще уменьшилось, а к концу III в. серебряный денарий был по существу медной, лишь слегка посеребренной монетой. Инфляция, обесценивание денег вызвали усиленную тезауризацию старой, полноценной монеты, т. е. ее накопление в кладах, многие из которых были позднее раскопаны археологами. О размерах таких кладов может свидетельствовать находка, сделанная в Кёльне: более 100 золотых монет и свыше 20 тыс. серебряных. Инфляции сопутствовал рост денежных вложений в приобретение земельных владений. Арендная плата за землю повышалась, что вело к разорению колонов, все больше вытеснявших из сельского хозяйства рабов; теперь колонам приходилось очень трудно, и многие из них оставили деревню. Эдикт Каракаллы, предоставивший права римского гражданства всему свободному населению империи, имел, несомненно, фискальные цели, а именно охватить всех подданных императора единой налоговой системой. Росло долговое бремя, стремительно повышались цены, количество же рабочих рук сократилось, ибо доставлять все новых рабов было уже неоткуда. К тому же усиление эксплуатации рабов и колонов вызывало с их стороны упорное сопротивление. Во второй половине III в. по всем провинциям империи, особенно в Африке и Галлии, прокатилась волна восстаний угнетенных и обнищавших низов. Восстания эти были наиболее ярким симптомом кризиса рабовладельческого общества.

Культура древнего Рима 3 века нашей эры

Клонясь к упадку, античный мир сумел, однако, создать в то время последнюю оригинальную философскую концепцию - неоплатонизм, явившийся как бы синтезом идеалистической греческой философии предшествовавших столетий. Основатель неоплатонизма - Плотин из египетского города Ликополь. Хотя сам он называл себя лишь толкователем, комментатором Платона, в действительности разработанная Плотином система, которую он позднее преподавал в Риме, была значительным развитием платоновского идеализма, обогащенного элементами стоицизма и пифагорейства, восточной мистики и синкретической философии Филона Александрийского. Плотин признавал единственным сущим некий трансцендентный абсолют - «единое», из которого, как свет из солнца, исходят все менее совершенные формы бытия - так называемые гипостазы: мир идей, мир душ и, наконец, мир тел. Цель жизни - возвращение человеческой души к ее источнику, т. е. познание ею «единого», слияние с ним, что достигается не путем рассуждения, но путем экстаза; сам Плотин, по его словам, испытывал такой экстаз несколько раз в жизни. Философия Плотина и его последователей-неоплатоников проникнута духом возвеличения аскетического, абстрактного, спиритуалистического и отрицания телесного, мирского. Учение это как нельзя лучше отражало атмосферу идеологического и социального кризиса и сразу получило широкое распространение во всей империи, оказав, в частности, сильное влияние на раннее христианство. Наряду с неоплатониками, остававшимися язычниками, как ученик Плотина Порфирий или Ямвлих, основатель и руководитель школы неоплатоников в Сирии, мы находим многочисленных неоплатоников также среди писателей христианских. Виднейшие из них - неутомимый и плодовитый Ориген Александрийский, отождествлявший вечный Логос, или Слово, с образом евангельского сына божьего Иисуса Христа, и ученик Оригена Дионисий Великий из Александрии.

На протяжении всего III в. христианство продолжало усиливаться, и жестокие репрессии, которые обрушили на приверженцев новой религии императоры середины III в., не смогли остановить его распространения. Наряду с писавшим по-гречески автором бесчисленных сочинений по христианской философии Оригеном появлялись первые латинские христианские писатели. Все они: и страстный, неистовый полемист, апологет христианства Тертуллиан, и изысканный Минуций Феликс, также написавший апологию христианства в форме диалога под заглавием «Октавий», и карфагенский епископ Килриан, неустанно боровшийся против еретиков за единство христианской церкви и поддержание церковной дисциплины, все они были уроженцами римской Африки, где возник важный церковный центр в Карфагене и где бурно развивались христианская философия и литература. Славилась и александрийская школа, выдвинувшая таких знаменитых христианских богословов, как Климент Александрийский и Ориген, написавший чуть ли не 6 тыс. книг по теологии, философии, филологии.

В то же время среди языческих авторов тех лет выдающиеся таланты стали очень редки. В историографии можно назвать разве что греческого историка Диона Кассия Кокцеяна из Вифинии, активного политического деятеля конца II - начала III в., составившего обширную «Римскую историю» в 80 книгах, ставшую для греческого читателя таким же исчерпывающим сводом знаний о прошлом Рима, каким была некогда «История» Тита Ливия дм читателя латинского. Произведение Диона Кассия всецело окрашено риторикой: драматическое изложение событий, нередко приукрашенных, шаблонные описания битв, пространные речи исторических персонажей и т. д. Значительно менее одаренным историком был грек Геродиан из Сирии, добросовестно и подробно, но без особенного литературного мастерства изложивший события, происшедшие в империи после смерти Марка Аврелия и до 238 г. Вклад латинских, писателей в историографию III в. был совершенно незначительным: мы не знаем в римской литературе тех десятилетий ни одного сочинения, подобного хотя бы «Жизни двенадцати цезарей» Гая Светония Транквилла.

Так же обстояло дело и в других областях культурной деятельности. Греческая «вторая софистика», расцвет которой пришелся, как уже говорилось, на эпоху Антонина Пия и Марка Аврелия, имела своим последним представителем ритора и писателя начала III в. Филострата Младшего. Он словно бы подвел итоги этому направлению интеллектуальной жизни, составив «Жизнеописания софистов» - из этой книги мы как раз и узнаем о многих из них. Филострат оставил, кроме того, интересный софистический трактат «О гимнастике». Как бы ни были скромны его заслуги в философии и риторике, стоит вспомнить, что в римской литературе III в. не было даже своего Филострата. Засуха поразила и поля латинской поэзии, да и греческая поэзия обогатилась тогда едва ли не исключительно поэмами Оппиана о рыбной ловле и охоте, написанными при Каракалле.

