Клан Аньелли: «короли Италии. Маргарита Аньелли (Элкан): дочь президента корпорации Фиат и ее дети Футбол на четырех колесах

Сын Эдоардо Аньелли (итал. Edoardo Agnelli) (1892-1935) и принцессы Вирджинии Бурбон (итал. Virginia Bourbon del Monte)(1899-1945). 14 июля 1935 года, отец Джанни, Эдоардо Аньелли разбился на гидросамолете отца. Смерть второго ребенка (дочь Aniceta Agnelli умерла в 1928 г.) и единственного сына стала тяжелым ударом для Джованни Аньелли старшего. Теперь его жизнь занимали внуки, и особое внимание он уделял Джанни, названным в его честь. В 14 лет Джанни был введен дедом в совет директоров Ювентуса.

Юность

Аньелли-младший закончил классический лицей имени Массимо Адзельо в Турине в 1938 году, а после поступает в Туринский университет, где изучает право. Не закончив обучение, в июне 1940 года Джанни уходит на фронт. Был зачислен в полк танкистов. Первоначально он участвовал в боях, вместе с войсками Муссолини, был дважды на русском фронте, позже был переведен в Африку. В 1941 году возвращается домой и продолжает обучение, и в 1943 году получает диплом. В то время, как Италия 8 сентября подписала перемирие и официально вышла из Второй мировой войны, Джанни пребывал в госпитале во Флоренции в связи с переломом ноги, полученным в автомобильной аварии. После выздоровления переехал в Рим, где стал офицером связи итальянского Корпуса освобождения. 30 ноября 1945 года в автомобильной катастрофе, недалеко от Пизы погибла Вирджиния Бурбон дель Монте, мать Джанни. В этом же году Джанни становится президентом компании RIV по производству подшипников, созданной его дедом вместе и инженером Роберто Инчерти.

После смерти Джованни Аньелли старшего 16 декабря 1945 года становится во главе семьи. Представляет её интересы в переговорах с Национальным комитетом Освобождения (итал. Comitato di Liberazione Nazionale) Италии, касательно FIAT и 23 февраля 1946 года подписывает соглашение о возвращении правления и президента фирмы Витторио Валлетта, обвинённых в коллаборационизме с фашистами.

До FIAT

В 1947 году Джанни становится президентом Ювентуса. Вместе с ним команда выигрывает два скудетто, дважды команда занимает второе место и дважды третье. В составе появляются такие игроки как Джон Хансен, Мартино и Прэст, и блистает Джампьеро Бониперти.

Джанни много ездит по миру и общается со знаменитыми людьми (дружит с Джоном Кеннеди). Ему приписывают любовные романы с Ритой Хейворт, Даниэль Дарьё, Анитой Экберг и другими не менее известными дамами. Наиболее серьезными отношения были с Памеллой Дигби, бывшей супругой Рэндольфа Черчилля (сын Уинстона Черчилля, премьер-министра Великобритании). Они длились около 5 лет, но в 1952 году после серьезной ссоры пара расстались. Тогда же он попадает в серьезную автомобильную аварию. Во время автопробега Турин-Монако, его автомобиль врезался в грузовик. У Джанни серьезно пострадала правая нога, которая уже была сломана. Врачам удалось спасти её от ампутации, и в последствии он даже мог кататься на лыжах (что делал до 1987 года), но хромота осталась на всю жизнь.

19 ноября 1953 года в замке Остхоффен (фр. le château d’Osthoffen), в Страсбурге прошло бракосочетание между Джованни Аньелли и Мареллой Карачолло ди Кастаньето (итал. Marella Caracciolo dei principi di Castagneto). Неаполитанская принцесса, родившаяся во Флоренции 4 мая 1927 года, не раз оказывалась на страницах глянцевых журналов, и даже отметилась в одной из работ Энди Уорхола. В 1954 году у них родился первенец Эдоардо, а еще через год Маргарита.

