Свобода личности как предмет психологического осмысления. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности

admin

Свобода и понятие «свободы» – извечный вопрос, актуальный во все времена. Свобода – весьма противоречивый жизненный аспект, вызывающий много суждений и споров, ведь реалии жизни таковы, что понятие «свобода» для каждого свое.

В то же время свобода личности – понятие многогранное. Свобода выражается в экономическом аспекте, в вольности действия. Есть и прочие виды свобод — политическая, духовная свобода и другие.

Мыслители и философы силились понять свободу, давая понятию различные трактовки.

Т. Гоббс считал, что смысл свободы в том, что у свободного человека нет препятствий к действию. И.Бентам полагал, что законы разрушают свободу. Экзистенциалисты утверждали, что человек свободен от рождения. Н.Бердяев – что человек изначально пребывает в свободе и вывести ее невозможно. Ж.П.Сатр видел смысл свободы в сохранение человеческой сущности.

Свобода или ответственность

Другой аспект свободы личности в необходимости и возможности. Человек несвободен в выборе условий, но вместе с этим человек и средств для ее осуществления.

Свобода – атрибут развития личности, но если у человека отсутствует ответственность за свободу выбора, это называется произволом.

Человек живет в социуме, его свобода сопоставляется со свободами других граждан, а значит, она характеризует конкретного индивида. Между понятиями «свобода» и понятием «ответственность» можно смело ставить знак равенства. Чем свободней человек чувствует себя в обществе, тем выше его ответственность за использование ее в обществе.

Теория основы

Филологическое определение свободы гласит, что его истоки уходят к санскритским корням, который звучит в переводе – любимый. Рассуждают о свободе и следующим образом: если человек самостоятельно способен выбирать, мыслить, и поступать по своему усмотрению – он свободен.

Чтобы понять свободу, следует познакомиться с двумя типами этого определения – волюнтаризма и фатализма.

Истоки свободы волюнтаристской говорят, что человек свободен от необходимости, от долга. Фатализм определяет свободу как дань. Человек ничего не изменяет, а принимает все как дань.

Фатализм определяет, что свобода непроизвольна и не позволена каждому, ведь человеческие действия ограничиваться рамками – природными, культурными, социально-историческими, политическими, уровнем развития личности или страны, в которой он родился. Она ограничивается объективными законами развития природы и общества, законами, которые человек не может отменить.

Другие определения — правовое понятие свободы заключается в том, что человек на законодательном уровне с четкими обоснованиями действа. К этому относится, свобода слова и т.д. Правовое понятие свободы трактуется как действия человека, которые не причиняют вред окружающим, когда человек подчиняется закону и установленным правилам.

Экономический аспект свободы определяет ее как занятие любым видом деятельности, принятие ответственности и риск за свой выбор, за свою деятельность.

Бывает ли безусловная свобода?

С рождения человек свободен и это право неотъемлемо от него. Человек растет, развивается, контактирует с окружающей средой, социумом. Внутренне ощущение свободы постепенно угасает, становится зависимым от обстоятельств и прочих факторов.

К сожалению или счастью для самого человека, абсолютной свободы нет. Потому что, даже живя отшельником, человек вынужден заботиться и о крове, и о пище и об одежде. Те, кто живут в цивилизации, тем более повинуются принятым законами нормам.

Как стать свободной личностью?

Свобода личности начинается с себя. Не обязательно освобождаться от любимых людей, вещей, хода событий и прочих жизненных объектов, напротив: нужно четко уяснить, что свобода исходит как бы изнутри человека. Важно давать внутреннюю установку.

Внутренне освобождение начинается со снятия ограничений, который подает разум и подсознание. Самый главный критерий для снятия ограничений – рациональность действий.
Освобождение от своих собственных инстинктов и рефлексов, разрешает человеку управлять ими, взять над ними власть. Более того, контролируя собственные рефлексы и инстинкты, человек получает «бонусы» — контроль и корректность собственного поведения в обществе, предотвращение неоднозначных действий.
Свободная личность не знает режима. Она чутко чувствует свой организм и прислушивается к нему. Нет необходимости придерживаться режима сна и питания, отдыха и прочего. Есть свобода вторичных рефлексов, а также их подконтрольность. За счет занятия такой позиции, индивид получает больше энергии от пищи, отдых его становиться более качественным, а производительность становится намного лучше.
Для личности важно быть свободным от комплексов, особенно от . Ведь по сути – это основная из свобод, на приобретение которой многие люди тратят много времени. Комплекс неполноценности энергозатратный, он «пожирает» индивида изнутри. Комплекс неполноценности рождается из негативного опыта, который человек скрывает в себе.

Свобода личности определяется в избавлении от власти эмоций. Настоящая свобода – это когда человек поступает не под действием собственных эмоций. Ведь попадая под их влияние, человек поступает неосознанно, порою плохо, часто в последствие, жалея о случившемся. После чего непременно порождается очередной комплекс. В случае свободы от эмоций, важно не переусердствовать. Чувства сами по себе прекрасны, иррациональное начало содвигает человека творить. Но если эмоции берут бразды правления над разумом, тогда возникает опасность для самого человека и его окружения.
Контролировать непросто, но необходимо, планомерно и не спеша. Для начала, как и в случае с комплексами, важно определить проблему и принять. Чтобы лучше понимать природу своих эмоций, нужно отстраниться от проблемы и смотреть на самого себя извне, как бы со стороны. Тогда наблюдающий сможет увидеть свои поступки, а также чрезмерное проявление чувств как зритель. Их можно будет рассудить логически, дать объяснение и оценку собственным поступкам. В какой-то момент, собственные действия станут нелепыми и смешными.
Еще одна свобода – свобода от логического парадокса – быть взрослым, не убив в себе ребенка. Ведь, по сути, дети не огранены, их рассудок не замусорен, у них нет предрассудков.