Столь же мало славных имен найдем мы в это время и в науке, если не брать юриспруденцию, где в III в. блистали выдающиеся правоведы Эмилий Папиниан, уроженец Сирии, много сделавший для систематизации понятий римского права, и его земляк Ульпиан, стремившийся свести воедино накопленные античными юристами трактовки самых разнообразных правовых вопросов. В эту же эпоху появилось обширное компилятивное сочинение грека Диогена Лаэрция (или Лаэртского) «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» - ценнейший источник для истории греческой античной философии. В области филологии заслуживают внимания комментарии к поэзии Горация, составленные Акроном и Порфирионом.

Снижением художественного уровня отмечено и развитие изобразительных искусств. Многочисленные барельефы, представляющие сцены сражений, на арке Септимия Севера не связаны органично с архитектурой арки и не имеют больших художественных достоинств; скульптурная техника - жесткая, без нюансировок. Среди памятников пластики чаще всего встречаются мраморные саркофаги и погребальные урны, на которых изображены мифологические сцены и похоронная символика. Замечателен, однако, реализм скульптурных портретов того времени. Один из самых выразительных - мраморный бюст Каракаллы: скульптор мастерски отобразил энергию и решимость, но одновременно жестокость и грубость развращенного правителя. Кратковременный расцвет пластических искусств в середине III в. проявился также в портретах Галлиена и Плотина.

В архитектуре видно стремление к монументальности, о чем свидетельствуют хотя бы развалины просторных терм, построенных при Каракалле на южном склоне Авентинского холма. Войны, перевороты, финансовый кризис не способствовали активной строительной деятельности. Символом преодоления очередного внутреннего кризиса, но в то же время сохраняющейся нестабильности, охватившей всю империю, стали оборонительные стены Рима, воздвигнутые императором Аврелианом в 271 г. и тянущиеся вокруг столицы на протяжении 19 км. Характерны для того периода также величественная архитектура и скульптура провинциального города Пальмира в Сирии, соединившие в себе черты римского провинциального искусства с чертами искусства восточного с его пышной, даже избыточной орнаментикой, особой экспрессией в изображении лиц и стилизованной передачей одежд.

В свою очередь. Восток оставался источником религиозных влияний. Задолго до официального принятия христианства правящая верхушка империи начала стремиться к реорганизации культов, к введению единой государственной религии. Об этом, несомненно, думал и Гелиогабал, пытаясь утвердить в Риме культ сирийского бога Ваала, почитаемого как Непобедимое Солнце. Этому богу император хотел подчинить все иные божества, что выразилось, в частности, в перенесении в храм Ваала не только священного камня Великой Матери богов, но и различных святынь традиционной римской религии, таких, как щит салийских братьев или огонь богини Весты. Символом победы Ваала над Юпитером был тот факт, что в титулатуре Гелиогабала слова «жрец непобедимого бога Солнца» предшествовали словам «верховный понтифик». Империя ориентализировалась, и хотя после убийства Гелиогабала культ Ваала был упразднен, спустя несколько десятилетий в Риме возобладала та же тенденция к утверждению единой для всех религии, когда император Аврелиан вновь ввел культ Ваала как культ Непобедимого Солнца - верховного покровителя государства.

Археология. Оригинальное вооружение древнего война-скифа. Состояние хорошее.

Скифские боевые топоры и чеканы (примеры).

