Эволюция опорно-двигательной системы. Эволюция развития опорно-двигательного аппарата

7-Б КЛАСС

Тип урока

Цель

Задачи:

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

Основные понятия:

Формы р аботы с учащим ися

Методы обучения

Материалы и оборудование: GoogleChrome

Ход урока:

1.Учащиеся занимают свои места за партами, с помощью МЭНЭДЖ МЭД

2.Органицационный момент. Ребята, здравствуйте! Давайте поприветствуем друг друга, т.е. партнера по плечу и партнера по лицу.

Кто любит танцевать;

Кто любит весну;

4.Актуализация знаний . Ребята, для того чтобы вспомнить,как передвигаются животные, выполним задание «Мы ползем, летим, плывем…»

(

    При помощи мускулистой ноги.

    Амебоидное движение.


5.Целеполагание и мотивация, объяснение нового материала.

Какой раздел мы изучаем?

(скелет)

2. беспозвоночные – хордовые

3. бесчерепные – позвоночные

2. беспозвоночные – хордовые

ВЫВОД:

3. бесчерепные – позвоночные

6.СТРУКТУРА ИНСАЙД-АУТСАЙД СЕКЛ (

Благодарю за разминку, поблагодарите своего данного партнера и займите свои места.

Группа 1

Группа 2

Группа 3.

Челюсти без зубов

2.Биологическая задача:

Билетик на выход

1.Прочный наружный скелет характерен для:

А) червей;

Б) насекомых;

В) паукообразных;

Г) ракообразных.

2.Достоинствами внутреннего скелета являются:

А) способность к росту;

Б) образован соединительной тканью;

В) дополняет массу тела;

Г) обладает строением не мешающим движению.

3.Осевой скелет ланцетника представляет собой:

А) позвоночник;

Б) хитиновый покров;

В) хорду;

Г) наружный скелет,пропитанный известью.

4.Киль имеет грудина многих:

А) млекопитающих;

Б) пресмыкающихся;

В) земноводных;

Г) птиц.

5.Скелет различных представителей хордовых выполняет сходные функции:

А) опора тела;

Б) защита внутренних органов;

В) лучшее поступление воздуха в легкие;

Г) перемещение в пространстве.

6 . Внутренний скелет характерен для:

А) рыб;

Б) ракообразных;

В) млекопитающих;

Г) земноводных.

7.Существенными недостатками наружного скелета являются:

А) расположение на поверхности тела;

Б) неспособность к росту;

В) опорная функция для мышц;

Г) защита внутренних органов.

8. У рыб к позвоночнику прикреплены:

А) хвостовой плавник; Б) ребра; В) грудные плавники; Г) череп.

9. Пресмыкающиеся могут двигать головой благодаря подвижному соединению позвонков отдела:

А) крестцового; Б) грудного; В) шейного; Г) поясничного.

Учитель: Поварницина Т.А. МБОУ «Новошешминская гимназия»

13.03.2014

‹ ›

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".

  • Биология

Описание:

7-Б КЛАСС

Тема урока: Опорно-двигательная система животных (эволюция строения)

Тип урока : урок изучения нового материала.

Цель : изучить эволюцию строения ОДС животных.

Задачи:

Образовательные:

Выявление функций ОДС животных и причин эволюционных изменений ОДС;

Обоснование взаимосвязи строения и функций ОДС животных;

Сравнение строения ОДС животных разных систематических групп, выявление усложнений

(одноклеточные – многоклеточные, беспозвоночные – хордовые, бесчерепные – позвоночные, разные классы позвоночных – круглоротые, хрящевые рыбы, костные рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);

Объяснение причин различий и обоснование приспособленности ОДС животных к различным условиям среды обитания, местообитаний.

Развивающие:

Развитие умений работать с рисунками и текстами (учебник, слайды презентации, демонстрационные таблицы), образцами наружных и внутренних скелетов (анализировать их содержание, описывать строение скелетов, сравнивать скелеты различных организмов…)

Развитие умений приводить примеры животных (с различными типами скелетов);

Развитие способности понимать целесообразность эволюционных изменений;

Развитие мышления, коммуникативных навыков.

Воспитательные:

Воспитание чувств любви к природе, восхищения ее мудростью, целесообразностью;

Воспитание чувства ответственности за успешность своей учебы, стремления к самообразованию, саморазвитию.

Основные понятия:

«опорно-двигательная система», «наружный скелет», «внутренний скелет», «осевой скелет», «позвоночник», «позвонок», «скелет конечностей», «пояса конечностей», «кость», «сустав», «череп».

Формы работы с учащим ися : лекция с использованием презентационных иллюстраций, фронтальная, практикум, групповая работа с макетами.

Методы обучения : ТЭЙК ОФ-ТАЧ ДАУН; ИНСАЙД-АУТСАЙД СЕКЛ.

Материалы и оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, браузер GoogleChrome для воспроизведения ЭОР Единой коллекции ЦОР, модели скелетов земноводных, птиц, млекопитающих, аппликации видов костей, раковины моллюсков, скелет рака, коллекция жуков.

Ход урока:

1.Учащиеся занимают свои места за партами, с помощью МЭНЭДЖ МЭД (инструмент для управления классом) распределяются в одной команде для организации эффективного учебного процесса.

2.Органицационный момент. Ребята, здравствуйте! Давайте поприветствуем друг друга, т.е. партнера по плечу и партнерапо лицу.

3. ТЭЙК ОФ-ТАЧ ДАУН--«встать-сесть» (обучающая структура для получения информации о классе):

Встаньте, ребята, которые любят спорт;

Кто любит танцевать;

Кто любит играть на музыкальных инструментах;

Кто любит весну;

Кто выучил домашнее задание.

4.Актуализация знаний .Ребята, для тогочтобы вспомнить,как передвигаются животные, выполним задание«Мы ползем, летим, плывем…»

( учитель задает вопросы, ученики отвечают).

  1. Выталкивание воды из мантийной полости.
  2. Шагающие движения при помощи присосок.
  3. С помощью щетинок и сокращения продольных и поперечных мышц.
  4. За счет сокращения только продольных мышц.
  5. При помощи мускулистой ноги.
  6. Амебоидное движение.
  7. При помощи жгутиков и ресничек.
  8. За счет мышц хвоста и туловища.
  9. Прыгательные движения при помощи мышц конечностей.

10. Летательные движения при помощи мышц конечностей

2. «Ни мороз нам не страшен, ни жара!»
Перечислите все функции покровов тела.
1.Какое вещество необходимо для образования панцирей и раковин?

2.Как называется плотное неклеточное образование у членистоногих?

3.Из каких слоев состоит кожа у позвоночных?

5.Целеполагание и мотивация, объяснениенового материала.

Давайте определимся с темой сегодняшнего урока.

Какой «мостик» можно перебросить от прошлого урока к сегодняшнему?

Какая есть логика в последовательности изучения учебного материала нашего раздела?

Какой раздел мы изучаем?

Эволюция строения и функций органов и их систем.

От изучения внешних покровов переходим к изучению внутренних систем органов (образно говоря, рассмотрели животное внешне, теперь пытаемся заглянуть вглубь)

Я опору тела составляю, ходить, бегать, прыгать помогаю. (скелет)

Так как покровы часто являются частью ОДС (мы помним понятие «кожно-мускульный мешок», помним, что у членистоногих мышцы обычно крепятся к наружному скелету…), логично после их изучения перейти именно к этой теме

-Какова главная цель нашего урока?

(изучить эволюцию строения ОДС животных, систематизировав знания о строении ОДС животных разных систематических групп).