Как понять собственную свободу

Определить свободу личности можно, ответив честно, самому себе на пять вопросов:

Самостоятельный ли я человек? Может ли индивид самостоятельно развиваться, учиться и познавать новое, останавливается ли на достигнутом результате, движется ли вперед.
Занимаюсь ли я так, чтобы это стало источником постоянного дохода? Человек успешен тогда, когда все в жизни наполнено любовью, особенно работа. Если человек делает нелюбимую работу, он не счастлив однозначно. А несчастливый человек не обретает свободу, ведь он «окован» необходимостью или нуждой.
Свободно ли мое мышление от внешнего влияния? Может ли индивид самостоятельно мыслить, невзирая на обстоятельства и других людей.
Много ли я читаю книг? Книги – прекрасный источник для развития. Начать можно и с , можно постигать биографии знаменитых людей, которые при жизни . Это не прибавит свободы, но подскажет, в каком направлении двигаться.
, мыслями и чувствами? Человек, который чувствует и вместе с этим сам себе властелин – свободен.

Свободная личность делает то, что ей нравится, что ей хочется. Такая личность выделяется из толпы, она не похожа на других, ведь живет по своей определенной программе, которую не навязывают посторонние люди.

16 марта 2014, 14:38

К вопросу определения «автономности личности» с опорой на понимание свободы в философском и психологическом аспектах

Ежевская Татьяна Иннокентьевна,

кандидат педагогических наук, профессор кафедры ТПП,

Старновская Екатерина Евгеньевна,

аспирантка.

Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского.

Человек является социальным существом и неизбежно в процессе своей жизнедеятельности при взаимодействии с другими людьми ему приходится прибегать к ограничению собственных желаний и считаться с окружающей его реальностью. Однако не зависимо от присутствующих в его жизни ограничений человек стремится к самостоятельности, независимости, личностной автономности.

В научной литературе под личностной автономностью понимают некую степень свободы действий человека в принятии решений относительно выполнения заданий и контроля. Кроме того автономность определяется как одно из сильных желаний действовать самостоятельно, управлять физическим и социальным окружением, быть компетентным и успешным. С нашей точки зрения, автономность человека основывается на личностной свободе, самоуправлении, суверенитете, независимости, ответственности, самоуверенности и пр. Являясь «внутренним стержнем», она позволяет человеку остаться приверженным собственным взглядам, позициям, нормам и ценностям.

Обзор научной литературы показал, что понятие личностной автономности так или иначе связано с понятием свободы. А.В. Петров называет эти два понятия синонимами, указывая на их равнозначность, а идеи и подходы разных авторов, в отношении «автономности личности», сходятся в том, что автономность – это свобода в действиях и мотивах, либо некоторого рода их не свобода, либо то и другое вместе . Всемирный английский словарь дает определение автономности как freedomtodetermineone"sownactions, behaviour, etc, что в переводе означает «свобода определения собственных действий, поведения и т.д.». ГрэйсКрайг и Дон Бокум также утверждали, что автономность – это свобода действий человека в принятии решений относительно выполнения заданий и контроля, в значительной степени определяющая чувство его ответственности . Э. Берн понимал под автономностью «то же самое, что и свободу от сценария», говоря о том, что человек в праве свободно решать по какому «сценарию» ему жить . Таким образом, в основе определения личностной автономности лежит понятие свободы, которое в свою очередь является его синонимом или являет собой равнозначную дефиницию.

Синонимичность, равнозначность понятий автономности личности и свободы определили целесообразность рассмотрения «автономности личности» через призму понимания свободы в философском и психологическом аспектах.

Ученые, философы и психологи не однозначно подходят к пониманию свободы. Так, например, Блаженный Августин (354 – 430 гг.), под свободой понимал божественное предопределение, а жизнь человека, его поступки и действия предопределены свыше и как таковой свободы у личности нет .

Б. Спиноза (1632 – 1677 гг.) придерживался другой точки зрения, говоря о том, что свобода существует и это не предопределение Божье, а результат трудной работы человека в реальной действительности - способность, которая появляется и развивается благодаря человеческой активности. Ведь свобода познается человеком в связи с существованием условий возможности этой свободы. С его точки зрения, «свобода – это освобождение от рабской зависимости человека от внешних обстоятельств, но не вообще от них…. И, наоборот, зависимость от универсальной связи вещей, действование в согласии с ними…» . Исходя из сказанного Б.Спинозой, можно предположить, что свобода человека все же существует, и связана она с личностной активностью, стремящейся преодолеть рабскую зависимость от разных обстоятельств, условий и движется к цели или той потребности, которая возникла у человека .