История скифов Начало истории скифов - затяжная война с киммерийцами, которые были вытеснены скифами из Северного Причерноморья к VII в.д.н. э., и походами скифов в Малую Азию. С 70-х гг. VII в.д.н.э. скифы завоевали Мидию, Сирию, Палестину и господствовали в Передней Азии, но в начале VI в. д.н.э. были вытеснены оттуда мидийцами. Следы пребывания скифов отмечены и на Северном Кавказе. Основная территория расселения скифов - степи между нижним течением Дуная и Дона, включая степной Крым и районы, прилегающие к Северному Причерноморью. Северная граница неясна. По правобережью нижнего Днепра и в степном Крыму обитали скифы-кочевники. Между Иигулом и Днепром вперемежку с кочевниками жили скифы-земледельцы. В бассейне Южного Буга, близ г. Ольвия обитали каллипиды, или эллино-скифы, севернее их - алазоны, а ещё севернее - скифы-пахари. Границы расселения отдельных племён Скифии (особенно скифов-пахарей) неясны. Тесные отношения с рабовладельческими городами Северного Причерноморья, интенсивная торговля скотом, хлебом, мехами и рабами ускоряла процесс образование государства в скифском обществе. Известно о существовании у скифов союза племён, который постепенно приобретал черты своеобразного государства рабовладельческого типа во главе с царём. Власть царя была наследственной и обожествлялась. Она ограничивалась союзным советом и народным собранием. Происходило выделение военной аристократии, дружинников и жреческой прослойки. Хотя материальная культура скифов, получившая распространение на всей этой огромной территории, в различных районах имела свои особенности, в целом в ней присутствовали черты типологической общности. Эта общность сказалась и в типах скифской керамики, оружия, конских наборов, и в характере погребального обряда. Скифия времени Геродота не была этнически единой. В ее состав входили и не родственные скифам племена, например протославянские и фино-угорские земледельческо-скотоводческие племена, которые жили в лесостепи на территории современных центрально-европейских регионов России. Наиболее сильными были скифы-кочевники, так называемые царские скифы, которых Геродот считал самыми сильными и воинственными из всех скифов, населяли степное пространство на восток от Днепра и до Азовского моря, включая степной Крым. Эти племена занимались скотоводством и жилища свои устраивали в повозках. Более подробно об особенностях кочевого быта скифов писал современник Геродота, неизвестный нам автор одного приписываемого Гиппократу медицинского трактата. Он также обращал внимание на то, что у скифов нет домов, а живут они в кибитках, наименьшие из которых четырехколесные, а иные и шестиколесные; со всех сторон они закрыты войлоком и разделяются, как дома,- один на два, другие на три отделения. Они непроницаемы ни для дождя, ни для снега, ни для ветра. В возы эти запрягают по две и по три пары безрогих волов. В таких кибитках живут женщины, а мужчины едут верхом на конях. Собственность у скифов принадлежала женщине, т.к. именно женщина вела хозяйство и воспитывала детей. Единственной обязанностью мужчины было геройски умереть на поле битвы. У скифов-кочевников животноводство достигло относительно высокой ступени развития. В V - IV в.д.н.э. они владели огромными стадами и табунами скота, но распределяли его между соплеменниками неравномерно. В Скифии времени Геродота еще не сложилось государство, но знать уже была сильна и существовали предпосылки перерастания племенных союза в государства. Среди скифских племен назревала потребность в более крупных объединениях. Политическому сплочению способствовала война с персидским царём Дарием I в 512 до н. э. На рубеже V-IV вв. до н. э. царь Атей устранил других скифских царей и узурпировал всю власть. В короткий срок Атею удалось подчинить своей власти ряд соседних фракийских племен и города западнопонтийских греков. К 40-м гг. IV в. до н. э. он закончил объединение Скифии от Азовского моря до Дуная. В 339 до н. э. царь Атей погиб в войне с македонским царём Филиппом II. В III в.д.н.э., скифы упорно отражали все попытки македонян проникнуть к северу от Дуная. В 331-330 гг. наместник Александра Македонского во Фракии Зопирион, направившийся с 30 тыс. войском в скифские степи, дойдя до Ольвии, погиб в сражении со скифами. Попытку Зопириона повторил Лисимах, мечтавший о подчинении своей власти всего черноморского побережья. В 292 г. до н. э. он перешел Дунай и двинулся против гетов, но попал в окружение и вынужден был отказаться от своих завоевательных замыслов. Северное Причерноморье осталось за пределами держав наследников Александра, население его сохранило свою независимость. На юго-восточных границах скифских степей, по южному берегу Азовского моря и на Северном Кавказе, жили племена синдов, меотов и савроматов, или сарматов, которые представляли серьезную опасность для скифов. В III в.до н. э. значительные массы сарматов появляются в степях к западу от Танаиса, оказывая тем самым давление на скифов с востока. К концу III в. до н. э. держава скифов, под натиском сарматов, значительно сократилась. Столица скифов была перенесена в Крым, где на р. Салгир (близ Симферополя) возник г. Неаполь скифский, основанный, вероятно, царём Скилуром. Кроме Крыма, скифы продолжали удерживать земли в низовьях Днепра и Буга. В конце III века до н. э. возникает более прочное объединение скифских племен с центром в Крыму. Необходимость в новых территориях для полей и пастбищ, которая чувствовалась особенно настоятельно ввиду постоянного притока новых скифских племен из степей Северного Причерноморья, откуда их вытесняли сарматы, стремление скифских царей подчинить своей власти ближайшие центры торговли с внешним миром-все это толкало Скифское царство к завоевательной политике, ближайшим объектом которой становится Ольвия и Херсонес. На периферии Ольвии и раньше имело место взаимодействие эллинов и скифов и даже сложилось смешанное население. Теперь это взаимодействие можно проследить в самом городе. Переплетение эллинских и местных элементов заметно в области прикладного искусства. О росте значения местных элементов говорят и негреческие имена, которые встречаются в ольвийский надписях. Не в силах бороться с возрастающим напором кочевых племен, Ольвия в середине II в. до н. э. подчиняется власти Скилура и начинает чеканить его имя на своих монетах. Ольвия, как ремесленный и торговый центр, имела важное значение в составе Скифского царства. Прежний металлургический центр скифов на Днепре находился теперь вне владений крымских скифов, а их военное дело требовало большого количества металлических изделий. Подобно тому, как монетный двор Ольвии использовался для чеканки монеты. Скилура, ремесленные мастерские Ольвии должны были удовлетворять нужды скифского войска. Вхождение в состав Скифского государства было выгодно и гражданам Ольвии. Оно избавляло Ольвию от набегов кочевников и уплаты им дани. Жители Ольвии - ольвиополиты, как подданные скифского царя, могли пользоваться преимуществами в торговле с Неаполем, что отвечало торговым интересам ольвийской знати. Царство Скилура было первым местным государственным образованием Северного Причерноморья, которое подчинило своей власти эллинскую колонию. Гораздо больших усилий потребовалось скифам для завоевания Херсонеса, который был, в первую очередь, земледельческим поселением. Он обладал значительной территорией, расположенной в основном на Гераклейском полуострове. Эта территория распалась на участки (клеры), принадлежавшие отдельным гражданам. В центре участка находилась усадьба. Сельское хозяйство Херсонеса имело в основном интенсивный характер. Борьба скифов за Херсонес начинается во второй половине III в. до н. э. Для обороны от внешних нашествий в юго-восточной части города строится стена, которая должна была защищать портовую часть города. Херсонес обратился за помощью к Боспорскому царству. Боспор, однако, находился сам в состоянии упадка и не мог оказать достаточно действенной помощи. В 80-х годах II в., очевидно через свою метрополию Гераклею, Херсонес сблизился с понтийским царем Фарнаком, стремившимся выставить себя защитником эллинских городов против окрестного варварского населения. В 179 г. до н. э. между Херсонесом и Фарнаком был заключен специальный договор, направленный против скифов: Фарнак обязался помогать Херсонесу, если соседи нападут на город или подвластную ему территорию. Наступление скифов возобновилось в конце II в. до н. э. К 110-109 гг. владения Херсонеса на северозападном берегу Крымского полуострова - Кер-кинитида, Прекрасная гавань оказались под властью скифов. Продолжая свое наступление, скифы подошли почти к самому городу. Одновременно усилились нападения на Херсонес его соседей -тавров. В этот критический момент херсонесцы прибегли к крайним мерам: они снова обратились за помощью к Понту, но уже не на основе союзнических отношений, как предусматривалось договором 179 г., а на условиях признания зависимости от понтийского царя Митридата VI, которого они провозгласили своим защитником. Между тем, напор скифов на херсонесские владения не прекратился, а еще более усилился после смерти их царя Скилура, наследником которого стал его сын Палак. Это побудило Митридата послать в Херсонес более крупные силы под командованием своего полководца Диофанта. Борьба скифов с Диофантом длилась несколько лет. В ходе этой борьбы царь Палак заключил союз с сарматским племенем роксоланов. Но, несмотря на численное превосходство скифов и роксоланов, победа в конечном счете осталась за Диофантом благодаря применению им более совершенной эллинистической техники против армии Палака и его союзников. Скифо-роксоланская коалиция в результате поражения распалась. Скифы должны были отказаться от всяких притязаний на Херсонес и его территорию и даже заключить союз с Митридатом. В последующее время они участвовали в понтийской армии в качестве союзников. Некоторое усиление Херсонеса, опиравшегося на помощь Понта, и глубокие потрясения, испытанные Скифским царством во время войны с Митридатом (109-107 гг.), препятствовали восстановлению могущества Скифского царства. С этого времени до середины I в. н. э. оно играло второстепенную роль в истории Северного Причерноморья. Во 2-й половине I в. н. э. при царях Фарзое и Инисмее скифы вновь усилились и неоднократно воевали с Боспорским государством. Скифское царство с центром в Крыму просуществовало до 2-й половины III в. н. э. и было уничтожено пришедшими с севера готами. Скифы окончательно потеряли свою самостоятельность и этническое своеобразие, растворившись среди племён Великого переселения народов. Название "Скифы" перестало носить этнический характер и применялось к различным народам Северного Причерноморья. Скифы оставили неизгладимый отпечаток в истории.