Докажите, что организму необходима ОДС (для передвижения, для защиты клеток, тканей, органов, для опоры и поддержания, сохранения постоянной формы тела…)

Почему скелет и мускулатура, такие разные структуры, объединяются в одну систему органов? (для успешной работы любого органа, выполняющего движение, ему нужна опора)

Объясните причины эволюции ОДС, изменений в ней с течением времени (освоение животными новых территорий, освоение новых видов пищи, необходимость, чтобы выжить, активнее искать пищу, лучше прятаться от врагов, постоянно совершенствовать свои приспособления к меняющимся условиям среды… таким образом, ОДС, изменяясь вместе с организмом, должна была обеспечивать все эти эволюционные изменения)

Какие этапы, «ступеньки» в достижении главной цели урока (в изучении эволюции ОДС от одной группы животных к другой) мы можем выделить?

1. одноклеточные – многоклеточные

2. беспозвоночные – хордовые

3. бесчерепные – позвоночные

4. разные классы позвоночных – рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие

Давайте назовем основные опорно-двигательные структуры простейших и многоклеточных беспозвоночных и проследим эволюционные изменения

1. одноклеточные – многоклеточные беспозвоночные

Беседа с использование слайдов презентации

Какие опорные и двигательные структуры имеет тело простейших? (амеба – оболочка клетки, ложноножки, эвглена – жгутик как вырост на оболочке, инфузория – реснички как выросты на оболочке);

Какие опорные и двигательные структуры появляются у кишечнополостных? (эпителиально-мускульные клетки в эктодерме);

Какие изменения характерны для червей? (внешние растяжимые покровы тела, кожно-мускульный мешок, гидроскелет);

У моллюсков? (раковины у брюхоногих и двустворчатых);

У членистоногих? (наружный скелет в виде хитиновых покровов насекомых, паукообразных, в виде пропитанных известью покровов ракообразных, к которому прикрепляются мышцы);

А есть ли среди беспозвоночных животные с внутренним скелетом? (у головоногих моллюсков внутренний хрящевой скелет – головная капсула, защищающий мозг и глаза, но это, скорее, исключение, так как настоящий внутренний скелет появляется только у хордовых животных);

Давайте обратим внимание на эволюционные возможности внутреннего скелета, появившегося у хордовых животных

2. беспозвоночные – хордовые

Индивидуально-групповая работа по выявлению достоинств и недостатков наружного и внутреннего скелетов (учащиеся А готовятся назвать как можно больше достоинств наружного скелета, а учащиеся Б– внутреннего) с последующими обсуждением, выводами.

Наружного скелета – прочность, прикрепление мышц и обеспечение передвижения, освоения новых способов перемещения (прыжки, полет), расселения.

Наружного скелета – не растет вместе с животным, делает животное беззащитным во время линьки, ограничивает размеры тела (особенно у сухопутных животных).

Внутреннего скелета – растет вместе с животным, увеличивает скорость перемещения тела за счет большей специализации отдельных мышц и их групп.

ВЫВОД: более прогрессивным является внутренний скелет.

***Мы помним, что хордовые делятся на низших и высших. Каковы «минусы» ОДС низших хордовых и «плюсы» ОДС высших хордовых?

У низших – ланцетника – в течение всей жизни сохраняется хорда, а у высших она замещается в процессе развития позвоночником, который частично или полностью окостеневает

У высших – позвоночных - появляется череп

У позвоночных появляются скелеты конечностей и их поясов

У позвоночных более сложная мускулатура

3. бесчерепные – позвоночные

Скелет большинства позвоночных образован костями, хрящами, сухожилиями.

Кости состоят из органических и неорганических веществ и обладают большой прочностью.

Самостоятельная индивидуальная работа по выявлению типов соединения костей (последний абзац на стр. 194 учебника,) с последующим выводом о прогрессивном значении суставов.

Неподвижное (срастание костей) и подвижное (с помощью сустава) соединение.

Кости скелета позвоночных имеют специальные места для прикрепления мышц (прикрепляясь к двум костям скелета, соединенным через сустав, мышца приводит их в движение).

Скелет состоит из трех основных частей: осевой скелет, скелет конечностей и скелет головы – череп.

Осевой скелет бесчерепных представлен хордой, а позвоночных – позвоночником, состоящим из хрящевых или костных позвонков.

Самостоятельная индивидуальная работа с учебником по выявлению особенностей строения позвонка (рис. 147 учебника на стр. 195) с последующим выводом о прогрессивном значении появления позвонков в осевом скелете.

(состоит из тела, верхних и нижних дуг, концы верхних дуг позвонков, срастаясь между собой, образуют канал, в котором располагается спинной мозг, к концам нижних дуг, направленных в стороны, прикрепляются ребра)

Появление позвонков – важная прогрессивная черта, так как они придают прочность и гибкость скелету, являются защитой для спинного мозга.

6.СТРУКТУРА ИНСАЙД-АУТСАЙД СЕКЛ( все ребятагруппы А образуют внешний круг, а ребята группы Б находят партнеров по лицу и встают перед ним).

Вопрос 1. Какие виды соединения костей вы узнали? (ученики из внешнего круга отвечают своим партнерам, затем меняются ролями, отвечает внутренний круг).

Повернитесь налево и отсчитайте 3 человека, поприветствуйте нового партнера.

Вопрос2. Из скольких частей состоит скелет, назовите их? (отвечает внутренний круг, затем меняются ролями).

Повернитесь направо и отсчитайте 2 человек, поприветствуйте своего партнера.

Вопрос 3. Каковы функции внутреннего скелета? (отвечают те партнеры, которые выше, затем меняются ролями).

Благодарю за разминку,поблагодарите своего данного партнера и займите свои места.

Давайте проследим изменения скелетов у позвоночных разных систематических групп

4. разные систематические группы позвоночных – рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие

Групповая работа с учебником и карточкой

(3 группы выявляют особенности скелетов, земноводных, птиц, млекопитающих, выполняют соответствующие задания в карточках) с последующим обсуждением выводов об основных направлениях эволюции скелета позвоночных животных.

Эксперты внимательно прослушают выступления представителей всех трех групп и помогут нам сделать соответствующие выводы об основных направлениях эволюции скелета позвоночных.

Группа 1 . Задание: выявить особенности строения скелета земноводных.

Учебник – текст на стр. 195, 197-198, рис. 149 на стр. 196.

Усложнение позвоночника – шейный (1), туловищный (7 с ребрами, оканчивающимися свободно), крестцовый (1 с прикрепленными к нему костями таза) отделы + хвостовой отдел у хвостатых

Есть череп, скелет конечностей и их поясов

Группа 2 . Задание: выявить особенности строения скелета птиц.

Учебник – текст на стр. 197, 198, рис. 151 на стр. 197.

5 отделов позвоночника – шейный (9-25 позвонков, соединенных подвижно), грудной (сросшиеся грудные позвонки – 3-10 - и ребра, соединенные с грудиной, образуют грудную клетку; у многих есть киль), поясничный, крестцовый, хвостовой – 6-9 (последний грудной, поясничные, крестцовые и первый хвостовой позвонки срастаются, образуя мощный крестец для большей прочности, для опоры задних конечностей

Легкие кости (многие имеют полости внутри)

Есть череп, скелет конечностей и их поясов (скелет верхней конечности

(кисть) видоизменен в связи с развитием крыла - приспособления к полету)

Группа 3. Задание: выявить особенности строения скелета млекопитающих.

Учебник – текст на стр. 197-198, рис. 152 на стр. 198.

5 четко выделенных отделов позвоночника – шейный (7 позвонков за редким исключением), грудной (12-15 позвонков), поясничный (2-9 позвонков), крестцовый (обычно 4 сросшихся позвонка), хвостовой

Есть череп (мозговой и лицевой отделы), скелет конечностей и их поясов (плечевой и тазовый)

ВЫВОД О НАПРАВЛЕНИЯХ ЭВОЛЮЦИИ СКЕЛЕТА ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ (ЭКСПЕРТЫ):

Дифференцировка осевого скелета – позвоночника

Подвижное соединение шейных позвонков

Появление и развитие грудной клетки

Дифференцировка черепа но мозговой и лицевой отделы, развитие мозгового отдела

Появление и развитие парных передних и задних конечностей и их поясов – плечевого и тазового

Появление и развитие частных приспособлений в связи с вторичной утратой конечностей у змей, в связи с полетом у птиц и т. п.