Для И. Канта человек одновременно и свободен, и находится в подчинении естественным законам. В его трудах берет начало современная концепция автономности человека, включающая в себя комбинацию зависимости и одновременно независимости. Философ отмечает, что «одна и та же вещь и свободна (как вещь в себе), и не свободна (как явление)» . Свобода присуща разумному субъекту, который осознает свою возможность действовать, основываясь на разум. Человек, являясь разумным существом, действует по законам разума, следовательно – он свободен, вместе с тем он находится в подчинении естественным законам, например закону тяготения. По словам И. Канта, в случае «если можно было бы научно изучить все причины, побуждающие меня действовать так, а не иначе, то и это не превратит меня в бессознательного автомата, не лишит меня сознания моей свободы как разумного существа» .

Мысли И.Канта легли в основу будущих концепций. Так, Карл Маркс, определяя свободу, говорил о том, что человек ограничен в своей свободе, поскольку условия действительности уже сами по себе, во многом предопределяют круг его стремлений, интересов, притязания и т.д. Тем не менее, человек обладает достаточной свободой в определении целенаправленности своей деятельности, т.к. существует не один, а несколько способов его развития. Следовательно, свобода человека не абсолютна и воплощается в виде осуществления выбора определенной цели и плана действий . Поэтому, общая идея ученого заключается в том, что свобода в первую очередь проявляется «не в независимости» от внешних обстоятельств, законов природы и общества, а в возможности разумно выбирать среди множества способов поведения необходимый, при этом возлагая на свободу огромную моральную и социальную ответственность.

По своему решает вопрос свободы Р.Штайнер в книге «Философия свободы» . В основу его концепции положено обращение к свободе сознания человека. Автор считает, что не мозг автоматически мыслит, а процесс мышления включает свободное сознание, автономное от правил, терминов и их составляющих, которые не зависимо от нашей воли возникают у нас в мозгу и дают стандартные оценки происходящему. Поэтому, по мнению Штайнера, реальная свобода определяется раскрепощенностью ее мыслей, т.к. только мышление способно познать действительность, а значит, в процессе мышления, человек совершенно не зависим от внешних обстоятельств .

Другой мыслитель, философ и психолог В. Франкл, рассматривая свободу, говорит о том, что человек не свободен как от внешних, так и от внутренних обстоятельств, однако эти обстоятельства не обуславливают его полностью. На поведение человека влияют разные факторы, однако человек способен занять определенную позицию по отношению к ним, т.к. поведение определяется, прежде всего, ценностями и смыслами человека. «В конечном итоге человек не подвластен условиям, с которыми он сталкивается; скорее эти условия подвластны его решению» . Основная идея взглядов В.Франкла – это свобода как позиция. Даже когда человек находится под воздействием его непосредственной потребности, он может определить свое поведение ее принятием или непринятием, тем самым выражается возможность человека занять по отношении к чему - либо ту или иную позицию.

Ученые – психологи также уделяли особое внимание свободе. Первым, кто поставил вопрос о свободе, был Э.Фромм. По его мнению, человек самостоятелен в решении вопроса о своей свободе и только от него зависит принять ее или же отказаться. Полагаясь на рациональные соображения, человек делает выбор либо в пользу свободных действий, либо в пользу отказа от свободы . Продолжая развивать свои идеи, Э.Фромм указывает на неразрывную связь свободы с ответственностью . Ученый отмечает, что свобода человека основывается на осознании и понимании им ситуации и связана с возможностью выбора, значит, человек ответствен за него. «Решение остается за человеком. Оно зависит от его способности относиться к самому себе, к своей жизни и счастью всерьез; оно зависит от его готовности решать и свои нравственные задачи, и нравственные задачи своего общества. Оно, наконец, зависит от его мужества быть самим собой и жить для себя» .

В гуманитарной психологии вопросу свободы уделял внимание Г.Олпорт. Он рассматривал свободу в прямой взаимосвязи с личностью. Личность он определял как некую сущность, которая находится в процессе непрерывного изменения и становления. Такую личность он назвал «зрелая», что значит свободная, демонстрирующая эмоциональную не озабоченность и самоприятие . По Г. Олпорту, «зрелая личность» - это личность, обладающая свободой в эмоциональном аспекте, т.е. терпимостью по отношению к себе, к своим недостаткам и окружающим, поскольку способен самостоятельно управлять собственными эмоциями. Однако, мы считаем, что в таком понимании, представленная точка зрения формирования личностной свободы достаточно идеализирована, поскольку, как сам признается автор, далеко не каждый взрослый человек достигает этой «зрелости» .

Свобода становилась предметом изучения в экзистенциальной психологии. Р. Мэй, например, рассматривает свободу как осознание личностью своих возможностей. По его мнению, человек находится в состоянии постоянных колебаний между двумя полюсами: активного субъекта и пассивного объекта. Это создает потенциальную возможность выбора. «Свобода начинается там, где мы принимаем какие-то реальности, но не по слепой необходимости, а на основе собственного выбора». Но, предупреждает автор: «это не значит, что человек уступает и сдается, принимая какие-то ограничения нашей свободы, а, наоборот, в этом состоит конструктивный акт свободы. . Поэтому, обобщая мысли Р.Мэя, можно сделать вывод, что свобода личности – это некая осознанность человеком собственных возможностей, одной из таких – является возможность самостоятельного выбора, а значит, именно так выражается человеческая свобода.

