«Главный баснописец своей земли. Биография Крылова Ивана Андреевича

Иван Андреевич Крылов — известный поэт и публицист, родился 2 февраля 1769 года в Москве. У Ивана Крылова не было возможности получить хорошее образование, а от отца он получил только много книг и большую любовь к ним. Обеспеченные соседи мальчика разрешили ему присутствовать при уроках французского языка, которые проводились для их детей. Так Иван Андреевич Крылов сносно выучил французский.

Мальчик очень рано стал работать, а также узнал, как это жить в нищете. Когда умер папа Ивана, то его взяли подканцеляристом в губернский магистрат Твери, где раньше работал Крылов-старший. Денег хватало только на еду, поэтому жить было очень сложно. Через 5 лет мама будущего баснописца, берет с собой детей и отправляется в Санкт-Петербург добиваться своей пенсии, а также для подготовления старшего сына к работе. Так Иван Крылов начал работать приказным служителем в казённой палате.

Молодой Крылов очень много читал, чтобы получить должное самообразование. Также известно, что в юные годы он самостоятельно научился играть на разных инструментах. В 15 лет юноша сам написал маленькую комическую оперу под названием «Кофейница». Это можно назвать первым дебютом в литературе поэта. Из-за бедности, Иван Крылов хорошо был знаком с бытом и нравами обычных людей, поэтому такой опыт в будущем стал очень полезным.

Творчество

После переезда в Санкт-Петербург Иван Андреевич посетил новый открывшийся театр. Там он познакомился со многими артистами и с этих пор жил увлечениями этого святилища искусства. Крылов слишком сильно любил литературную деятельность, поэтому в 18-летнем возрасте он ушел в отставку с казённой службы.

Литературная деятельность поначалу была не очень удачной. Вскоре баснописец написал трагедию «Филомела», подражая классикам. Но данное произведение было посредственным, но молодой литератор не стал останавливаться.

Через некоторое время поэт создал несколько комедий: «Проказники», «Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей» и много других. В этот раз был заметен рост мастерства Крылова, но большинство читателей и критиков были недовольны.

Первые басни Ивана Андреевича были напечатаны без подписки. В 1788 году их можно было увидеть в журнале «Утренние часы». Три творения, называвшиеся «Новопожалованный осёл», «Судьба игроков», «Стыдливый игрок» были практически не замечены критиками и читателями. В них было много едкости, сарказма, но не умения.

В 1789 году баснописец издает журнал «Почта духов» вместе с Рахманиным. Но издание не получает желаемый успех и больше не выпускается. Крылов на этом не останавливается.

Журнал «Почта духов»

Спустя 3 года он создает еще один журнал под названием «Зритель». Затем еще через 1 год выходит журнал «Санкт-Петербургский Меркурий». В этих изданиях Иван Андреевич Крылов публиковал некоторые свои произведения.

В 1805 году Крылов перевел две басни «Дуб и Трость» и «Разборчивая невеста». В 1809 году первое издание Ивана Крылова получает огромную популярность, оно состояло из 23 произведений. Так баснописец стает очень популярным и публика с нетерпением ждет его новых творений.

В 1810 году он вступает помощником библиотекаря в Императорскую публичную библиотеку, в которой будет работать до 1841 года.

В 1825 году в Париже граф Григорий Орлов напечатал Басни И. А. Крылова в двух томах на французском, русском и итальянском языках. Данная книга была первым зарубежным изданием басен.

За всю свою жизнь писатель создал более 200 басен. Крылов жил достаточно долго, он был очень умным и добрым человеком. Свои произведения он создавал не только для высокообразованной интеллигенции, но и для простых людей. Умер баснописец 21 ноября 1844 года. Многие думали, что Крылов умер от заворота кишок, а на самом деле причиной смерти стало двустороннее воспаление лёгких.