7 . Информирование о домашнем задании

(перед закреплением учебного материала темы и проверкой его усвоения давайте запишем в дневники домашнее задание, обратим внимание на дифференцированную его часть)

§ 37, понаблюдать за способами передвижения своих домашних животных (аквариумных рыб, птиц, хомяков, кошек, собак) подготовить небольшой устный рассказ о способах их передвижения, о том, способны ли они менять способ передвижения при изменении условий, например, при прикосновении.

8. Применение знаний (закрепление изученного материала)

1.Коллективное обсуждение биологических задач (ТВОРЧЕСКОЕ ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ С использованием ресурсов ИНТЕРНЕТ)

Задача 1. Известно, что рыбы не могут поворачивать голову. Могут ли это делать лягушки и тритоны? Ответ поясните.

Могут; лягушки могут только лишь поднимать и опускать голову – у них имеется один позвонок в шейном отделе; тритоны могут еще и поворачивать голову, так как в шейном отделе у них позвонки соединены подвижно

Задача 2. В скелете змей отсутствует грудная клетка. В связи с чем она была утрачена у этих животных? (стр. 125-126 учебника – если учащиеся не ответят на вопрос))

В связи с отсутствием конечностей и выработкой особого способа передвижения путем боковых изгибов позвоночника и ребер, которые своими нижними концами способны сдвигаться вперед и назад

Задача 3. Любой лишний груз был бы помехой при полете. Какие изменения в связи с этим произошли в опорной структуре птиц?

Кости тонкие, заполнены воздухом

Челюсти без зубов

Задача 4. Шея у млекопитающих имеет разную длину: у собаки она короткая, у жирафа длинная. Чем определяются такие различия?

Это зависит не от количества шейных позвонков (их 7), а от длины их тел

2.Биологическая задача:

О чем свидетельствует разное положение конечностей относительно туловища

у разных классов позвоночных?

Об эволюции конечностей от земноводных и пресмыкающихся – к птицам и млекопитающим; о том, что приподнятое над землей тело дает гораздо больше возможностей животным в плане активного передвижения в поисках пищи, защиты от врагов (у земноводных конечности упираются в землю по бокам тела; у пресмыкающихся - тоже, но тело более приподнято; лишь у птиц и млекопитающих конечности подпирают тело снизу)

3.Ответы на вопросы закрепления учебного материала

Вопрос 1. Что лежит в основе эволюционных изменений опорно-двигательной системы?

В основе эволюционных изменений опорно-двигательной системы лежит, прежде всего, переход животных из водной среды обитания в наземно-воздушную. Новая среда требовала от опорно-двигательного аппарата большей прочности и возможности осуществлять более сложные и разнообразные движения. В качестве примера можно привести появление составных парных конечностей с подвижными (суставными) соединениями частей и усложненной мускулатуры у представителей класса земноводных - первых наземных позвоночных.

Вопрос 2. О чем говорит сходный план строения скелетов разных позвоночных животных?

Общий план строения скелетов разных позвоночных животных говорит об общности происхождения, эволюционном родстве. А наличие сходных частных образований - о том, что животные ведут сходный образ жизни в сходных условиях среды. Например, костный гребень (киль) на грудной кости имеется и у летающих птиц, и у летучих мышей.

Вопрос 3. Какой вывод можно сделать, познакомившись с общими функциями опорно-двигательной системы у животных организмов?

Несмотря на значительные различия в строении опорно-двигательных структур у разных животных, их скелеты выполняют сходные функции: опоры тела, защиты внутренних органов, перемещения тела в пространстве.

4.Проверка уровня усвоения учебного материала урока

Выполнение письменного тестового задания (билетик на выход)

Комментарий к оценкам за урок (каждый ученик получит оценку за выполненный тест, плюс те ребята, которые выполняли опережающие творческие задания к уроку, активно работали на уроке – отвечали, дополняли – получат дополнительную оценку, думаю, максимально высокую (эксперты мне помогут никого не забыть)

Билетик на выход

Ответьте на вопросы (возможны несколько ответов).

1.Прочный наружный скелет характерен для:

А) червей;

Б) насекомых;

В) паукообразных;

Г) ракообразных.

2.Достоинствами внутреннего скелета являются:

А) способность к росту;

Б) образован соединительной тканью;

В) дополняет массу тела;

Г) обладает строением не мешающим движению.

3.Осевой скелет ланцетника представляет собой:

А) позвоночник;

Б) хитиновый покров;

Г) наружный скелет,пропитанный известью.

4.Киль имеет грудина многих:

А) млекопитающих;

Б) пресмыкающихся;

В) земноводных;

5.Скелет различных представителей хордовых выполняет сходные функции:

А) опора тела;

Б) защита внутренних органов;

В) лучшее поступление воздуха в легкие;

Г) перемещение в пространстве.

6 . Внутренний скелет характерен для:

Б) ракообразных;

В) млекопитающих;

Г) земноводных.

7.Существенными недостатками наружного скелета являются:

А) расположение на поверхности тела;

Б) неспособность к росту;

В) опорная функция для мышц;

Г) защита внутренних органов.

8. У рыб к позвоночнику прикреплены:

А) хвостовой плавник;Б) ребра;В) грудные плавники;Г) череп.

9. Пресмыкающиеся могут двигать головой благодаря подвижному соединению позвонков отдела:

А) крестцового;Б) грудного;В) шейного;Г) поясничного.

9.Подведение итогов урока. Рефлексия

Вспомните ход урока; проанализируйте свою деятельность или деятельность товарищей; сформулируйте свои впечатления…

-Важным ли был наш урок по данной теме?

-Удовлетворены ли вы вашей работой на уроке? Работой ваших одноклассников?

Все органы движения, обеспечивающие перемещение тела в пространстве, объединены в единую систему. К ней относятся кости, суставы, мышцы и связки. Опорно-двигательный аппарат человека выполняет определенные функции, обусловленные особенностями формирования и строения органов движения.

Значение опорно-двигательной системы

Скелет человека выполняет несколько жизненно важных функций:

  • опорную;
  • защитную;
  • обеспечивает движение;
  • принимает участие в и кроветворении.

Нарушение опорно-двигательного аппарата вызывает патологические процессы в работе многих систем организма. Мышцы, прикрепленные к костям, осуществляют их перемещение относительно друг друга, благодаря чему и обеспечивается передвижение тела в пространстве. Мышечный аппарат имеет свою функциональную особенность:

  • окружает полости организма человека, защищая их от механических повреждений;
  • выполняют опорную функцию, поддерживая тело в определенном положении.

В процессе развития опорно-двигательного аппарата человека происходит стимуляция развития ЦНС. Развитие мышц и нервных клеток - зависимые друг от друга процессы. Зная, какие функции опорно-двигательного аппарата необходимы для нормального функционирования организма, можно сделать вывод, что скелет является жизненно необходимой структурой тела.

В период эмбриогенеза, когда на организм практически не воздействуют никакие раздражители, движения плода вызывают раздражение мышечных рецепторов. От них импульсы идут к ЦНС, стимулируя развитие нейронов. В то же время развивающаяся нервная система стимулирует рост и развитие мышечного аппарата.

Анатомия скелета

Скелет - совокупность костей, выполняющих опорную, двигательную и защитную функции. Опорно-двигательный аппарат человека насчитывает около 200 костей (в зависимости от возраста), из которых непарные всего 33-34 кости. Различают осевой (грудная клетка, череп, позвоночник) и добавочный (свободные конечности) скелеты.

Кости образованы относящейся к разновидности соединительной ткани. В ее состав входят клетки и плотное межклеточное вещество, в котором содержится множество минеральных компонентов и коллаген, обеспечивающий упругость.