Таким образом, свобода – понятие противоречивое, неоднозначное, мнения философов и психологов в определении свободы различны. Вместе с тем, определив тесную взаимосвязь, равнозначность, синонимичность понятий автономности личности и свободы, рассмотрев понятие свободы в философском и психологическом аспектах, мы можем соотнести вышеизложенное с понятием «автономность личности». Так, в философском понимании автономность личности определяется как явление, которое не может существовать в жизни человека, поскольку с самого рождения он ограничен не только природными явлениями - внешними обстоятельствами, но и внутренними. Однако эта позиция не однозначна, ведь она не обуславливает человека полностью. Автономность личности может быть достигнута с помощью собственной активности, свободного процесса мышления или же самостоятельного выбора. В психологическом понимании автономность личности определяется в обозначении его как составляющей человека, так и его способностью самостоятельно решать вопрос о своей свободе, т. е сделать выбор достигать автономность или же нет.

Из вышесказанного следует, что понятие автономность личности включает в себя всю многогранность, разносторонность и широту понятия свободы. Соответственно, наше понимание автономности личности становится шире. Мы определяем понятие, как «внутренний стержень» человека, в основе которого лежит свобода. Несмотря на отсутствие абсолютной свободы, человек имеет возможность проявлять ее в активности, самостоятельности мышления и выбора, что позволяет человеку обособиться, дистанцироваться от социального контекста в утверждении своей индивидуальности, сохранении собственной жизненной стратегии в разных ситуациях, оставаясь, при этом приверженным своим взглядам, позициям, нормам и ценностям.

Литература

1. Грейс Крайг, Дон Бокум. Психология развития. 9-е изд. – СПб.: Питер, 2005. 944 с.

2. И. Летова Цели изменения в современном транзактном Анализе. Автономность [Эл. ресурс ] URL: http://letova.com (24.02.2012).

3. Кант. Свобода с точки зрения философии Канта [Эл. ресурс] Информационный портал Excelion. URL: http://articles.excelion.ru/science/ filosofy/21357.html (24.02.2012).

4. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М.: Класс, 1994.

5. Петров А.В. Автономность личности как право на принятие решения // Журнал «Государство и право». 2006. – №1. – С. 18.

6. Словари - Dictionary.com [ Эл . ресурс ] URL: http://dictionary.reference.com/browse/ autonomy (9.03.2012).

7. Спиноза Б. Этика. Ч.5. О могуществе разума или о человеческой свободе М.: Изд-во «АСТ», 2001.336 с.

8. Сущность категории свобода [Эл.ресурс] Сайт tarefer.ru URL: http://works.tarefer.ru/91/100106/ index.html (9.03.2012).

9. Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля [Эл. ресурс] URL: http://slovardalja.net/word.php?wordid=37262 (9.03.2012).

10. Франкл В. Человек в поисках смысла: Пер. С англ. и нем. М.: Прогресс, 1990. -368 с.

11. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1999.

12. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990.

Из огромного массива суждений о свободе можно выделить, по крайней мере, три основных ее трактовки. Это фаталистический, субъективно-анархистский и диалектический подходы.

Фаталистический подход к свободе предполагает позицию жесткого детерминизма, то есть, представление о том, что все в мире подчинено суровому закону необходимости: причина вызывает следствие, оно в свою очередь становится причиной, и так выплетается уходящая в бесконечность цепочка зависимостей, из которой никто и ничто не может вырваться. Звезды и люди, горы и микробы – все подчинено единой необходимой связи вещей. Кроме того, с фаталистической точки зрения верно утверждение «мы не можем быть другими, нежели мы есть, и не можем получать того, чего хотим».

В наши дни фаталистический подход (к которому мы еще вернемся подробнее в главе о судьбе) базируется на принципах механистического детерминизма, четко сформулированных в Новое время. Даже развитие в 20 веке вероятностной математики и физики микромира не разуверяет поборников механистического видения вселенной в том, что все предопределено, и человеческая жизнь не является исключением. С этой точки зрения свобода являет собой лишь фикцию, человеческую иллюзию, при которой желаемое выдается за действительное. Мы думаем, что действуем свободно, в то время как каждый акт нашей деятельности, каждый поступок строго детерминирован событиями прошлого. Стоит заметить, что аргументы сторонников этой концепции строятся вокруг понятия «абсолютной свободы». «Абсолютной свободы не существует! – кричат адепты механистического взгляда, - все причинно обусловлено!» Со второй частью рассуждения нельзя не согласиться, однако реальный человек и не ищет «абсолютной свободы», которая выступает как теоретическая абстракция. Люди ищут конкретной свободы в конкретных обстоятельствах, при которых чаще всего они сами способны детерминировать события с помощью целеполагания, воли и поступков. А в этом случае они уже не являются пассивной игрушкой внешних детерминант. Они становятся важной частью процесса детерминации, и действуют при этом не только по необходимости, но и «по воле».