Иван Андреевич родился 2 февраля 1769 года в Москве в семье военного, которая не отличалась высокими доходами. Когда Ивану исполнилось 6 лет, его отца Андрея Прохоровича переводят по службе в Тверь, где семья в бедности продолжает свое существование, а вскоре теряет кормильца.

В связи с переездом и малым уровнем доходов Иван Андреевич не смог окончить начатое в Москве образование. Однако это не помешало ему получить немалые знания и стать одним из наиболее просвещенных людей своего времени. Это стало возможным благодаря сильному стремлению юноши к чтению, языкам и наукам, которые будущий публицист и поэт освоил путем самообразования.

Ранее творчество. Драматургия

Еще одной «жизненной школой» Ивана Крылова, биография которого весьма многогранна, стал простой народ. Будущий писатель с удовольствием посещал различные народные гулянья и развлечения, сам нередко принимал участие в уличных боях. Именно там, втолпе простого люда, черпал Иван Андреевич перлы народной мудрости иискрометного мужицкого юмора, емкие просторечные выражения, которые со временем лягут в основу его известных басен.

В 1782 году семья в поисках лучшей жизни переезжает в Петербург. В столице Крылов Иван Андреевич приступил к казенной службе. Однако такая деятельность не удовлетворяла амбиций юноши. Увлекшись модными тогда театральными веяниями, в частности под влиянием пьесы «Мельник» А.О. Аблесимова, Крылов проявляет себя в написании драматических произведений: трагедий, комедий, оперных либретто.

Современные автору критики, хотя и не выказали высокой оценки, но все же одобрили его попытки и поощрили к дальнейшему творчеству. По словам друга и биографа Крылова М.Е. Лобанова, сам И.А. Дмитриевский – знаменитый актер того времени – видел в Крылове талант драматурга. С написанием сатирической комедии «Проказники», даже краткое содержание которой дает понять, что в пьесе был высмеян Я.Б. Княжнин, считавшийся ведущим драматургом того времени, автор ссорится не только с самим «мэтром», но и оказывается в поле обид и критики театральной дирекции.

Издательская деятельность

Неудачи на поприще драматургии не остудили, а наоборот, усилили сатирические нотки в таланте будущего баснописца Крылова. Он берется за издательство ежемесячного сатирического журнала «Почта духов». По истечении восьми месяцев журнал, однако, прекращает свое существование. Выйдя в отставку в 1792 году, публицист и поэт приобретает типографию, где начинает выпускать журнал «Зритель», который стал пользоваться большим успехом, нежели «Почта духов».

Но после произведенного обыска он был закрыт, а сам издатель посвятил несколько лет путешествиям.

Последние годы

В краткой биографии Крылова стоит упомянуть о периоде, связанном с С.Ф. Голицыным. В 1797 году Крылов поступил на службу к князю в роли домашнего учителя и личного секретаря. В этот период автор не перестает создавать драматические и поэтические произведения. А в 1805 году отправляет на рассмотрение сборник басен известному критику И.И. Дмитриеву. Последний по достоинству оценил творчество автора и сказал, что это его истинное призвание. Так, в историю русской литературы вошел блестящий баснописец, который последние годы жизни посвятил написанию и изданию произведений этого жанра, работая библиотекарем. Его перу принадлежат более двухсот басен для детей, изучаемых в разных классах, а также оригинальные и переводные сатирические произведения для взрослых.

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

  • Басни занимали особое место в творчестве Крылова. В целом насчитывается более 230 басен. Все они были изданы еще при жизни поэта и включены в 9 сборников.
  • посмотреть все

Произведения замечательного русского баснописца И. А. Крылова имеют всемирную известность. Восхищение и широкий интерес вызывали басни в XIX веке, не теряют они своей актуальности и сейчас. Что же является причиной такой удивительной живучести этих коротких стихотворных историй?