Скелет является вместилищем для жизненно важных органов человека: в черепе расположен головной мозг, в позвоночном канале - спинной мозг, грудная клетка обеспечивает защиту пищевода, легких, сердца, основных артериальных и венозных стволов, а таз защищает от повреждений органы мочеполовой системы. Нарушение опорно-двигательного аппарата может вызвать повреждения внутренних органов, иногда несовместимые с жизнью.

Строение костей

В костях выделяют губчатое и компактное вещество. Их соотношение изменяется в зависимости от расположения и функций определенной части опорно-двигательного аппарата.

Компактное вещество локализуется в диафизе которые обеспечивают опорную и локомоторную функции. Губчатое вещество размещается в плоских и коротких костях. Вся поверхность кости (за исключение суставной) покрыта периостом (надкостницей).

Формирование костей

В онтогенезе формирование системы опорно-двигательного аппарата проходит несколько этапов - перепончатый, хрящевой и костный. Со второй недели после зачатия в мезенхиме перепончатого скелета происходит формирование хрящевых зачатков. Уже к 8-й неделе хрящевая ткань постепенно заменяется костной.

Замещение хрящевой ткани костной может проходить несколькими способами:

  • перихондриальное окостенение - образование костной ткани по периметру хряща;
  • периостальное окостенение - продуцирование молодых остеоцитов сформировавшейся надкостницей;
  • энхондральное окостенение - образование костной ткани внутри хряща.

Процесс формирования костной ткани заключается в прорастании сосудов и соединительной ткани из надкостницы внутрь хряща (в этих местах происходит разрушение хряща). Из части остеогенных клеток впоследствии развивается губчатое вещество кости.

В период внутриутробного развития плода происходит окостенение диафизов трубчатых костей (точки окостенения называются первичными), затем после рождения происходит окостенение эпифизов трубчатых костей (вторичные точки окостенения). До возраста 16-24 лет между эпифизами и диафизами сохраняется хрящевая эпифизарная пластинка.

Благодаря ее наличию удлиняются органы опорно-двигательного аппарата. После того как заменяется костной и происходит сращение диафизов и эпифизов трубчатых костей, рост человека прекращается.

Строение позвоночного столба

Позвоночный столб представляет собой последовательно накладывающиеся позвонки, которые соединены межпозвоночными дисками, суставами и связками, которыми основана опорно-двигательная система. Функции позвоночника заключаются не только в опоре, но и в защите, препятствуя механическим повреждениям внутренних органов и спинного мозга, проходящего в позвоночном канале.

Различают пять отделов позвоночника - копчиковый, крестцовый, поясничный, грудной и шейный. Каждый отдел имеет определенную степень подвижности, полностью неподвижным является только крестцовый отдел позвоночника.

Движение позвоночника или его отделов обеспечивается при помощи скелетных мышц. Правильное развитие опорно-двигательного аппарата в неонатальном периоде обеспечивает необходимую опору для внутренних органов и систем и их защиту.

Строение грудной клетки

Грудная клетка - костно-хрящевое образование, состоящее из грудины, ребер и 12 грудных позвонков. По форме грудная клетка напоминает неправильный усеченный конус. Грудная клетка имеет 4 стенки:

  • переднюю - образована грудиной и хрящами ребер;
  • заднюю - образована позвонками грудного отдела позвоночника и задними концами ребер;
  • 2 боковые - образованы непосредственно ребрами.

Кроме этого выделяют два отверстия грудной клетки - верхнюю и нижнюю апертуры. Через верхнее отверстие проходят органы дыхательной и пищеварительной системы (пищевод, трахея, нервы и сосуды). Нижняя апертура закрыта диафрагмой, в которой есть отверстия для прохождения крупных артериальных и венозных стволов (аорты, нижней полой вены) и пищевода.

Строение черепа

Череп является одной из основных структур который образует опорно-двигательная система. Функции черепа - защита головного мозга, органов чувств и опора для начальных отделов дыхательной и пищеварительной систем. Он состоит из парных и непарных костей и подразделяется на мозговой и лицевой отделы.

Лицевой отдел черепа состоит:

  • из верхнечелюстной и нижнечелюстной костей;
  • двух носовых костей;

В состав мозгового отдела черепа входят:

  • парная височная кость;
  • парная клиновидная кость;
  • парная ;
  • затылочная кость.

Мозговой отдел выполняет защитную функцию для головного мозга и является его вместилищем. Лицевой отдел обеспечивает опору для начального отдела дыхательной и пищеварительной системы и органов чувств.

Опорно-двигательная система: функции и строение конечностей

В процессе эволюции скелет конечностей приобрел обширную подвижность благодаря суставному сочленению костей (особенно это касается лучевого и запястного суставов). Выделяют грудной и тазовый пояса.

Верхний пояс (грудной) включает в себя лопатку и две кости ключицы, а нижний (тазовый) образуется парной тазовой костью. В свободной части верхней конечности выделяют следующие отделы:

  • проксимальный - представлен плечевой костью;
  • средний - представлен локтевой и лучевой костями;
  • дистальный - включает в себя кости запястья, пястные кости и кости пальцев.

Свободная часть нижней конечности состоит из следующих отделов:

  • проксимальный - представлен бедренной костью;
  • средний - включает в себя большеберцовую и малоберцовую кости;
  • дистальный - кости предплюсны, плюсневые кости и кости пальцев.

Скелет конечностей обеспечивает возможность широкого спектра действий и необходим для нормальной трудовой деятельности, которую обеспечивает опорно-двигательная система. Функции скелета свободных конечностей сложно переоценить, так как с их помощью человек выполняет практически все действия.

Строение мышечной системы

Скелетные мышцы крепятся к костям и при сокращении обеспечивают передвижение тела или его отдельных частей в пространстве. В основе скелетных мышц лежат поперечнополосатые мышечные волокна. Кроме опорной и двигательной функций мышцы обеспечивают функцию дыхания, глотания, жевания, принимают участие в мимике, выработке тепла и артикуляции речи.

Основными свойствами скелетных мышц являются:

  • возбудимость - деятельность мышечных волокон осуществляется под влиянием нервных импульсов;
  • проводимость - от нервных окончаний до ЦНС происходит быстрое проведение импульса;
  • сократимость - в результате движения нервного импульса осуществляется сократимость скелетной мышцы.

Мышца состоит из сухожильных концов (сухожилий, прикрепляющих мышцу к кости) и брюшка (состоящего из поперечнополосатых мышечных волокон). Скоординированная работа опорно-двигательного аппарата осуществляется правильным функционированием мышц и необходимой для этого нервной регуляцией мышечных волокон.

Министерство образования

Урок по биологии в 7 классе по теме

«ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА»

Подготовила и провела: Ременщикова Е.В.

Задачи: познакомить учащихся со строением и функцией опорно-двигательной системы у разных групп животных, с направлением эволюции опорно-

Двигательной системы.

Оборудование : рисунки с изображениями опорно-двигательной системы, карточки,

Таблица «Сравнительная характеристика классов», тесты, натура-

Ральный объект (рыбные позвонки с ребрами)

Ход урока. I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний


  1. Тест «Системы органов» (см. приложение).

  2. Карточки «Вставьте пропущенное слово»

  3. Рабочая тетрадь. Задание 1,2 стр. 101-102.

  4. Индивидуальный опрос.
- Какие способы передвижения свойственны животным?

С помощью каких органов перемещения эвглена, инфузория-туфелька, краб,

Стрекоза?

III. Изучение нового материала


  1. Значение опорно - двигательная системы . (Объяснение учителя.)
Я опору тела составляю, ходить, бегать, прыгать помогаю.

(скелет.)

В процессе эволюции животные освоили все новые и новые территории, виды пищи, приспособились к изменяющимся условиям жизни. Эволюция постепенно меняла облик животных. Для того чтобы выжить, необходимо было активнее искать пищу, лучше прятаться или защищаться от врагов, перемещаться быстрее. Изменяясь вместе с организмом, опорно-двигательная система должна была обеспечивать все эти эволюционные изменения.