Второй, субъективистско-анархический или волюнтаристский подход, в силу того, что индетерминизм мало подтверждается жизнью, носит скорее нравственный, нежели онтологический характер. С этой точки зрения в своем поведении мы не ограничены никакими запретами. Понятно, что физический мир легко опровергает такое фанфаронство: если попробовать пробить лбом стену или пытаться полететь без парашюта, прыгнув с крыши небоскреба, то законы и ограничения мгновенно напомнят о себе. Именно поэтому волюнтарист предпочитает утверждать свою свободу от ответственности перед другими людьми за собственное безнравственное, агрессивное и корыстное поведение. Субъективно-анархистский подход уповает на «право сильного», на циничное «Что хочу, то и ворочу». Тема абсолютной, ничем не ограниченной свободы присутствует здесь как идеал, но как идеал, связанный с возможностью полноты власти над миром и другими людьми. Волюнтарист полагает, что может быть, каким ему вздумается и получить все, чего желает, пуская в ход любые средства и попирая чужие права: «Бога (источника ограничений) – нет, значит, все дозволено!» Нетрудно заметить, что в чисто практическом отношении это – не самая здравая позиция.



Третий подход, который мы условно назовем диалектическим, распространяется как на онтологическую сферу, так и на область человеческого сознания и поведения. Он не требует для людей «абсолютной свободы» и не ищет ее. Для этого взгляда характерно рассмотрение соотношение свободы и необходимости, которые выступают в неразрывной связи при доминировании необходимости: мы можем быть другими, но при особых обстоятельствах; мы можем получать то, что хотим, но при определенных условиях. Диалектический подход имеет две основные трактовки: спинозианско-гегелевскую и марксистско-сартровскую.

Дляспинозианско-гегелевского прочтения характерна идея «свобода – это познанная необходимость». Такого рода понимание идет еще из древности, от стоиков, утверждавших, что главное для мудреца – следовать мировому Логосу. С точки зрения Спинозы миром также управляет необходимость, понимание которой человеку затемняют аффекты – эмоции, страсти, желания. Но тот, кто впадает в аффект – не свободен. Будучи ослеплен своими маленькими частными желаниями, он ломится против многократно превосходящей его силы, и, разумеется, будет побежден. Поэтому надо, отбросив страсти, обратиться к интеллектуальной интуиции, которая поможет стать поистине свободным – идти в потоке, а не против него. Для Гегеля человек изнутри – логика, та самая логика, которая управляет всеми мировыми процессами, развертыванием истории и духовной жизни. Путь логики – это путь спонтанно разворачивающейся Абсолютной идеи, путь необходимости. По существу, необходимость уже находится внутри нас, и нам просто нужно подняться на уровень ее осознания. Как только мы осознали движение и дыхание необходимости внутри и во-вне себя, как только мы подчинились ей, мы свободны.

Спинозианско-гегелевское понимание свободы хорошо иллюстрируется примером из научно-популярного американского фильма о жизни насекомых. Фильм показывал гнездо термитов, которое наводнение унесло с обычного места и кинуло в водопад. Однако термиты не утонули. Они не стали бороться против волн, сучить лапками и пытаться выбраться на берег (надо думать, что в силу своей термитовой природы они также не плакали, не рыдали и не кляли судьбу!) напротив, они сцепились между собой и предались потоку. Подобно большому венку термитник проплыл по воде многие мили, чтобы потом спокойно причалить к суше в совершенно другом месте. Нечто подобное предлагают человеку представители идеи «свобода есть осознанная необходимость».

Сложность состоит лишь в том, что человек – не термит (хорошо это или плохо, каждый решает по-своему). Если человек сидит в тюрьме, прекрасно осознавая необходимость этой ситуации, то он все равно не чувствует себя свободным. Человеческая натура протестует против давления, принуждения, рока, тирании. Даже диктат разума – уж, казалось бы, что может быть лучше! – воспринимается людьми как раздражающий и неправомерный. Как тут не вспомнить произведение Ф.М.Достоевского «Записки из подполья», где главный герой, хотя и пренеприятный тип, высказывает вполне справедливую мысль о том, что человеку, чем подчиняться учености, предпочтительней «по своей глупой воле пожить».

Описанному выше подходу противостоит другой, названный нами «марксистско-сартровским ». При всем различии видения свободы, в нем сохраняется главная предпосылка, характерная для Спинозы и Гегеля, мысль о том, что уклониться от необходимости невозможно. Однако его основной тезис гласит: « свобода есть выбор, совершенный в рамках необходимости». Теперь акцент падает не на пассивность и подчинение, добровольно претерпеваемое человеком под давлением превосходящих его сил, а на активность и селекцию возможностей, которую производит своими усилиями сам человек. Как мы можем увидеть, здесь активно работает категория возможности. Необходимость не рассматривается теперь как сплошная, монолитная, а выглядит как своеобразный пучок перспектив, спектр более или менее вероятных вариантов. В обществе и человеческой жизни действуют в первую очередь не динамические законы, реализуемые в каждом случае, а законы статистические, вероятностные, реализующие себя на большой массе случаев. Это законы-тенденции, они-то и оставляют место для нашей свободы – выбора по своей воле и разумению. Необходимость здесь не забыта, не проигнорирована, но она служит лишь рамкой личностных решений и инициатив. Эта идея свободы как выбора на многих страницах развита Ж.-П.Сартром в его труде «Бытие и ничто». Впрочем, Сартр порой преувеличивает нашу возможность выбирать, настаивая на свободном выборе даже там, где он совершенно явно не реализуем. Тема свободы как выбора достаточно тонко и взвешенно обсуждалась в 70-х-80-х годах в марксистской философской литературе, и в дальнейшем разговоре мы будем опираться, в том числе и на эти теоретические наработки.