202
Север возвращается в Рим.

203
Консульство Р. Фульвия Плавтиана и П. Септимия Рета. Открытие Арки Септимия Севера в Риме. Ориген сменяет Клемента во главе школы катехетиков. "Страсть" Перпетвы.

203-204
Север в Африке.

205
Консульство Каракаллы и Реты. Убийство Плавтиана. В Египте родился Плотин.

208
Началось (с 208 по 211 г.) восстание в Северной Британии.

208
Север направляется из Рима в Британию.

211
Началось правление императора Каракаллы (с 211 по 217 г.), сына Септимия Севера.

212
Каракалла убивает Гету и становится единоличным императором (февраль). "Антонинова конституция". Восшествие на престол Артабана V.

212
Эдикт Каракаллы о даровании прав римского гражданства всем свободнорожденным жителям империи, кроме дедициев.

213
Война с германскими и придунайскими племенами. Каракалла одерживает победы над алеманнами.

214
Эдесса становится римской колонией.

215
Каракалла проводит зиму в Антиохии, а затем наступает к западным границам Адиабены.

215
Началась война (с 215 по 217 г.) с Парфией.

216
Родился Мани.

217
Убийство Каракаллы близ Карр (8 апреля), наступило междуцарствие - смена правителей за короткий отрезок времени (с 217 по 222 г.). Макрин становится императором, он терпит поражение близ Нисибина (лето).

218
Пришедший в 217 году на смену Каракаллы Опилий Маркин (не Север) был убит и его сменил Диадумениан (не Север), а затем Гелиогобал (Элагабал), правивший с 218 по 222 г.

218
Элагабал провозглашен императором в Рафанеях (16 мая) после того, как его сторонники разгромили Макроуна, который был умерщвлен. Элагабал проводит зиму в Никомедии.

219
Элагабал приезжает в Рим (конец лета).

220
Консульство Элагабала и Комазона.

222
Злагабал усыновляет своего двоюродного брата Алексиана в качестве цезаря под именем Марка Аврелия Александра. Убийство

222
Началось правление императора Александра Севера (с 222 по 235 г.) при регентах - мать, Юлия Маммея, бабка, Юлию Мэса, и юрист Ульпиан. Отношения с сенатом улучшились, проведены мероприятия по укреплению крупного землевладения.

223
Префект преторианской гвардии и юрист Ульпиан убит своими солдатами.

226
Арташир коронован и становится Царем царей Ирана.

229
Консульство Александра Севера и Кассия Диона.

230
Персы вторгаются в Месопотамию и осаждают Нисибин.

231
Александр Север отправляется из Рима на Восток (весна).

232
Неудачное наступление римлян против Персии. Ори- ген, изгнанный из Александрии, поселяется в Кесарее.

233
Александр возвращается в Рим.

234
Война против алеманнов. Максимин, фракиец, провозглашен императором войсками Паннонии.

235
Александр Север убит, династия Северов закончиалсь. Начался период правления "солдатских императоров" (с 235 по 284 г.). Первым стал Максимин Фракиец (с 135 по 238 г).

235
Максимин, утвержденный сенатом как император, наносит поражение алеманнам. Принятие постановлений против христиан.

236
Военные действия против сарматов и даков.

238
К власти пришли Гордианы. За год сменили друг друга Гордиан I, Гордиан II, Бальбин, Пуппиен, пока не укрепился Гордиан III (с 138 по 244 г), В Африке восстали колоны.

238
М. Антоний Гордиан, проконсул Африки, провозглашен императором и правит вместе со своим сыном. Их убивает легат Нумидии Капеллиан. Сенат назначает двух новых императоров - М. Клодия Пупиена Максима для командования легионами и Д. Целия Бальбина для управления гражданскими делами (16 апреля). Максимин убит во время осады Аквилеи (10 мая). Преторианцы убивают Пупиена и Бальбина и возводят на престол тринадцатилетнего Гордиана III. Нашествие готов через Дунай и нападение дакийских карпов. М. Туллий Менофил - правитель Нижней Мезии до 241 г.

240
Мани начинает проповедь в Иране. Шапур I сменяет Ардашира на иранском престоле.