Опорно-двигательные структуры животных и их скелеты выполняют сходные функции:

Опора тела

Защиты внутренних органов

Перемещения тела в пространстве.

2. Опорные структуры одноклеточных животных .

Вспомните и назовите изученные классы животных в направлении усложнения строения, высокоорганизованности. (простейшие - амеба, эвглена, инфузория-туфелька; многоклеточные Беспозвоночные: плоские, круглые, кольчатые черви, членистоногие; Позвоночные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.)

Вывешивается на доске рис. Животных названных классов.

Самые примитивные простейшие – корненожки (амеба), которые еще не имеют опорных структур, медленно передвигаются, перетекая с помощью ложноножек и постоянно меняя форму тела.

Первая появившаяся у животных опорная структура – оболочка клетки. Она позволила организму повысить скорость перемещения за счет жгутиков и ресничек (выростов на оболочке). Например, эвглены, инфузории


  1. Опорные структуры многоклеточных беспозвоночных.
- Давайте, ребята, вспомним каковы способы передвижения тела у плоских, круглых и кольчатых червей? (за счет сокращения продольных мышц или поочередного сокращения продольных и поперечных мышц с использованием щетинок).

Они же выполняют опорную функцию скелета. Назовите покровы членистоногих (насекомых, паукообразных, ракообразных)? (хитиновый панцирь пропитанный известью).

Он служит прочным НАРУЖНЫМ СКЕЛЕТОМ. К наружному скелету беспозвоночных прикрепляются мышцы, что обеспечивает передвижение этих животных. Членистоногие – не случайно самая многочисленная группа животных. Наружный скелет позволил им освоить новые способы перемещений, например прыжки и полет.

Наружный скелет помимо достоинств имеет и существенные недостатки.

Вспомните, как и у каких животных происходит линька?

(Например, он не растет вместе с животным: для роста тела необходимо сбросить жесткий наружный покров, быстро подрасти и образовать новый наружный скелет. Так происходит линька.)

Во время роста животное, лишенное скелета, совершенно беззащитно и может стать легкой добычей даже для своих сородичей (раки, крабы, креветки). Кроме того, наружный скелет ограничивает размеры тела, особенно у сухопутных животных.

4.Внутренний скелет хордовых животных.

ВНУТРЕННИЙ СКЕЛЕТ лишен этих недостатков, он растет вместе с животным позволяет специализировать отдельные мышцы и их группы, достигая при этом рекордных скоростей перемещения тела (РЫБА-МЕЧ, СОКОЛ-САПСАН, ГЕПАРД).

Образования скелета: кости, хрящи, сухожилия;

Соединения частей скелета: неподвижные и подвижные (суставы);

Части скелета: осевой, конечности, череп;

Особенности осевого скелета низших и высших хордовых:

У НИЗШИХ – представляет собой вытянутый, упругий стержень – ХОРДУ.

У высокоорганизованных ПОЗВОНОЧНЫХ животных – рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих – достаточно хорошо развит ПОЗВОНОЧНИК, состоящий из хрящевых или костных позвонков.

Демонстрация позвонков рыб и млекопитающих.

Каждый позвоночник состоит из тела, верхних и нижних дуг. Концы верхних дуг позвонков, срастаясь между собой, образуют канал, в котором располагается спинной мозг. Концам нижних дуг прикрепляются ребра.

- самостоятельное чтение учащихся текста на стр.194-195 от слов «скелет большинства позвоночных… до у земноводных в связи

Из каких частей состоит скелет рыб?

СКЕЛЕТ РЫБЫ: череп,

Позвоночник состоит из 2 отделов:

туловищного и хвостового,

Скелеты плавников.

-самостоятельное чтение уч-ся текста на стр 195 от слов «У земноводных в связи.. до в хвостовом отделе

Из каких частей состоит скелет земноводных?

У ЗЕМНОВОДНЫХ: череп, шейный отдел позвоночника (1)

Туловищный отдел,

Крестец,

Хвостовой отдел (у хвостатых амфибий ),

Тазовые кости,

кости передних конечностей (плечо, предплечье, кисть ),

кости задних конечностей (бедро, голень, стопа).

- ^ Самостоятельное чтение уч-ся текста на стр.195-196 от слов «позвоночник пресмыкающихся… до слов …заглатывать крупную добычу ».

Из каких частей состоит скелет пресмыкающихся?

У ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ: череп,

Шейный отдел позвоночника,

Грудной,

Поясничный,

Крестцовый,

Хвостовой.

Скелет передних конечностей (кроме змей )

Скелет задних конечностей (кроме змей ).

^ Самостоятельное чтение уч-ся текста на стр. 197 от слов «..позвоночник птиц.. до слов … многие из них полые внутри.»

Из каких частей состоит скелет птиц?

У ПТИЦ: череп,

Шейный отдел (от 2 до 25 ),

Грудной отдел (киль ),

Пояснично-крестцовый отдел;

Хвостовой отдел;

Скелет верхних конечностей (плечо, предплечье, кисть).

Скелет нижних конечностей (бедро, голень, цевка,стопа).

- Самостоятельное чтение уч-ся на стр. 197-198 от слов «..позвоночник млекопитающих.. до конца текста.

- Из каких частей состоит скелет млекопитающих?

У МЛЕКОПИТАЮЩИХ: череп (лицевой и мозговой отдел ),

шейный отдел позвоночника,

Грудной,

Поясничный,

Крестцовый,

Хвостовой,

скелет верхних конечностей

(плечо предплечье, кисть ),

скелет нижних конечностей

(бедро, голень, стопа )

пояс задних конечностей

(тазовые кости сросшиеся с крестцовым отделом),

пояс передних конечностей

(ключица и лопатка ).

IV. Обобщение

Какой вывод можно сделать, познакомившись с общими функциями опорно-двигательной системы у всех животных организмов? (опорно-двигательные системы разных позвоночных удивительно сходны, а различия их связаны в основном со средой обитания – водной, наземной или воздушной).

В каком направлении идет изменение скелета у позвоночных животных? (эволюция строения животных шла в направлении усложнения ).

Что мы нового узнали сегодня на уроке?

Чему научились? (выявлять сходства и различия в строении тела животных).

V. Домашнее задание: п.37 Р. т. 4, 5,6,10.

VI. Подведение итогов урока.

У ПРОСТЕЙШИХ:

Оболочка клетки,

приспособления для передвижения :

Цитоплазмы, жгутиков, ресничек.

У ЧЛЕНИСТОНОГИХ:

наружный скелет

(хитиновый панцирь),

Приспособления передвижения – мышцы.

Урок №5.

Тема:

Класс: 7 Б

Цели:

    Изучить особенности опорно-двигательной системы млекопитающих.

    Изучить усложнение опорно-двигательной системы в ходе эволюции.

Задачи:

образовательные:

    Изучить строение и функции опорно-двигательной системы млекопитающих.

    Изучить строение и функции опорно-двигательной системы в ходе эволюции.

    Выяснить черты усложнения у представителей опорно-двигательной системы разных таксонов.

развивающие:

    Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи.

    Развитие умения работы с книгой и таблицами.

воспитательные:

    Провести обобщение комплекса знаний о эволюции опорно-двигательной системы.

Тип урока: объяснение нового материала.

Метод: наглядно-иллюстративный.

Форма: групповая.

Должен знать после урока:

    Строение и функции опорно-двигательной системы начиная от одноклеточных и кончая хордовыми.

    Черты усложнения строения опорно-двигательной системы у представителей разных таксонов.

Ход урока:

Организационное начало:

Учитель: Здравствуйте ребята, садитесь! Откройте, пожалуйста, ваши тетради и запишите тему нашего урока: «Эволюция опорно-двигательной системы».

Изучение нового материала:

Учитель: В течении длительного эволюционного пути животные осваивали новые территории, виды пищи, постоянно приспосабливались к условиям окружающей среды. Для того, чтобы выжить, животным надо было искать пищу, лучше прятаться или защищаться от врагов, перемещаться быстрее. Изменяясь вместе с организмом, опорно-двигательная система должна была обеспечить все эти эволюционные изменения.