Гоголь не зря называл басни Крылова «книгой мудрости самого народа», ведь в них отразились те человеческие качества, которые сами люди воспринимают как пороки и недостатки и всеми способами стараются искоренить. Звери и вещи, говорящие понятным нам языком, обладающие характерами, которые мы с легкостью можем заметить у наших знакомых и окружающих, помогают нам критически взглянуть на самих себя, стать честнее, добрее, трудолюбивее. Однако зло всегда очень живуче, поэтому и сегодня мы смеется над лицемерием, скупостью, тунеядством, изворотливостью, глупостью, мастерски показанными автором в своих произведениях еще 150-200 лет назад.

Вторая причина «долгожительства» басен - меткий, точный и яркий язык поэта. Вот почему запоминаются его произведения безо всякого труда, вот почему многие строки из басен Крылова стали афоризмами, которые мы и сегодня используем в повседневной жизни.
Произведения великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова знакомы нам с самого детства. Он писал замечательные короткие рассказы поучительного характера - басни, в которых осуждал и осмеивал человеческие недостатки. Действующими лицами в баснях выступают животные, предметы, в которых проявляются человеческие качества.

Басни Крылова стали широко известны еще при его жизни, но до сих пор пользуются большой популярностью. Потому что темы, затронутые им, и созданные им аллегорические образы и сейчас остаются актуальными. В его баснях воплощаются народные идеалы трудолюбия, благородства, честности, бескорыстия, добра и справедливости.

А. С. Пушкин находил в баснях Крылова отличительные свойства русского народа: «веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться».

Нужно обладать настоящим талантом, чтобы так ярко и кратко, в двух строках, как это делал Крылов, уметь показать целый характер. Крылов писал так просто, доходчиво, что каждый человек легко запоминает чудесный язык его басен, узнает русский характер в героях. В своих произведениях Крылов, отстаивая идеалы добра и справедливости, бескорыстия и трудолюбия, едко высмеивает хитрость, лень, глупость, упрямство, трусость.

Например, в баснях «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак» он критикует отсутствие элементарных умений и согласия, без которых нельзя достичь хороших результатов. А «Волк и Ягненок» - злая сатира, в которой автор критикует безнравственность, деспотизм и произвол властей: «У сильного всегда бессильный виноват».

Особое место в творчестве Крылова занимают басни, написанные во время Отечественной войны 1812 года: «Кот и Повар», «Волк на псарне», «Обоз», «Ворона и Курица». В них воплотились патриотический дух народа, мысли и чувства самого автора в час грозных испытаний. В героях басни «Волк на псарне» мы узнаем русский народ, поднявшийся на войну с Наполеоном, самого Наполеона в образе Волка и мудрого русского полководца Кутузова в образе Ловчего.

Огромный успех и популярность басен И. А. Крылова можно объяснить тем, что автор представил в своих произведениях всю русскую жизнь и оценил ее с точки зрения простого народа. В своих баснях Крылов откликался на события современной ему жизни, но они не теряют своей актуальности, потому что настоящие, поэтически сильные слова и правдивые образы навечно становятся достоянием народа. В языковых средствах, образах Крылов идет от фольклора, но при этом благодаря точности, меткости, простоте многие строки его басен вошли в разговорную русскую речь, стали пословицами и поговорками, зажили своей собственной жизнью: «А Васька слушает да ест», «А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь», «А ларчик просто открывался» , «Недаром говорится, что дело мастера боится».

Басни И. А. Крылова не стареют. Они и для нас, современных читателей, интересны и полезны.

Отношение русского народа к великому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову (1769-1844) всегда было чрезвычайно тёплым. Именовали его «Дедушкой Крыловым», подчёркивая тем самым уважение и любовь к этому незаурядному человеку. Н. В. Гоголь назвал крыловские басни «Книгой народной мудрости». Но великий баснописец создал не только басни; он проявил свой талант в самых разных литературных жанрах. Смелый сатирик, тонкий лирический поэт, остроумный автор весёлых комедий. Таким был Крылов в конце XVIII века.