242
Торжественное открытие военных действий против персов префектом преторианской гвардии Тимосфеном. Началась (с 242 по 244 г) первая война Сасанидского Ирана с Римом. Со смертью в 244 г. императора Гордиана III Рим потерпел поражение.

243
Победы Тимосфена над персами,

244
Убийство Гордиана III в Месопотамии. Филипп Аравитянин признан императором. Филипп заключает мир с персами и отправляется в Рим.

244
Началось правление Филиппа Аравитянина (с 244 по 247 г)

245
Войны на дунайской границе вплоть до 247 г.

247
Филиппу, сыну императора, пожаловано звание августа, Празднование тысячелетия Рима.

247
Убит Филипп Аравитянин (с 244 по 247 г) - править начал Филипп Младший (с 247 по 249 г)

248
Деций восстанавливает порядок в Мезии и Паннонии. "Против Цельса" Оригена.

249
Войска вынуждают Деция принять императорскую порфиру (июнь). Началось правление Деция (с 249 по 251 г) Филипп и его сын убиты в сражении с Децием близ Вероны (сентябрь). Возобновление нападений готов. Преследования христиан Децием вплоть до 251 г.

250
Эдикт против христиан и гонения христиан.

251
Поражение и смерть Деция и его сына Геренния Этруска на Дунае. Деций Траян был убит в сражении с готами (с 249 по 251 г), его сменил Деций Младший, а затем в том же году Герений и Гостилиан (два сына Деция) (май). Требониан Галл провозглашается императором вместе со вторым сыном Деция - маленьким ребенком Гостилианом, который вскоре умирает.

251
"Об ошибках" и "О единстве всеобшей церкви" Киприана. Волусиан, сын Галла, провозглашен августом.

252
Европейские провинции подвергаются нашествию готов и других варваров. Персы свергают с престола Армении Тиридата и продолжают нападать на Месопотамию.

253
Эмилиан провозглашается императором, но через три или четыре месяца его убивают собственные солдаты по получении известия о том, что рейнские легионы в Мезии объявили императором Валериаиа. Валериан при- бывает в Рим, и его сын Галлиен назначается сенатом вторым августом. Первый морской поход готов в Малую Азию. В Тире умер Ориген.

254
Маркоманны проникают в Паннению и совершают на- бег до Равенны. Готы опустошают Фракию. Шапур овладевает Нирибином.

255
Началась (с 255 по 260 г.) вторая война сасанидского Ирана с Римом.

256
Морской поход готов в Малую Азию.

257
Валериан начинает новые гонения на христиан - Очередной Эдикт против христиан и гонения христиан. Возобновляется вторжение персов.

258
От империи отпали Галлия, Британия, Испания. Образовалась Галльская империя во главе с Постуном, римским полководцем, узурпировавшим власть и убитым солдатами в 268 г.

258
Киприан принимает мученичество (14 сентября). Галлион побеждает алеманнов (или в 259 г.).

259
Дионисий I, епископ Римский.

260
Римляне потерпели поражение у Эдессы в ходе войны с Сасанидским Ираном (с 255 по 260 г.), император Валериан был взят в плен, где и умер.

260
Началось правление Галлиена (с 260 по 268 г.), сына и соправителя Валериан.

260 или 259
Галлиен прекращает преследования христиан. Марциан и Квиет провозглашены армией императорами на Востоке, Постум - в Галлии (или в 258 г.?). Восстания Ингенва и позднее Регалиана в Паннонии.

261
Марциан убит в сражении с Авреолом. Квиет казнен в Эмесе.

262
Оденат, царь Пальмиры, одерживает победы над Шапуром и персами. Открытие Арки Галлиена.

267
Готы вторгаются в Малую Азию. Оденат, царь Пальмиры, убит; его вдова Зеновия захватывает власть от имени своего малолетнего сына Вабаллата.

268
Большие силы готов на суше и на море воюют во Фракии, Греции и других местах. Галлиен одерживает победу при Наиссе в Мезии. Галлиен убит при осаде Милана (август). Клавдий становится императором и убивает Лереола. Синод в Антиохии объявляет Павла Самосатского еретиком.

268
Галлиен (правил с 260 по 268 г.) был убит. Императором стал Клавдий Готский (правил с 268 по 270 г.), первый из иллирийцев. Образовалось Пальмирское царство.

268\9
Постум убит.

269
Римляне одержали победу над готами при Наиссе. Наступление придунайских племен было остановлено, началось движение багаудов.

270
Клавдий умирает от чумы в Сирмии, в Паннонии (январь). Квинтйлл, его брат, избран сенатом императором, но Аврелиан успешно восстает против него. Победы Аврелиана над ютунгами. Пальмирские войска вступают в Александрию. Умер Плотин.

271
Аврелиан начинает сооружение новых стен вокруг Рима. Организованное переселение римлян из Дакии на южный берег Дуная. Аврелиан переходит в наступление против Зеновии.

272?
Умер Шапур I, которому наследует Хормизд I.

273
Аврелиан разрушает Пальмиру. Умер Хормизд I, которому наследует Варахран I.

274
Аврелиан подчиняет Тетрика и отвоевывает Галлию. Аврелиан празднует триумф в Риме и реформирует монетную систему. Храм Аврелиана, посвященный Богу-Солнцу в Риме.

275
Аврелиан убит во Фракии. Тацит объявлен императором (сентябрь).

276
Тацит умирает в Тиане; его брат Флориан захватывает власть; Флориан убит в Тарсе и его сменяет Проб. Варахран II вступает на престол Ирана.

277
Проб освобождает Галлию от германцев и готов.

278
Проб занимается умиротворением в Малой Азии.

282
Убийство Проба, которого, сменяет Кар (начало осени).

282
Правление императора Кара (по 283 г)

283
Война римлян с персами. После вторжения Кара в Месопотамию был заключен мир. Кар погиб от удара молнии; его сменяют его сыновья Карин - на западе и Нумериан - на Востоке.