Как вы думаете, какие животные являются самыми приметивными?

Ученик: Самыми примитивными являются корненожки, у которых нет опорной системы, двигаются медленно, перетекая с помощью ложноножек, при этом постоянно меняют форму.

Учитель: Впервые скорость движения изменяется у жгутиконосцев и инфузорий. Ребята, вы должны помнить, у каких животных сформировался наружный скелет?

Ученик: Наружный скелет сформировался у ракообразных, паукообразных и насекомых. Он представлен хитиновой кутикулой, хитиновым панцирем, который пропитан известью. К данному покрову прикрепляются мышцы, что позволяет передвигаться этим животным довольно быстро. В настоящее время членистоногие являются самым распространенным типом животных.

Учитель: А какие недостатки имеет такой скелет?

Ученик: Надо отметить, что наружный скелет имеет и свои недостатки: он не растет вместе с животным, и во время роста необходимо несколько раз линять животному, при этом животное становится совершенно беззащитным и становится легкой добычей для врагов.

Учитель: Ребята, давайте запишем в таблицу сведения, которые мы с вами проговорили:

Учитель: Ребята, на ряду с наружным имеется внутренний скелет. Скажите, пожалуйста, какими достоинствами обладает внутренний скелет?

Ученик: Внутренний скелет лишен таких недостатков - он растет вместе с животным и позволяет еще более специализировать отдельные мышцы и их группы, достигая при этом рекордных скоростей перемещения тела. У всех хордовых внутренний скелет.

Учитель: Скелет большинства позвоночных животных образован костями, хрящами, сухожилиями. Кости скелета могут соединяться либо неподвижно - срастаясь, либо подвижно - с помощью сустава. Мышцы к костям прикрепляются таким образом, что кости приводятся в движение. В скелете различают следующие части:

Осевой скелет;

Скелет конечностей;

Скелет черепа.

У рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих хорошо развит позвоночник, который состоит из позвонков. Каждый позвонок состоит из тела, верхних и нижних дуг. Концы срастаются и образуют канал, в котором располагается спинной мозг. Хорда сохраняется на протяжении всей жизни у белуги и осетра.

Ребята, из каких частей состоит позвоночник у рыб?

Ученик: Позвоночник у рыб состоит из туловищного и хвостового отделов.

Позвоночник образован двояковогнутыми позвонками, между которыми сохраняются остатки хорды. Позвонки туловищного отдела имеют верхнюю дугу и верхний отросток, снизу к ним причленяются ребра. В хвостовом отделе позвонки имеют верхнюю, нижнюю дуги и остистые отростки.

Череп состоит из мозгового и лицевого отделов. Лицевой отдел представлен челюстями, подъязычной дугой и жаберным аппаратом.

Скелет плавников представлен костными лучами, пояс передних конечностей соединен с черепом,. Кроме парных плавников - грудных и брюшных, имеются непарные плавники - спинной и анальный.

Учитель: Ребята, давайте запишем то, что мы сейчас с вами сказали.

Систематическая группа

Отд. Скелета

Отделы скелета

Кости образующие скелет

Надкласс: Рыбы

Мозговоговой отдел

Состоит из множества костей сросшихся не подвижно.

лицевой отдел

Представлен челюстями, подъязычной дугой и жаберным аппаратом.

Позвоночник

Туловищный отдел

Хвостовой отдел

Скелет своб. конечн.

Непарные плавники (спинной, хвостовой, анальный)

Представлен лучевыми костями. В нутрии тела имеются кости-подпорки.

Парные плавники (грудной и брюшной)

Представлен костными лучами.

Пояса конечностей

Пояс передних конечностей

Пояс передних конечностей соединен с черепом. И к тому и другому поясу по средствам мелких костей прикрепляются грудные и брюшные плавники.

Пояс задних конечностей

А как вы думаете, какие основные особенности скелета у земноводных?

Ученик: У земноводных в связи с водно-наземным образом жизни осевой скелет усложнился и представлен шейным отделом, состоящим из одного позвонка, туловищного - из семи позвонков с ребрами, которые оканчиваются свободно. Крестцовый отдел состоит из одного позвонка, к нему прикреплены кости таза. Хвостатые амфибии имеют несколько позвонков в хвостовом отделе. Череп подвижно сочленяется с шейным позвонком.

Мускулатура утрачивает метамерное строение, представлена множеством отдельных мышц.

Скелет лягушки, как и у всех позвоночных животных, разделяют на четыре отдела: осевой скелет, скелет черепа, скелет конечностей и скелет поясов конечностей.

Осевой скелет представлен позвоночником, у которого в дополнение к туловищному и хвостовому отделам, свойственным рыбам, появились шейный и крестцовый отделы.

Череп лягушки подвижно сочленяется с единственным шейным позвонком, что обеспечивает движение головы в вертикальной плоскости (в горизонтальной плоскости голова двигаться не может).

Число позвонков туловищного отдела у лягушки – семь . Ребер у лягушки нет, но у хвостатых земноводных на позвонках туловищного отдела развиваются короткие верхние ребра, а у безногих - настоящие ребра.

Крестцовый отдел включает в себя один позвонок, несущий на себе длинные поперечные отростки, к которым причленяются подвздошные кости таза.

Хвостовой отдел лягушки оканчивается хвостовой костью - уростилем - косточкой, которая представляет собой несколько позвонков, слившихся в процессе эмбрионального развития.

Передние конечности четырехпалые (первый палец редуцирован), состоят из трех отделов: плечо - плечевая кость, предплечье - сросшиеся лучевая и локтевая кости и кисть , представленная косточками запястья, пясти и фалангами пальцев.

Задние конечности состоят из трех отделов: бедра , голени и стопы . Бедро состоит из бедренной кости, голень - из сросшихся большой и малой берцовых костей, стопа - из костей предплюсны, плюсны и фаланг пальцев .

Плечевой пояс лягушки широким полукольцом опоясывает тело и закрепляется в мускулатуре. Он представлен несколькими парными костями: лопатками, заканчивающимися широкими надлопаточными хрящами, вороньими костями и ключицами, а также одной непарной костью - грудиной.

Тазовый пояс состоит из трех парных, сросшихся в связи с большими нагрузками костей: подвздошных, лобковых и седалищных. С помощью подвздошных костей тазовый пояс прикреплен к поперечным отросткам крестцового позвонка.

Учитель: Ребята, с помощью заполните, пожалуйста, вашу табличку.

Систематическая группа

Отд. Скелета

Отделы скелета

Кости образующие скелет

Класс: Земноводные

Мозговой отдел

Лицевой отдел

Количество костей меньше, так как нет жаберных крышек.

Позвоночник

Шейный отдел (1 позв.)

Туловищный отдел (7 позв.)

Кресцовый отдел (1 позв.)

Хвостовой отдел

Образованы позвонками разного строения. К туловищным позвонкам прикреплены (ложные) ребра.

Скелет своб. конечн.

Передние конечности

Задние конечности

Пояса конечностей

Пояс передних конечностей

Пояс задних конечностей

А теперь, давайте разберемся, какие особенности имеет опорно-двигательная система пресмыкающихся. Я слушаю ваши ответы.

Ученики: Позвоночник пресмыкающихся имеет пять отделов: шейный; грудной; поясничный; крестцовый; хвостовой.

В шейном отделе позвонки соединены подвижно. Они обеспечивают подвижность головы - необходимое условие существования на земле. Грудные и поясничные позвонки несут ребра. У некоторых ребра соединяются с грудиной, образуя грудную клетку, обеспечивает защиту органам и лучшее поступление воздуха в легкие. Крестцовый отдел состоит из двух позвонков. Хорошо развит хвостовой отдел. У змей все отделы позвоночника несут ребра, кроме хвостового. Надо отметить, что ребра заканчиваются свободно, что позволяет им заглатывать крупную пищу.