Этот период творческой деятельности подготовил писателя к поприщу баснописца, которое принесло ему заслуженную славу. В то же время 80-90 годы XVIII столетия можно рассматривать как самостоятельный этап в творческом формировании Ивана Андреевича. Он, как писатель, занял достойное место в литературной жизни тех лет, а его ранние произведения являются образцом хлёсткой сатиры и по сей день вызывают живой интерес у читателей.

Биография И. А. Крылова

Родился Иван Андреевич Крылов 2 февраля 1769 года в Москве в семье скромного армейского офицера. Его отец, Андрей Прохорович Крылов долгое время служил рядовым солдатом, затем ротным писарем и, в конце концов, дослужился до сержанта. Отличился во время подавления восстания Пугачёва и ушёл в отставку в 1774 году в чине капитана.

После отставки получил назначение на должность председателя Тверского губернского магистрата. Так маленький Крылов оказался в Твери. Воспитывался он матерью. Та была, по словам самого баснописца, простой женщиной без образования, но умной от природы. В 10-летнем возрасте у мальчика умер отец, и семья осталась без всяких средств к существованию.

Мать мальчика, став вдовой, хлопотала о пенсии, обращалась с прошением на высочайшее имя, умоляла снизойти к её бедности, учесть долгую и беспорочную службу мужа. Но в пенсии было отказано, и мать Крылова стала добывать деньги на хлеб насущный услугами в богатых домах и чтением псалтыря по покойникам.

Самого юного Крылова определили подканцеляристом в тот же губернский магистрат, где при жизни служил его отец. Но зимой 1782 года мать с сыном перебрались в Санкт-Петербург. Там Крылова взяли в канцелярию в Петербургскую казённую палату. Этим семья была обязана заслугам почившего отца. Хотя вдове и было отказано в пенсии, но государство проявило участие, и сыну заслуженного капитана дали более-менее достойную работу.

Творчество в молодые годы

В столице Крылов увлёкся театром. Вначале просто ходил на спектакли в качестве зрителя, а затем решил попробовать себя в драматургии. В 14 лет он написал комическую оперу в стихах «Кофейница». Затем написал трагедии из древнегреческой жизни: «Филомела» и «Клеопатра». В 1786-1788 годах юноша написал ряд комедий и познакомился с такими видными актёрами как Дмитриевский, Рыкалов, Плавильщиков. Но творения Крылова не были поставлены на сцене.

Разочаровавшись в возможности увидеть свои пьесы на сцене, Крылов порвал с театром и решил заняться журналистской деятельностью. В 1788 году он начал сотрудничать с журналом «Утренние часы», которым руководил И. Г, Рахманинов. Род деятельности будущего баснописца на новом поприще был самым разнообразным. Он проявил себя и как поэт, и как сатирик, и как журналист. В журнале «Утренние часы» были опубликованы и первые басни: «Стыдливый игрок», «Павлин и соловей» и ряд других.

Рахманинов, под началом которого работал Крылов, был близок к радикально настроенной интеллигенции, группировавшейся вокруг Радищева. И это сказалось на деятельности Ивана Андреевича. В январе 1789 года он начал издавать журнал «Почта духов», главной целью которого стало обличение дворянского общества того времени.

Крылов, таким образом, выступил как продолжатель традиций Радищева, Новикова, Фонвизина. «Почта духов» стала журналом одного автора. В ней отображалась переписка выдуманных «духов» с таким же выдуманным «арабским философом Маликульмульком». Такая сатира позволяла довольно прозрачно говорить о недостатках существующего строя.

Но журнал просуществовал лишь до августа 1789 года. Великая Французская революция привела к усилению реакции в России. Это сделало невозможным дальнейшее издание «Почты духов». Однако Крылов на паях с актёром Дмитриевым, драматургом Плавильщиковым, молодым литератором Клушиным организовал издание нового журнала «Зритель». Он начал печататься в 1782 году.