283
Варахран II заключает мир с Римом. "Cynegetia" ("Охотничье искусством) Немесиана.

284
Началось правление императора Диоклетиана (с 284 по 305 г). Установление домината. Проведение военной реформы, увеличение армии до 450.000 человек, монетная, налоговая реформы, уменьшены размеры провинций.

285
Диокл побеждает Карина в битве при Марге; Карин убит одним, из своих офицеров. Диокл принимает имя Диоклетиана.

286
Максимиану пожалован титул августа после победы над багаудами в Галлии.

286
В Галлии и Африке начались (с 286 по 390 г) крестьянские восстания, которые были подавлены.

286-287
Восстане Караузия.

288
Диоклетиан заключает соглашение с Варахраном II и возводит Тиридата III на престол в Армении. Диоклетиан подавляет восстание в Египте.

289
Диоклетиан воюет против сарматов. Максимиан терпит поражение от Караузия.

292
Диоклетиан воюет против сарматов.

293
Константий и Галерий назначены цезарями соответственно на Западе и на Востоке. Константий отвоевывает Булонь у Караузия, которого убивает его совет- ник Аллект, продолжающий править Британией. Умер Варахран II. Варахрана III, царя Ирана, сменяет Нарсе I .

293
В империи была установлена тетрархия - правление четерех.

296
Константий отвоевывает Вритапию у Аллекта. Соглашение Галерия и Нарсе.

296
Началась война с персами, которая закончилась в 298 г. победой римлян. Влияние Рима в Иране упрочилось

297
Указ Диоклетиана против манихеев (31 марта), Восстание Домития Домитиана в Египте. Война Галерия против Ирана.

298
Диоклетиан в Египте.

1 е тысячелетие до н. э. V век до н. э. IV век до н. э. III век до н. э. II век до н. э. I век до н. э. 300 е до н. э. 309 … Википедия

Около 220. Конец династии Хань. Распад Китая на 3 царства Вэй, Хань или Шу, У. 220 265. Период «Троецарствия» в истории Китая. 218 222. Правление римского императора Авита Бассана (Элагабала). 222 235. Правление римского императора Александра… … Энциклопедический словарь

III римская цифра 3. III век столетие, длившееся от 201 года до 300. III век до н. э. столетие, длившееся от 300 года до 201 года до н. э.. III альбом группы Бумбокс III Августов легион III Галльский легион III… … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Век (значения). Век (столетие) единица измерения времени, равная 100 (число) годам. Десять веков составляют тысячелетие. В более узком смысле веком называют не вообще столетний интервал времени, а … Википедия

I м. 1. Промежуток времени в сто лет; столетие. 2. Исторический период в развитии природы и общества, характеризующиеся определённым жизненным укладом, условиями жизни и т.п. 3. перен. разг. Очень долгое время; вечность. II м. разг. 1. Жизнь,… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

V тысячелетие до н. э. IV тысячелетие до н. э. III тысячелетие до н. э. II тысячелетие до н. э. I тысячелетие до н. э. XXX век до н. э. XXIX век… … Википедия

III. РОССИЯ. СССР. СНГ - 1) Украина и Белоруссия. Неолит. ок. 5500 4000 до Р. Х. Буго Днестровская культура. ок. 4000 2300 Трипольская культура (Зап. Украина). ок. 4000 2600 Днепро Донецкая культура (Вост. Украина). Бронзовый век. ок. 2200 1300 Среднеднепровская… … Правители Мира

I тысячелетие II тысячелетие III тысячелетие IV тысячелетие V тысячелетие XXI век XXII век XXIII век XXIV век XXV век … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Век перевода. Век перевода Обложка 2 го выпуска

Легион III «Парфика» Legio III Parthica Годы существования 197 год V век Страна Древний Рим Тип Пехота при поддержке кавалерии Численность В среднем 5000 пехоты и 300 кавалеристов Дислокация Резен, Ападна … Википедия

Книги

  • , Худяков Юлий Сергеевич, Эрдэнэ-Очир Насан-Очир. Монография посвящена исследованию военного дела древних кочевых народов, обитавших на территории Монголии и сопредельных районов Саяно-Алтая и Забайкалья в позднем бронзовом и раннем железном…
  • Военное дело древних кочевников Монголии (II тысячелетие - III век до н. э.) , Ю. С. Худяков, Н. Эрдэнэ-Очир. Монография посвящена исследованию военного дела древних кочевых народов, обитавших на территории Монголии и сопредельных районов Саяно-Алтая и Забайкалья в позднем бронзовом и раннем железном…

Этот период характеризуется дальнейшим развитием таких крупных государств, как Римская империя, Парфянское и Кушанское царства, империя Хань. Возобновляются попытки создать крупное централизованное государство и в Индии. Экспансия Рима доходит, очевидно, до своих естественных границ, за которые она уже не распространяется. Всё больше империя переходит к обороне от Парфян на востоке, от германских племён - на севере. Огромное историческое значение имело рождение христианства - второй по времени после буддизма мировой религии. Повсеместно в странах Древнего мира отмечаются нарастающие признаки кризиса рабовладельческих хозяйств, рабовладение, как общественно-экономический уклад, начинает себя изживать.

Римская империя эпохи принципата. После победы над своими противниками Октавиан Август занялся устройством внутренних дел огромного государства. Суть его реформ сводилась к тому, что при сосредоточении реальной власти в его собственных руках все внешние официальные атрибуты республики были сохранены, отсюда название государства “Римская империя” в какой-то мере условно, официально в то время оно продолжало называться республикой. По одной из должностей - принцепса, первого среди сенаторов, такая система получает название принципата. При преемниках Октавиана она сохраняется в полной мере.

Со временем Августа совпадает расцвет римской литературы, именно при нём многие римские поэты: Овидий, Гораций, Вергилий пользуются поддержкой богача Мецената, имя которого стало нарицательным.