Учитель: С помощью учебника, запишите, пожалуйста перечисленные особенности в табличку.

Систематическая группа

Отд. Скелета

Отделы скелета

Кости образующие скелет

Класс: Пресмыкающиеся

Отличий нет

Отличий нет

Позвоночник

Шейный отдел (более 1-го позв.)

Грудной отдел

Поясничный отдел Кресцовый отдел (2 позв.)

Хвостовой отдел

Образованы позвонками разного строения. К туловищным позвонкам прикреплены ребра.

Скелет своб. конечн.

Передние конечности

Плечо (плечевая кось), предплечье (лучевая и логтевая кости), кисть (запястье, пясть и 4-е фаланги пальцев).

Задние конечности (Отличий от земноводных нет)

Бедро (бедренная кость), голень (большая и малая берцовая кости), стопа (предплюсна, плюсна и 5-и фаланг пальцев)

Пояса конечностей

Пояс передних конечностей

(Отличий от земноводных нет)

Лопатки, к которым прикрепляются кости передних конечностей.

Пояс задних конечностей

(Отличий от земноводных нет)

Состоит из 3-х парных сросшихся костей (подвздошных, лобковых и седалищных)

Давайте разберемся, а в чем же усложнение опорно-двигательного аппарата у птиц?

Ученики: Позвоночник птиц имеет пять отделов, как и у пресмыкающихся. В шейном отделе от 9 до 25 позвонков, соединенных подвижно. Сросшиеся грудные позвонки и ребра, соединенные с грудиной, образуют грудную клетку. Грудина многих птиц имеет особый выступ - киль. К килю прикрепляются мышцы, активно работающие при полете. Конечный грудной, поясничный, крестцовый и первый хвостовой позвонки срослись, создав мощный крестец, служащий для опоры задних конечностей, что повышает прочность скелета - приспособленность к полету. Кости птиц легкие, многие из них полые внутри.

Несмотря на некоторые различия, скелет выполняет сходные функции:

опора тела;

защита внутренних органов;

перемещение тела в пространстве.

Но в то же время скелет легок и прочен из-за тонкости костей и их пневматичности.

Мозговой отдел черепа крупный, сочленяется с позвоночником одним мыщелком, как и у рептилий.

В лицевом отделе огромные глазницы и вытянутые челюсти, видоизмененные в клюв.

Скелет туловища состоит из позвоночника и грудной клетки . Позвоночник включает пять отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой. Для шейных позвонков характерны седловидные суставы, что обеспечивает большую подвижность шеи (у сов угол поворота головы достигает 270 градусов).

Задние грудные, поясничные, 2 крестцовых и передние хвостовые срослись в сложный крестец.

Средние хвостовые остались свободными, последние слились, образовав копчиковую кость.

Грудная клетка образована ребрами, состоящими из двух косточек, соединенных суставом под углом друг к другу. Благодаря такому строению ребер, грудина может приближаться и отодвигаться по отношению к позвоночнику во время дыхательных движений.

На верхней части ребер находятся плоские выросты, накладывающиеся на задние ребра, что увеличивает прочность грудной клетки.

У большинства птиц на грудине имеется киль, к которому прикрепляются грудные мышцы, приводящие в движение крылья.

Передние конечности состоят из плечевой кости, предплечье представлено локтевой и лучевой костью, кисть состоит из сросшихся косточек запястья и пясти, образующих общую кость - пряжку , и трех пальцев: второго, третьего и четвертого.

Таз птиц открытый , седалищные и лобковые кости не срастаются, связано это с откладыванием крупных яиц.

В связи с тем, что основная нагрузка при ходьбе приходится на задние конечности, тазовые кости массивные, прочно срастаются с задними грудными, поясничными, крестцовыми позвонками, а также с частью хвостовых позвонков, образуя сложный крестец.

Учитель: Молодцы ребята, давайте заполним оставшиеся графы таблицы с помощью вашего учебника.

Систематическая группа

Отд. Скелета

Отделы скелета

Кости образующие скелет

Класс: Птицы

Лицевой отдел

Мозговой отдел

Образован сросшимися между собой костями. Имеются огромные глазницы и роговый клюв без зубов.

Позвоночник

Шейный отдел (от 9 до 25 позвонков)

Грудной отдел

Поясничный отдел

Кресцовый отдел

Хвостовой отдел

Образованы позвонками разного строения. К туловищным позвонкам прикреплены ребра, которые срастаются с грудиной, а она образует киль, к которому прикрепляются мышцы. У птиц задние грудные, поясничные, 2 крестцовых и передние хвостовые срослись в сложный крестец.

Скелет своб. конечн.

Передние конечности

Задние конечности

Пояса конечностей

Пояс передних конечностей

Лопатки и ключицы срослись и образовали вилочку.

Пояс задних конечностей

Учитель: Теперь ребята давайте посмотрим на скелет млекопитающих и так же опишем его:

Систематическая группа

Отд. Скелета

Отделы скелета

Кости образующие скелет

Класс: Птицы

Лицевой отдел

Мозговой отдел

Имеются подвижная нижнечелюстная кость. Образован сросшимися между собой костями.

Позвоночник

Шейный отдел (7 позв.)

Грудной отдел (От 9 до 24 позв.)

Поясничный отдел (От 2 до 9-и позв.)

Кресцовый отдел (3–4 позв.)

Хвостовой отдел

Образованы позвонками разного строения. К туловищным позвонкам прикреплены ребра, которые срастаются с грудиной, ниже имеются ложные ребра. Кресцовые позвонки срастаются между собой образуя крестец.

Скелет своб. конечн.

Передние конечности

(Как у пресмыкающихся)

Плечо (плечевая кось), предплечье (лучевая и логтевая кости), кисть видоизменяется. Происходит редукция костей и остается 1-а фаланга.

Задние конечности

(Как у пресмыкающихся)

Бедро (бедренная кость), голень (большая берцовая кость), появляется цевка (сросшиеся кости предплюсны и плюны) и с 1 по 4-ю фаланги пальцев.

Пояса конечностей

Пояс передних конечностей

(Как у пресмыкающихся)

Имеются лопатки и ключицы.

Пояс задних конечностей

(Как у пресмыкающихся)

Тазовые кости срослись и приросли к пояснично-кресцовому отделу позвоночника.

Учитель: Молодцы, вы хорошо сегодня работали, но мы не разобрали последний вопрос, так к каком же направлении шла эволюция опорно-двигательной системы у птиц?

Ученики: Несмотря на некоторые различия, скелет выполняет сходные функции: опора тела; защита внутренних органов; перемещение тела в пространстве. Но в тоже время усложнение скелета привело к увеличению скорости передвижения в специфичных для них условия. В то же время, этому способствовало некоторое облегчение костей.

Усложнение шло по пути специализации строения и функций позвонков.

Учитель: Молодцы, ну вот мы с вами с помощью данной таблицы четко просмотрели линию эволюции опорно-двигательной системы животных.

Скажите, у кого впервые появляется грудная клетка? (пресмыкающиеся).

У кого впервые появляются настоящие конечности? (земноводные).

Назовите черты приспособления птиц к полету?

Дата: _______________20___г. Класс: __________

Ф.И.О. ______________________________________________________________

Тема практической работы: Эволюция опорно-двигательного аппарата у животных.

Определите к какому классу относится животное, для которого характерен представленный скелет:

Задание I : Заполнить прямоугольники.