Идеалы развития личности предполагают наличие свободы, стремление к которой и переживание которой составляет неотъемлемую характеристику личностного способа бытия. Более того, по Выготскому, развитие и свобода имеют органическую связь, даже единство: человек развивается в том смысле, что сам решает, как ему быть. Для этого решения ему нужны культурные средства (обладать информацией, быть образованным). Если я образован и применяю эти средства для решений, то я развиваюсь и освобождаю себя от принудительности актуальной ситуации. Раз так, то развитая личность и свободная личность - суть одно.

Можно назвать три глобальные темы, прикосновение к которым в психологической помощи может исчерпать практически все разнообразие человеческих проблем и трудностей, с которыми люди обращаются к психотерапевтам. Это - свобода, любовь и конечность нашей жизни. В этих наших глубочайших переживаниях кроется как огромный жизненный потенциал, так и неисчерпаемый источник тревоги и напряжения. Здесь остановимся на одной из составляющих этой триады - теме свободы.

Наиболее позитивное определение свободы можно найти у Кьеркегора, который понимал свободу прежде всего как возможность (англ. рossibility). Последнее понятие происходит от латинского слова «posse» (мочь), который также составляет корень другого важного в этом контексте слова - «сила, мощь». Значит, если человек свободный, он является могучим и могущим, т.е. обладаюшим силой. Как пишет Мэй, когда говорим о возможности в связи со свободой, прежде всего имеем в виду возможность хотеть, выбирать и действовать. Это все вместе означает возможность меняться, реализация которой и является целью психотерапии. Именно свобода предоставляет необходимую силу для изменений.

В психологической помощи тема свободы может звучать как минимум в двух основных аспектах.

1. Во-первых, как составляющая практически всех психологических трудностей, с которыми к нам приходят клиенты, потому что характер наших отношений с другими людьми, видения своего места и возможностей в жизненном пространстве зависит от конкретного (отнюдь не философского), индивидуального понимания свободы. Субъективное понимание свободы особенно проявляется в тех жизненных ситуациях, где мы сталкиваемся с необходимостью выбирать. Из выборов соткана наша жизнь - выбора действий в элементарных ситуациях, выбора слов, чтобы ответить другому, выбора других людей и характера отношений с ними, выбора краткосрочных и долгосрочных жизненных целей, наконец, выбора ценностей, которые являются нашими духовными ориентирами в жизни. Насколько чувствуем себя свободными или ограниченными в таких повседневных ситуациях - от этого зависит качество складывающейся жизни.

Клиенты к психологу приносят не только собственное понимание вопроса свободы в своей жизни со всеми из этого понимания вытекающими последствиями. Понимание свободы клиентами непосредственно отражается в процессе психотерапии, оно окрашивает терапевтические отношения между терапевтом и клиентом. Поэтому можно говорить о свободе клиента в терапевтическом контакте, характер построения которого со стороны клиента служит как бы уменьшенной моделью его трудностей. С другой стороны, в психотерапии свобода клиента сталкивается со свободой терапевта, который обладает своим пониманием свободы и того, как ею распоряжаться в терапевтических встречах. В терапевтических отношениях терапевт представляет жизненную реальность, внешний мир, и в этом смысле служит для клиента своеобразным резервуаром свободы, предоставляющим определенные возможности и налагающим определенные ограничения в контакте. Т.о., тема свободы также является важной составляющей процесса становления и развития терапевтических отношений.

Свобода, являясь главной экзистенциальной ценностью, вместе с тем является источником многих наших жизненных трудностей и проблем. Суть многих из них заключается в разнообразии субъективных представлений о свободе.

Нередко люди, в том числе и некоторые наши клиенты, склонны думать, что по-настоящему свободу мы можем пережить лишь в отсутствии каких-либо ограничений. Такое понимание свободы как «свободы от» (Франкл) можно назвать негативной свободой. Наверное, каждый когда-нибудь на своем опыте мог убедиться, что значит выбирать что-то свое и для себя, не учитывая такой же свободы выбора других людей (в том числе и свободы как-то относиться к моей свободе), не учитывая внутренних и внешних ограничений. Вряд ли можно говорить о настоящей и конкретной человеческой свободе, а не абстрактной философской свободе, вне мира структуированных отношений и взаимных обязательств. Можно представить, что творилось бы на городских улицах, если все вдруг начали бы игнорировать правила дорожного движения. Психотерапевт имеет возможность постоянно убеждаться, к чему приводят своеволие, анархистское отношение клиентов к своим и чужим правам, к своей и чужой свободе.

Негативная свобода также приводит к переживанию изоляции и одиночества. Ведь известно - чем больше мы забираем свободы себе, не считаясь с реальной взаимосвязанностью с другими, тем меньше остается привязанностей и здоровой зависимости от других, значит - больше одиночества и опустошенности.

Для появления настоящей свободы в жизни необходимо принятие факта существования судьбы. Судьбой в этом случае, вслед за Мэем, мы называем целостность ограничений: физических, социальных, психологических, морально-этических, которые можно также назвать «данностями» жизни. Поэтому в психологической помощи, когда думаем и говорим о свободе, имеем в виду ситуационную свободу, когда свобода каждого нашего выбора определяется возможностями и ограничениями, налагаемыми конкретной жизненной ситуацией. Сартр это называл «фактичностью человеческой ситуации», Хайдеггер - условием «заброшенности» человека в мир. Эти понятия отражают то, что наши возможности контроля над своей экзистенцией являются ограниченными, что некоторые вещи в нашей жизни являются предопределенными.