Отсутствие законных средств ограничить произвол императоров сделало возможным появление на престоле таких людей, как Калигула и Нерон, недовольство действиями которых вызывало восстания и в легионах, расквартированных на границах империи, и в преторианской гвардии, размещавшейся в самом Риме. Со временем судьба трона стала решаться в преторианских казармах и в армии. Так к власти пришёл первый представитель династии Флавиев - Веспасиан (69 - 79 гг. н.э.), которого поддержали легионы, подавлявшие восстание в Иудее в 68 - 69 гг. н.э.

Последние крупные завоевания Рим проводит при императоре Траяне (98 -117 гг.н.э.) из династии Антонинов: ему подчиняются Дакия и Месопотамия. В дальнейшем Рим всё чаще вынужден защищать свои владения от натиска варварских племён: германцев, сарматов и других. По границам империи возводится целая система пограничных укреплений, называвшаяся лимесом. Пока римская армия сохраняла свои основные качества - дисциплину и организованность, лимес был весьма эффективным средством для отражения нашествий варваров. Неограниченная власть императора, огромные размеры государства (во II веке н.э. Рим объединяет под своей властью всё Средиземноморье, половину Западной Европы, весь Ближний Восток, весь Балканский полуостров и Северную Африку, население империи составляет 120 миллионов человек), резко возросшие трудности административного управления, зависимость императоров от армии вызвали кризис империи, который с особой силой проявился с прекращением династии Северов в 217 году н.э. Экономика, заметную роль в которой играл рабский труд, нуждалась в постоянном притоке рабов, а с прекращением крупных войн иссяк самый значительный источник пополнения рабочей силы. Для содержания огромной армии и аппарата управления империи требовались всё новые налоги, а старая система управления, сохранявшая прежние республиканские формы власти и прочую атрибутику, не отвечала этим потребностям. Внешне кризис проявился в постоянной смене императоров на престоле, временами в империи одновременно сосуществовало несколько императоров. Это время получило наименование эпохи “солдатских императоров", поскольку практически все они были возведены на трон легионами. Из полосы затяжного кризиса империя вышла только с началом правления императора Диоклетиана (284 - 305 гг. н.э.).

Возникновение христианства. В начале новой эры в Иудее возникает новое религиозное течение, названное по имени своего основателя христианством. Современная историческая наука вполне допускает реальное существование такой личности, как Иисус Христос, и достоверность многих сведений Евангелий. Находки рукописей из района Мёртвого моря, так называемых Кумранских, недвусмысленно показали, что идеи, заложенные в проповедях Христа и его апостолов, отнюдь не были абсолютно новыми и свойственными только этой секте. Схожие мысли высказывались многими пророками и проповедниками. Общий пессимизм, охвативший многие народы после всех безуспешных попыток сбросить римскую власть, дал возможность утвердиться в сознании людей идеи непротивления и покорности земной власти, т.е. римского цезаря, и воздаяния на том свете за муки и страдания на этом.

С развитием налогового аппарата империи и усилением прочих повинностей христианство всё больше приобретает характер религии угнетённых. Абсолютное безразличие нового культа к социальному, имущественному статусу неофитов, их этнической принадлежности сделали христианство наиболее приемлемой религией в многонациональной империи. К тому же преследования христиан и то мужество и смирение, с которым христиане принимали эти преследования, возбуждали в массах интерес и сочувствие к ним. Особенно популярным новое учение становится в городах империи, не исключая и самой столицы. Постепенно аскетичекий быт первых христианских общин и почти полное отсутствие организации сменяются развитой и достаточно централизованной системой управления общинами, христианская церковь обзаводится имуществом, возникают монастыри, также обладающие значительными богатствами. К концу III - началу IV вв. н.э. христианство становится одним из самых могущественных и влиятельных вероучений.

Кушанская держава и Парфия. После разгрома войсками Александра Македонского армии персидского царя Дария III при Гавгамелах наиболее упорное сопротивление захватчикам оказали народы Средней Азии: Бактрии и Согда. Уже в это время проявилась тенденция к их отделению, но в 329 - 327 гг. до н.э. Александр сумел подавить всякое сопротивление. После смерти великого полководца территории Средней Азии вошли в состав державы Селевкидов, но их власть была чуждой для большинства местного населения и около 250 г. до н.э. бактрийский сатрап Диодот объявил себя независимым правителем. С этого момента начинается столетняя история Греко-Бактрийского царства, одного из интереснейших государств Древнего мира. В политике, истории и культуре этого государства с особой яркостью и блеском проявились наиболее характерные черты эллинизма: органическое соединение и творческое взаимодействие эллинского и восточного начал. В эпоху существования Греко-Бактрийского царства регион из богатой земледельческой области с отдельными городскими центрами начал превращаться в страну с развитой торговлей и ремесленным производством. Правители царства особое внимание уделяли строительству городов, которые становились центрами торгово-ремесленной деятельности. О развитии торговли свидетельствует и большое количество греко-бактрийских монет. Именно благодаря этому источнику нам известны имена более 40 правителей царства, в то время как в письменных источниках упоминаются лишь 8. Процесс распространения греческой культуры затрагивал в основном города, в которых это проявлялось в самых разных сферах, но прежде всего в архитектуре.

Между 140 и 130 гг. до н.э. вторгшиеся с севера кочевые племена уничножили царство. Традиция правления сохранялась, продолжалась чеканка монет с греческими именами царей, но большой власти они не имели.

На развалинах Греко-Бактрийского царства постепенно складывается одно из крупнейших государственных образований Древнего мира - Кушанская держава. Основой его была территория Бактрии, где сосуществовали мелкие объединения кочевников, уничтоживших Греко-Бактрийское царство, и владения мелких греческих династов - наследников прежних властителей государства. Основателем Кушанской державы был Кадфиз I, который предположительно в I в. н.э. объединил под своей властью всю Бактрию, приняв титул “царя царей”.