Назовите части скелета животного:

Назовите отделы черепа:

Назовите отделы позвоночника:

Назовите кости образующие передние конечности (особенности, если есть):

Назовите кости образующие задние конечности (особенности, если есть):

Задание II : Назовите черты усложнения в строении данного скелета по сравнению с другим классом.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Задание III : Назовите черты приспособления к образу жизни животных принадлежащих к данному классу.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

______________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Развитие опорно-двигательной системы

Скелет и мышцы человека изменяются в течение жизни. В детстве, юношеском возрасте они быстро растут и развиваются. Рост и окостенение скелета завершаются к 25 годам. Кости растут в длину до 23-25 лет, а в толщину до 30-35 лет. Нормальное развитие опорно-двигательной системы зависит от полноценного питания, наличия в пище витаминов и минеральных солей. На развитие скелета влияет также двигательная активность человека. У людей, которые занимаются физическим трудом, спортом, на костях в местах прикрепления мышц образуются выступы, бугорки. Это увеличивает поверхность соприкосновения сухожилия мышцы с костью, что содействует прочности прикрепления. Кроме того, надкостница обильнее снабжается кровью, кости быстрее растут. Они крепче и прочнее.

Значение двигательной активности

Без движения нельзя представить жизнь и труд человека. Движения необходимы для его нормального физического и умственного развития.

В наше время значительную часть тяжелого физического труда взяли на себя различные машины и приспособления. Это привело к тому, что человек стал меньше двигаться, снизилась его мышечная нагрузка.

Ожирение сердца. Включения жира в мышечную ткань (показаны цифрами 1 и 2)

Недостаток движения, т. е. гиподинамия (буквально: снижение силы), вредно влияет на здоровье человека. Нарушается работа сердца, легких, снижается устойчивость к болезням, развивается ожирение . Для поддержания двигательной активности человек должен постоянно заниматься физическим трудом, физкультурой, спортом.

Значение тренировки мышц

При работе мышцы лучше снабжаются кровью. Она приносит клеткам мышц больше питательных веществ и кислорода.

В организме непрерывно идут процессы обмена веществ. Часть всосавшихся в кишечнике веществ идет на построение элементов клеток и тканей, на синтез ферментов. Другая часть распадается и окисляется с освобождением энергии. Эти процессы тесно связаны между собой. Чем сильнее идут процессы распада и окисления, тем интенсивнее создаются новые вещества.

При несоответствии между поступлением питательных веществ и энерготратами избыток всосавшихся веществ идет на образование жира. Он откладывается не только под кожей, но и в соединительной ткани, которая нередко замещает специализированные ткани (мышечную, печеночную и др.).

Рассмотрим, что происходит при интенсивной мышечной работе. Интенсивное биологическое окисление органических веществ приводит к образованию большого количества молекул АТФ, которые участвуют в работе мышц. Мышечная работа происходит за счет распада молекул АТФ с освобождением энергии. После ее окончания обычно значительный запас неизрасходованных молекул АТФ остается в мышечных волокнах. За счет этих молекул идет восстановление утраченных структур, причем их оказывается больше, чем было в начале работы. Это явление называется тренировочным эффектом . Он наступает после интенсивной мышечной работы при условии достаточного отдыха и полноценного питания. Но всему есть свой предел. Если работа слишком интенсивная, а отдых после нее недостаточен, то восстановления разрушенного и синтеза нового не будет.

Следовательно, тренировочный эффект будет проявляться не всегда. Слишком малая нагрузка не вызовет такого распада веществ, который смог бы накопить много молекул АТФ и стимулировать синтез новых структур, а слишком напряженная работа может привести к преобладанию распада над синтезом и к дальнейшему истощению организма. Тренировочный эффект дает лишь та нагрузка, при которой синтез белков обгоняет их распад. Вот почему для успешной тренировки затрачиваемые усилия должны быть достаточными, но не чрезмерными. Другое важное правило состоит в том, что после работы необходим обязательный отдых, позволяющий восстановить утраченное и приобрести новое.

Систематические занятия физическими упражнениями способствуют росту и развитию мышц. Человек становится физически сильнее, выносливее.

Сейчас медицине известны вещества, которые могут резко поднимать на короткое время нервную и мышечную силу, а также препараты, стимулирующие синтез мышечных белков после действия нагрузок. Первая группа препаратов получила название допингов . (Впервые допинг стали давать лошадям, участвующим в скачках. Они действительно показывали большую резвость, но после скачек никогда не восстанавливали свою прежнюю форму, чаще всего их пристреливали.) В спорте применение этих веществ категорически запрещено. Спортсмен, принявший допинг, имеет преимущество перед теми, кто его не принимал, и его результаты могут оказаться лучшими не за счет совершенства техники, мастерства, труда, а за счет приема препарата, к тому же допинг очень вредно действует на организм. За временным повышением работоспособности может последовать полная инвалидность.

Вещества второго типа используют в медицине, например при восстановлении мышечной деятельности после того, как снят гипс, наложенный после перелома кости. В спорте эти вещества находят ограниченное применение.

Как правильно распределить физические нагрузки? Надо ли выполнять силовые упражнения, едва проснувшись? Оказывается, нет. Цель утренней зарядки лишь в том, чтобы перейти от сна к состоянию бодрствования, усилить кровообращение и дыхание, поднять работоспособность. Обычно зарядка включает от пяти до десяти упражнений для различных групп мышц. Зарядка начинается с потягивания, что способствует разминке мышц, суставов и связок. Затем выполняются упражнения для плечевого пояса, рук, туловища, тазового пояса и ног. Заканчивается зарядка бегом на месте, ходьбой и дыхательными движениями, нормализующими кровообращение.

В комплекс физических упражнений обычно включают статические и динамические упражнения. К статическим относятся такие упражнения, как "ласточка", "позы йогов"; к динамическим - все упражнения, включающие те или иные движения. Статические упражнения развивают силу, выносливость, способность работать при недостатке кислорода, но они не могут развить быстроту, точность и целенаправленность движений. Это достигается с помощью динамических упражнений. Таким образом, статические и динамические упражнения дополняют друг друга и используются в нужном соотношении.

Один и тот же комплекс упражнений перестает оказывать влияние на организм человека, если он становится привычным. Поэтому раз в неделю комплекс упражнений обычно обновляют.

Основная задача уроков физической культуры в школе - научить правильным экономным движениям при выполнении ходьбы, бега, прыжков, при катании на лыжах и коньках, работе на спортивных снарядах. Но получить такую нагрузку, которая давала бы тренировочный эффект, на уроках физкультуры удается нечасто. Поэтому необходимы занятия спортом. Большое значение для каждого человека имеет правильный выбор вида спорта. При этом надо исходить из своих анатомо-физиологических предпосылок, способностей, возраста, состояния здоровья.

Развивая мышцы, мы тренируем и нервную систему. Наши движения становятся более точными, быстрыми и экономными. Вспомните, какими неловкими были ваши первые движения на коньках, велосипеде и какими они стали, когда вы научились хорошо кататься. Физические упражнения развивают грудную клетку, дыхательные мышцы, укрепляют сердце, улучшают работу пищеварительной системы.

Летом полезно плавать. При плавании работают все группы мышц. Плавание - прекрасное средство массажа тела и закаливания организма. Оно делает человека устойчивым к простудным заболеваниям. Зимой непременно ходите на лыжах. При лыжном пробеге работают мышцы ног, рук, спины, укрепляются кровеносная, дыхательная и нервная системы.

Для того чтобы стать сильным, ловким, выносливым и работоспособным, необходимо регулярно заниматься физическим трудом, физкультурой и спортом. Тренировки повышают мышечную силу, способствуют улучшению координации и автоматизации мышечных действий. Тренировка действует благотворно не только на сами мышцы, но и на состояние скелета, на развитие всего организма. Усиленная мышечная работа способствует тренировке дыхательной и сердечно-сосудистой систем, развитию сердечной мышцы и мышц грудной клетки, улучшению настроения, создает ощущение бодрости и в конечном итоге приводит повышению жизнедеятельности всего организма.

Полезен для тренировки мышц и разнообразный физический труд: работа в саду и огороде, уборка класса и квартиры.

Скелет и мышцы изменяются в процессе всей жизни человека. Они совершенствуются при тренировках и деградируют при гиподинамии. Увеличение мышечной силы происходит при нагрузках, близких к предельным, достаточном питании и полноценном отдыхе.