Прежде всего, само существование как пространство для жизнетворчества ограничено во времени. Жизнь конечна и для любых человеческих поступков и изменений существует лимит времени.

Говоря словами Джендлина, «...существует фактичность, ситуация и условия, на которые мы не можем махнуть рукой. Мы можем преодолевать ситуации, их интерпретируя и действуя в них, но не можем их выбрать другими. Нет такой магической свободы, чтобы просто выбрать себя другими, чем мы есть. Без трудных, много усилий требующих шагов мы не можем стать свободными от ограничений, наложенных на нас».

С другой стороны, любая жизненная ситуация обладает определенным количеством степеней свободы. Человеческая природа достаточно гибкая для того, чтобы, невзирая на всевозможные ограничивающие обстоятельства и условия, свободно выбирать свои способы действия в жизни. Можно сказать, что свобода и означает постоянный выбор между альтернативами и, что еще важнее, создавание новых альтернатив, что исключительно важно в психотерапевтическом смысле. Сартр говорил весьма категорично: «Мы обречены на выбор... Не выбирать - это тоже выбор - отказаться от свободы и ответственности».

Люди, в том числе обращающиеся к психологу, нередко путают открытые возможности и ограничивающую необходимость. Клиенты, недовольные своей работой или семейной жизнью, свою ситуацию нередко рассматривают как безысходную, непоправимую, ставя себя в позицию пассивной жертвы обстоятельств. В действительности, они избегают выбора, а значит, свободы.

В связи с этим, одной из главных целей экзистенциальной терапии можно считать помощь клиенту в понимании:

  • 1. до каких пределов простирается его свобода менять что-то в настоящей жизненной ситуации,
  • 2. в чем его трудности не разрешимы в настоящее время,
  • 3. в чем он сам ограничивает себя, интерпретируя свою ситуацию как неразрешимую и ставя себя в положение жертвы.

Мэй целью всякой психотерапии называл стремление помочь клиенту освободиться от им самим созданных ограничений, обусловленностей, помогая увидеть способы бегства от себя путем блокирования своих возможностей в жизни и создания крайней зависимости от других людей, обстоятельств, своих представлений о них.

Таким образом, свободу в контексте психологии личности, психологической помощи мы можем представить как сочетание возможностей и ограничений в конкретной жизненной ситуации для конкретного человека в настоящее время. О свободе можем говорить настолько, насколько признаем или осознаем то, что невозможно, что необходимо и что возможно. Это понимание помогает расширить видение своей жизни путем анализа возможностей и ограничений - как внешних, так и внутренних - в конкретной жизненной ситуации.

Осознавание своей свободы сопровождается переживанием тревоги. Как писал Кьеркеггор, «тревога является реальностью свободы - как потенциальность, предшествующая материализации свободы». Нередко люди приходят к психотерапевту с «внутри закованным рабом» и в процессе психотерапии им предстоит «расти до свободы». Это вызывает сильную тревогу, как и появление любых новых, непривычных ощущений, переживаний, ситуаций, встреча с которыми несет в себе непредсказуемость последствий. Поэтому многие клиенты психотерапии долго топчутся перед порогом желаемых психологических и жизненных изменений, не решаясь перешагнуть его. Любые изменения трудно представить без определенного внутреннего раскрепощения, освобождения. Отсюда в психологической практике часто встречаемый парадокс - сосуществование в одном человеке осознания необходимости изменений и желания ничего не менять в приносящей страдание, но устоявшейся, жизни.

Кстати, и после эффективной помощи психолога клиенты нередко уходят с большей тревогой, чем пришли, но с качественно другой тревогой. Она становится источником остроты переживания течения времени, стимулирующим постоянное обновление жизни.

Согласно Ясперсу, «... границы рождают мою самость. Если моя свобода не сталкивается ни с какими границами, я превращаюсь в ничто. Благодаря ограничениям, я вытаскиваю себя из забвения и привожу в существование. Мир полон конфликтов и насилия, которые я должен принять. Нас окружает несовершенство, неудачи, ошибки. Нам часто не везет, а если и везет, то только частично. Даже творя добро, я косвенно творю и зло, потому что то, что для одного хорошо, для другого может быть плохо. Все это я могу принять, лишь принимая свою ограниченность». Успешное преодоление преград, мешающих построению свободной и реалистичной жизни, и смирение с непреодолимыми преградами придают нам чувство личной силы и человеческого достоинства.

Понятие «свободы» часто находится рядом с понятиями «сопротивление», «бунт» - не в смысле разрушения, а в смысле сохранения человеческого духа и достоинства. Это также можно назвать умением говорить «нет» и уважением к своему «нет».

Чаще всего, когда говорим о свободе, имеем в виду возможность выбирать способы действий в жизни, «свободу делания» (Мэй). С психотерапевтической точки зрения исключительно важной является свобода, которую Мэй называл «сущностной». Это свобода выбрать свою установку по отношению к чему-то или к кому-то. Именно сущностная свобода является основой человеческого достоинства, так как сохраняется при любых ограничениях и зависит не столько от внешних обстоятельств, сколько от внутренней настроенности. (Пример: старуха ищет свои очки, которые у неё на носу).