При его сыне Кадфизе II к кушанам отходит значительная часть Северо-Западной Индии. В результате Кушанская держава включает большую часть Средней Азии, территорию современного Афганистана, большую часть Пакистана и север Индии. В конце I - начале II вв. н.э. кушаны сталкиваются с Китаем в Восточном Туркестане, где им в конечном счёте удаётся остановить экспансию восточного соседа. При правителе Канишке (предположительно первая треть II в. н.э.) центр государства из Бактрии смещается в индийские области, с этим, возможно, связано и проникновение буддизма на территорию государства. Кушанская империя представляла собой централизованное государство во главе с “царём царей”, личность которого часто обожествлялась. Центральная власть опиралась на развитый административный аппарат, в котором имелось множество рангов и градаций. Государство сохраняло своё могущество вплоть до III века н.э., когда кушаны потерпели поражение в столкновении с сасанидским государством, пришедшим на смену Парфии. Некоторое возрождение Кушанской державы отмечается в IV веке, но она уже не достигла прежнего могущества.

Одновременно с выходом из состава державы Селевкидов Греко-Бактрийского царства независимости добивается и Парфия, которую в 247 г. до н.э. возглавил предводитель одного из кочевых племён Аршак, его имя становится тронным именем последующих правителей Парфии. Первые десятилетия существования нового государства наполнены борьбой за независимость с державой Селевкидов. Она проходила с переменным успехом, но в итоге Парфии удалось отстоять свою самостоятельность. Более того, при Митридате I (171 -138 гг. до н.э.) в состав Парфии вошли Мидия и Месопотамия. Конец II - начало I вв. до н.э. характеризуются напряжённой борьбой с кочевыми племенами, разгромившими Греко-Бактрийское царство. После установления мира на восточных границах Парфия возобновляет движение на Запад, где её интересы сталкиваются с интересами Римского государства. С особой силой эти противоречия проявились в середине I века до н.э., когда парфянам в 53 г. до н.э. удалось полностью разгромить армию римского полководца Марка Лициния Красса в битве при Каррах в Северной Месопотамии. В итоге парфяне переносят свою столицу в Ктесифон и временно подчиняют себе Сирию, Малую Азию и Палестину, но удержать эти территории им не удаётся. Поход римской армии в Мидию в 38 году н.э. в конечном итоге тоже закончился неудачей. В дальнейшем борьба проходит с переменным успехом, периодически Рим добивается некоторого преобладания. При императорах Траяне и Адриане римская армия берёт столицу парфян Ктесифон, а Месопотамия даже становится провинцией Римской империи, но утвердиться окончательно римлянам здесь не удаётся, как не удаётся и нанести окончательное поражение парфянам. В целом борьба между двумя соперниками продолжалась более двух столетий и закончилась безрезультатно.

Военные поражения ослабляли Парфию. В 20-е гг. III века н.э. царь одного из вассальных царств - Персиды - Арташир Сасанид подчинил себе Парфию. Одной из причин внутренней слабости Парфянской державы было отсутствие централизованной власти, аналогичной власти соседей - кашан и римлян. Единой системы управления всей территорией не существовало, как не существовало и чётких правил наследования власти, что подчас приводило к длительным междоусобицам в среде правящего рода Аршакидов. Парфянам так и не удалось сплотить в единый организм все разнородные части своей державы.

Древний Китай в I - III вв. н.э. В конце I века до н.э. в стране резко обострились социальные противоречия, которые пытался смягчить узурпировавший трон императора Ван Ман, родственник свергнутого правителя по женской линии. В результате реформ Ван Мана все слои общества оказались недовольными нововведениями, положение усугубилось стихийными бедствиями 14 года новой эры: засухой и нашествием саранчи. В итоге вспыхнуло восстание, вошедшее в историю под названием восстания “краснобровых” (18 - 25 гг. н.э.). Правительственные войска были разгромлены в нескольких сражениях и на престоле утвердился один из предводителей восстания Лю Сю, в 25 году н.э. объявивший себя императором и перенёсший столицу в Лоян. Так возникает Поздняя, или Восточная, династия Хань.

Новый император, принявший титул Гуан У-ди (25 - 57 гг. н.э.), уменьшает налоги, резко ограничивает рабство, что способствует росту производительных сил страны. Во внешней политике этого периода характерна борьба за восстановление контроля над Западным краем, который был утерян в период смуты. Борьба завершилась разгромом кочевых племён сюнну в конце I в. н.э., и границы Китая вновь достигли Восточного Туркестана. Ханьская империя завязывает тесные контакты с Парфией, другими государствами Ближнего Востока. Но на северных границах империи появляются новые опасные кочевые соседи: протомонгольские племена сяньби. Во II веке новой эры на северо-западных рубежах появляются племена цян, борьба с которыми завершилась решающим успехом только в 60-е годы этого века.

Политика уступок простонародью на рубеже I - II веков сменилась иными тенденциями: обезземеливанием массы мелких землевладельцев, ростом их зависимости от крупных землевладельцев, владения которых становятся практически независимыми и самодостаточными, в чём нельзя не усмотреть проявления элементов нарождающегося феодализма. К концу II века империю охватил социально-экономичемский и политический кризис, в котором немалую роль играло соперничество различных придворных группировок. В этой обстановке в 184 году, на 17-м году правления императора Лин-ди, вспыхнуло восстание “жёлтых повязок”, во главе которого встал Чжан Цзяо. Духовным знаменем движения был даосизм, за прошедшие столетия из философского учения трансформировавшийся в религиозно-мистическую систему. В том же году Чжан Цзяо погиб, но в 185 году восстание вспыхивает с новой силой, и его опять подавляют с крайней жестокостью. Разрозненные восстания продолжаются до 207 года, но правительственные войска неизбежно их пресекают. Однако восстание до предела расшатало все устои единой империи, оно провоцирует новый виток борьбы за власть между представителями правящего класса. В третьем веке междоусобицы приводят к гибели единой империи и на её остатках возникают три самостоятельных государства - Вэй, Шу и У. Началась эпоха Троецарствия, которую относят обычно уже к раннему средневековью