В 1959 году становится президентом IFI (ныне Exor), а в 1963 году становится управляющим директором Фиата.

FIAT

30 июля 1966 года Витторио Валлетта уступил пост президента Фиата Джанни Анньелли. Одной из первых целей был вопрос приватизации компании, которой занялся Джанни, и в этом же году Фиат снова стал принадлежать семье Аньелли. Также, Джанни уделил особое внимание процессу автоматизации на заводах компании.

15 августа 1966 года в Москве Джанни Аньелли подписал контракт с министром автомобильной промышленности СССР Александром Тарасовым по созданию автозавода в городе Тольятти с полным производственным циклом - нынешнего Волжского автомобильного завода, а в 1970-ом году сам посетил строительство.

Интернационализация

Джанни мечтал об интернационализации Fiat. Через два года после избрания президентом он договаривается с Франсуа Мишленом, владельцем Citroën, о приобретении пакета акций, с последующим увеличением его до контрольного пакета. Данный договор выглядит многообещающим: Citroën является престижным брендом, с хорошей репутацией в производстве автомобилей высокого класса. Но, мечтам Джанни не суждено будет сбыться так быстро. Французские власти, в лице президента Французской Республики Шарля де Голля запрещают Fiat приобретать контрольный пакет акций Citroën. В результате Fiat может только вкладывать деньги в модернизацию, и производство. Через четыре года Fiat перепродает пакет акций Peugeot.

Финансовый Кризис

В первой половине 70-ых годов на компанию обрушился финансовый кризис. Причиной стали постоянные забастовки профсоюзов, нефтяной кризис, а также постепенно итальянские автомобили стали теснить с рынка японские и французские автопроизводители. Постепенно акции компании падали, готовя её к финансовому краху. И тут Джованни Аньелли выручил СССР. В самый критический момент он встретился с советским руководством. Вскоре Правительство Ливийской Джамахирии во главе с полковником Каддафи объявило о приобретении значительной доли концерна. Весть об этом моментально взвинтила стоимость акций Fiat в несколько раз.

Тогда-же, вместе с Чезаре Ромити, Джанни проводит реструктуризацию Fiat. Теперь вместо промышленной компании, Fiat представляет из себя холдинговую компанию. Этот процесс длился около 5 лет, и за это время появляется: Fiat-Allis, подразделение по созданию сельскохозяйственной техники, Iveco, подразделение по созданию промышленных транспортных средств, подразделение по созданию землеройной техники, Teksid, а также отделение легковых и коммерческих автомобилей - Fiat Auto.

Постепенно финансовые проблемы покинули Fiat, и к концу 80-ых годов более 60% оборота составили машины проданные за рубежом. Этому помог успех последних моделей: Fiat Uno, а затем Lancia Thema.

Ювентус

Не смотря на то, что Fiat требовал от Джанни постоянного внимания, он не переставал уделять внимаение и своему любимому клубу. Именно он вместе с Джанпьеро Бониперти создал команду, выигравшую Кубок европейских чемпионов 1984-1985, когда в составе команды блистали Мишель Платини и Дино Дзофф.

В конце 80-ых, после покупки Сильвио Берлускони Милана, Джанни наметил грандиозную перестройку команды, и потратил на это около 48 миллионов (колоссальная сумма для того времени). Президентом был назначен Лука Кордеро ди Монтедземоло, а новым тренером Джованни Траппатони.

Затем, последние изменения Джанни внес в 90-ых. Во главе клуба была поставлена триада: Моджи-Джираудо-Беттега. А новым тренером назначен Марчелло Липпи.

Формула 1

В конце 60-ых годов у одного из самых именитых автопроизводителей в Италии - Ferrari возникли серьезные финансовые проблемы. Владелец, и основатель компании Энцо Феррари ставил во главе своих интересов - Формулу 1. Энцо попробовал продать компанию, оставив за собой команду. Для этого он даже встречался с Генри Фордом, но американец хотел полностью владеть Ferrari и планировал распустить команду Формулы 1. Джанни Аньелли узнал о переговорах, и также заинтересовался сделкой. Два великих итальянца нашли общий язык. Энцо продал Аньелли 40% акций, с условием передачи еще 50% после смерти. Когда Энцо Феррари не стало, главой команды стал Лука ди Монтедземоло, которого не редко называли внебрачным сыном Джанни.