Но какой бы свободой не обладали мы, она никогда не является гарантией, а лишь шансом для осуществления своих жизненных планов. Это следует иметь в виду не только в жизни, но и в психологической практике, чтобы вместо одних иллюзий не создавать другие. Вряд ли мы и наши клиенты когда-нибудь можем быть полностью уверены, что свободой пользуемся наилучшим образом. Реальная жизнь всегда богаче и противоречивее любых обобщенных истин, тем более полученных с помощью психотерапевтических манипуляций и технических приемов. Ведь любые наши истины чаще всего являются лишь одной из возможных интерпретаций жизненных ситуаций. Поэтому и в психологической помощи следует помогать клиенту принять некую условность им совершаемых выборов - их условную истинность относительно конкрeтного времени и конкретных жизненных обстоятельств. В этом состоит и условность нашей свободы.

Субъектность - способ переживания личностью своей свободы. Почему так?

Свобода и ответственность, феномен бегства от свободы (по Фромму).

общеславянск.) – 1. в гомеровском эпосе – свободный человек – это тот, кто действует без принуждения, сообразно собственной натуре; 2. у Пифагора – свобода суть «иго необходимости»; 3. у А.Шопенгауера – свобода есть высший и независимый от мира принцип бытия; 4. у К.Маркса – свобода – это осознанная необходимость; 5. по выражению одного из американских президентов, «свобода одного человека кончается там, где начинается свобода другого»; 6. в некоторых направлениях психологии - гипотетическая способность человека полностью контролировать свои выбор, решения. Экзистенциальная психология настаивает на существовании неограниченной свободы воли человека. Другая, на этот раз уже детерминистическая крайность, – отрицание у человеческого существа вообще какой бы то ни было свободы воли, как это свойственно, в частности, психоанализу и бихевиоризму; 7. состояние, при котором индивид не обременен болезнями, лишениями, угнетающими его социальными и иными проблемами; 8. в волюнтаризме – свобода - это когда человек делает то, что он хочет, а не то, что нужно или что от него в обществе требуется, как если бы именно его непосредственные желания соответствовали подлинной человеческой сущности. Бытовое понимание свободы чаще всего совпадает с волюнтаристическим. Понимание относительности всякой свободы, при благоприятствующих развитию нравственного и правового сознания условиях формирования личности, осознается обычно к подростковому возрасту, но это осознание приходит далеко не всем людям и не в полной мере даже в возрасте зрелости. Вообще этот термин используется слишком вольно, наподобие пятна в тесте Роршаха, нередко демагогически «свободно» или с манипулятивными целями, чтобы без уточняющих определений придавать ему некое значение лишь потому, что говорить о свободе характеризует индивида определенным образом. Так, Президент РФ, начиная с 2008 г. время от времени повторяет, как магическое заклинание, что «свобода лучше несвободы», не поясняя при этом, что именно он имеет в виду под этими терминами, какую свободу, от чего или кого, для кого и ради чего конкретно существует свобода. Это то же самое, что утверждать, что неизвестное «Х» лучше, чем не более известное «У». Президенту следовало бы, вероятно, внимательнее перечитать не Троцкого, а Ф.М.Достоевского, который в рассказе «Зимние заметки о летнем путешествии» о свободе говорит следующее: «Что такое liberte? Свобода. Какая свобода? Одинаковая свобода всем делать все что угодно в пределах закона. Дает ли свобода каждому по миллиону? Нет. Что такое человек без миллиона? Человек без миллиона есть не тот, который делает все что угодно, а тот, с которым делают все что угодно». Свободу, как еще ранее заметил Г.К. Лихтенберг (1742-1799), лучше всего характеризует не что-то конкретное, а то, как ею злоупотребляют; 9. в современной философии – универсалия культуры субъектного ряда, фиксирующая возможность деятельности и поведения в условиях отсутствия внешнего целеполагания (Можейко, 2001).

Свобода

Freedom). Состояние личности, готовой к переменам, в ее способности знать о своей предопределенности. Свобода рождается из осознания неизбежности своей судьбы и, согласно Мэю, предполагает умение "всегда держать в голове несколько различных возможностей, даже если в данный момент нам не совсем понятно, как именно нам следует действовать". Мэй различал два вида свободы - свободу действия (freedom of action) и свободу бытия (freedom of being). Первую он называл экзистенциальной свободой, вторую - сущностной свободой.

СВОБОДА

Термин употребляется в психологии в двух значениях: 1. Подразумевается, что кто-то сам контролирует свои выборы, решения, действия и т.д. Ощущение, что внешние факторы играют незначительную роль (или вообще не играют роли) в поведении человека. Это значение передается фразами, типа "свобода слова" и т.д. 2. Состояние, при котором человек (относительно) свободен от бремени болезненных ситуаций, вредных стимулов, голода, боли, болезни и т.д. Это значение обычно передается предложениями, начинающимися со слов "Свобода от...". В прагматике каждодневной жизни эти две свободы тесно переплетаются, но если не соблюдать их концептуального разграничения, это приведет к философской и политической путанице. Первое по смыслу ближе к доктрине доброй воли; последнее касается проблем контроля (2). См. социальная власть и бихевиористскую позицию в отношении роли подкрепления и наказания.