В «Зрителе» Иван Андреевич напечатал такие свои произведения как «Каиб», «Ночи», «Похвальная речь в память моего дедушки». И эти творения, вышедшие из-под пера будущего баснописца, во многом продолжили и углубили сатирические мотивы «Почты духов».

В 1796 году умерла Екатерина II, но жёсткий курс правительства в отношении литературы не изменился. Новый император Павел I усилил гонения на проявление свободной мысли. Он приказал закрыть частные типографии установил жёсткую цензуру над печатью.

Осенью 1797 года Иван Андреевич Крылов поселился в селе Казацком Киевской губернии. Это было имение князя С. Ф. Голицына, попавшего в немилость к Павлу I. Настроение у будущего баснописца было чрезвычайно оппозиционное. Об этом свидетельствовала шутовская комедия «Подщипа», написанная в Казацком. Представляла она собой злую пародию на существующие в стране порядки. Опубликована была впервые лишь в 1871 году.

Пребывание Ивана Андреевича в Казацком закончилось со смертью императора Павла I. Осенью 1801 года С. Ф. Голицына назначили генерал-губернатором в Ригу. Крылов поехал вместе со своим патроном в качестве секретаря. А в 1802 году в Санкт-Петербурге вышло второе издание «Почты духов» и была поставлена комедия «Пирог».

Творчество в зрелые годы

Вскоре Крылов вышел в отставку и уехал в Москву. В январском номере журнала «Московский зритель» за 1806 год были напечатаны первые басни Ивана Андреевича, определившие его дальнейший творческий путь. К началу 1806 года начинающий баснописец приехал в Санкт-Петербург. В этом городе он прожил все последующие годы.

Его жизнь вошла в однообразное и мирное русло. Он принимает активное участие в столичной литературной жизни, становится членом литературных и научных сообществ. Близко знакомится с известнейшими писателями того времени. Живёт по соседству с переводчиком «Илиады» Н. И. Гнедичем и является сотрудником Публичной библиотеки.

Крылов сближается с президентом Академии художеств А. Н. Олениным. В доме Олениных в те годы собирались известные учёные, писатели, художники. Бывали Шаховский, Озеров, Гнедич, Батюшков, позже Пушкин и многие другие популярные люди. В дом сразу же попадали все литературные новости, вновь появившиеся стихотворения, информация об интересных книгах, самобытных картинах.

С приходом к власти Александра I в стране набрали силу либеральные веяния. В результате этого Иван Андреевич Крылов вновь вернулся к литературной деятельности. Наряду с баснями, которые стали основным видом его деятельности, в 1806-1807 годах были написаны такие комедии как «Модная лавка», «Урок дочкам», «Илья-Богатырь». Они имели успех у зрителей и были проникнуты любовью и уважением к русской национальной культуре.

В них жизненно правдиво, весело, метко было показано невежественное провинциальное дворянство. Оно благоговело перед всем иноземным, и в результате своего легковерия позволяло иностранным проходимцам себя обирать и дурачить. Но народную славу Крылову принесли не комедии, а басни.

В 1809 году вышла первая книга басен Ивана Андреевича. И с тех пор в течение четверти века всю свою энергию он отдавал написанию басен. В 1811 году его избрали членом «Беседы любителей русского слова», объединившей писателей старшего поколения. В это время Крылов уже не был похож на того дерзкого бунтаря, который осмеливался задевать стрелами сатиры саму императрицу.

Он становится степенным, неторопливым, замыкается в себе, а окружающие начинают считать его чудаковатым. Да и как не считать, если Иван Андреевич Крылов мог теперь часами сидеть у окна в своей комнате с трубкой в зубах, раздумывая о течение человеческой жизни. О его рассеянности и лени стали ходить легенды. Говорили, что он как-то явился во дворец в мундире, пуговицы на котором были замотаны портным в бумажки. А Пушкин, близко знавший Крылова, писал о нём в то время как о ленивом чудаке.

Однако друг Пушкина П. А. Вяземский вовсе не считал Ивана Андреевича чудаком. Он прозорливо написал: «Крылов вовсе не был рассеянным и простосердечным Лафонтеном, каковым все его долго считали. Во всём и всегда он был чрезвычайно умён. Его призванием были басни. В них он мог многое говорить, не притворяясь, и под личиной животных касаться вопросов, обстоятельств, личностей, до которых у него не хватало духу прямо доходить».

И. В. Тургенев, встретивший знаменитого баснописца в молодости, так описал его облик: «Крылова я видел всего один раз на вечере у одного петербургского литератора. Он просидел более 3-х часов неподвижно между двумя окнами и за это время ни слова не молвил. Одет он был в просторный поношенный фрак, белый шейный платок, сапоги с кисточками облекали его тучные ноги. Он опирался руками на колени и ни разу не повернул голову. Только глаза двигались под нависшими бровями. Нельзя было понять: слушает ли он или просто так сидит».

Таков был Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец. В молодости он зарекомендовал себя бунтарём, дерзко нападавшим на власть придержавших, а в зрелые годы притаился, напустив на себя образ ленивого чудака. Правду об окружающем мире он стал выражать через басни, умело пряча свои подлинные мысли и чувства.

В конце жизненного пути

В 1838 году состоялось торжественное чествование Крылова по случаю 50-летия его литературной деятельности. На этой встрече В. Жуковский охарактеризовал басни Ивана Андреевича как поэтические уроки мудрости, которые дойдут до потомства и никогда не потеряют своей силы и свежести. А причина этого заключается в том, что они обратились в народные пословицы, а те всегда живут с народом.

Великий баснописец около 30 лет проработал в Публичной библиотеке. В отставку он вышел в марте 1841 года на 72-м году жизни. Поселился в тихой квартире на Васильевском острове. Последней работой писателя стала подготовка к печати в 1843 году полного собрания его басен. Умер Иван Андреевич Крылов 9 ноября 1844 года в возрасте 75 лет.

Причиной смерти стало двустороннее воспаление лёгких. Похороны прошли чрезвычайно пышно при большом стечении народа. Великий баснописец написал в общей сложности 236 басен, которые вошли в 9 прижизненных сборников. Издавались они с 1809 по 1843 годы. Многие выражения из басен стали крылатыми.

Крылов - баснописец

Выдающийся Баснописец Крылов является одним из первых реалистов. Вместе с Ломоносовым, Державиным и Карамзиным он переходит из столетия в столетие, помнится, читается.

И. А. Крылов - это человек XVIII века, воспитанный на идеях просветителей, на вере в человеческий разум, на идеях, подготовивших Великую французскую революцию.

Прежде чем начать писать басни, Крылов испытал себя почти во всех родах словесности. Он писал комедии («Урок дочкам», «Модная лавка», «Сочинитель в прихожей» и другие), оперы («Бешеная семья» - комическая опера, «Илья-богатырь» - волшебная опера), трагедии («Виломела», «Клеопатра») и многое другое. Написание басен Крылов начал с переводов Лафонтена, изображая современную ему эпоху. Сюжет его басен строится на бытовых ситуациях, он очень естественный, написанный легким и быстро запоминающимся языком, оживленный умными шутками, веселостью и остроумием. Крылов - баснописец не боялся обращаться к сюжетам, уже знакомым в басенной традиции, он не только заново обыгрывал традиционную ситуацию, но и вкладывал в нее новую жизнь. Под его пером знакомый сюжет приобретал жизненную правдивость, прозрачность и точность.
Благодаря верности Крылова позициям и идеям, усвоенным в юности, в его баснях очень важное место занимают вопросы морали и нравственного совершенства. На тематику басен Крылова оказала большое влияние эпоха, в которой жил баснописец; она захватывала времена правления Екатерины Великой, Павла I, Александра I, время деятельности Аракчеева и годы Отечественной войны. 1812 года.

Среди басен, написанных Крыловым, можно выделить круг основных тем: басни общественно-политического содержания, отвлеченно-моралистические басни, басни на историческую тему, басни, отражающие литературно-журналистскую борьбу, и басни на бытовую тему.

Первая группа отражает антинародный характер деятельности верхов, произвол помещиков и бюрократизм чиновников, описывает взаимоотношения власть имущих и их подданных. В эту группу входят следующие басни: «Волк и Ягненок», «Конь и Всадник», «Лягушки, просящие Царя», «Крестьянин и Река», «Мор Зверей», «Вельможа», «Рыбья пляска» и другие.

Некоторые басни, относящиеся ко второй группе, описывают разумное устройство мира («Листы и Корни»), указывают на то, что каждое сословие должно знать свое место («Колос») и что каждый должен вносить в благоустройство мира свою лепту («Орел и Пчела»), высмеивают пороки: кумовство («Совет Мышей»), взяточничество («Лисица и Сурок»); другие басни затрагивают проблемы просвещения («Огородник и Философ», «Ларчик», «Вельможа и Философ», «Свинья под Дубом»).

Басни третьей группы освещают исторические события и включают в себя цикл басен, посвященных войне 1812 года. Сюда относятся такие басни, как «Ворона и Курица», «Кот и Повар», «Раздел», «Пожар и Алмаз», «Обоз», «Щука и Кот», «Волк на псарне», «Собачья дружба», «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак» и многие другие.

К четвертой группе относятся басни, высмеивающие литературных критиков, которые все лишь бранят («Прохожие и Собака»), басни, направленные против сочинителей, навязывающих всем свои произведения («Демьянова уха»), и басни - ответы на различные советы («Осел и Соловей») и так далее.

К последней, пятой группе относятся басни: «Мартышка и Очки», «Два Мужика», «Лжец», «Стрекоза и Муравей» и другие.

Главными героями басен Ивана Андреевича Крылова являются звери, каждый из которых наделен, определенной чертой: осел - глупостью, орел - гордостью, лиса - хитростью, пчела - трудолюбием, медведь - невежеством, волк - кровожадностью. Зверям приписываются людские поступки, потому что они являются олицетворением человека.

В отличие от своих предшественников Крылов - баснописец в своих творениях осуществляет переход дидактических начал в сатирические, переход к сочувствию народным массам, подчеркивает высокие душевные качества людей труда.

Основная заслуга баснописца перед русской литературой - это замечательный язык его произведений, где самые простые мысли выражаются метко и доступно. Крылов - баснописец пополнил русский язык множеством афоризмов. Язык басен Крылова - это верный отголосок народного языка, но смягченный и очищенный художником. Благодаря простоте и доступности басни Ивана Андреевича были так близки и понятны народу и так хорошо запоминались. Наибольший комизм в баснях достигается благодаря соединению высокого стиля мифологии с низким жанром басен («Лягушка и Юпитер»). Авторские характеристики героев, соединенные с народными характеристиками, практически заменяют портрет героев: проказница-Мартышка, попрыгунья-Стрекоза.

Иван Андреевич Крылов-баснописец поднялся на высоту совершенства. Белинский писал: «Басни Крылова - это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира, словом, что хотите, только не просто басня». Новаторство Крылов-баснописец заключалось в типичности образов, в использовании в языке басен просторечья, приема антитезы (глупость - ум, богатство - бедность), в динамическом развитии действия, живости диалогов. Благодаря Крылову оживали старые сюжеты и басни Лафонтена, Эзопа, Федра, но оживали в новом свете. В своем творчестве Иван Андреевич Крылов смог осветить все проблемы и события своей эпохи, и вместе с тем он сделал свои басни вневременными. Он открыл новый этап в написании басен.