В честь Джанни, после его смерти был назван болид Формулы 1 в 2003 году - Ferrari F2003

Государственные Учреждения

В 1961 году, во время празднования столетия объединения Италии был назначен президентом Международной выставки.

В 1991 году был назначен пожизненным сенатором президентом Франческо Коссига.

В 2000 году Аньелли был принят в МОК, и оставался там до своей смерти. Как известно, Джанни был хорошо знаком с Хуаном Антонио Самаранчем, и олимпиада 2006 прошла в Турине, во многом благодаря ему.

28 февраля 2001 года имя почетного Президента концерна Fiat Джованни Аньелли было увековечено на стене Европейского зала автомобильной славы в выставочном дворце Палэкспо.

В 2002 году Джанни подарил Турину картинную галерею, в число собраний которой вошли 25 шедевров. Этот вернисаж стал его последним появлением на публике.

Смерть

24 января 2003 года Джанни Аньелли умер в своей вилле Frescòt, от рака. Прощание проходило в Туринском Соборе, и транслировалась на всю Италию по RAI Uno.

Похоронен Джанни в своем семейном склепе имения Виллар Пероза, в окрестностях Турина.

Награды

Орден «За заслуги перед Итальянской Республикой» Кавалер Большого креста,

Орден «За заслуги в труде» (Италия),

Крест «За воинскую доблесть»,

Крест «За боевые заслуги»,

Медаль «За вклад в развитие культуры и искусства Италии»

26 июля 2015, 20:58

Маргерита Аньелли-Пален родилась 26 октября 1955 года в Швейцарии в итальянской семье Джованни Аньелли,итальянского миллиардера и исполнительного директора автомобильного концерна FIAT и неаполитанской принцессы Мареллы Карачолло ди Кастаньето.

Но и семья отца тоже имела аристократические корни, ее бабушкой по отцовской линии была урожденная принцесса Виктория Борбоне дель Монте. Мать Маргериты занималась рисованием и дизайном одежды, выступая также в роли мецената. Девушка получила хорошее образование в Швейцарии и Великобритании. Нужно отметить, что Маргерита всегда отличалась свободолюбивым и сильным характером, из-за чего нередко возникали конфликты с родителями. К тому же, по призванию она поэтесса и художница.

Джованни Аньелли с супругой Мареллой

Эдуардо Аньелли, брат Маргериты

В 1975 году она встретила своего будущего мужа Алана Элканна, французско-итальянского писателя еврейского происхождения. Алан также происходил из состоятельной семьи, но родители не были в восторге от их отношений. Тем не менее, в конце 1975 года они поспешно сыграли свадьбу, так как невеста была беременна. У пары родилось трое детей: Джон женатый на Лавинии Борромео, сводной сестре Беатриче Борромео, Лапо (завидный жених, но с репутацией бывшего наркомана, недавно признавшийся в том, что подвергся сексуальному насилию в школе) и Женева. По желанию родителей Маргериты, дети были воспитаны в католической вере.

Алан Элканн,первый муж Маргериты

Маргерита в молодости с отцом

Дедушка и бабушка с детьми и внуками

К сожалению, столь страстно начавшиеся отношения дали трещину и супруги развелись. В 1981 году Маргерита во второй раз вышла замуж за французского аристократа графа Сержа Палена, в браке с которым у Маргериты родилось еще пятеро детей: сын и четыре дочери (две дочери двойняшки). Отец Маргериты не одобрял частые роды дочери. Однако Маргерита решила полностью посвятить себя семейному счастью в окрестностях живописной французской деревни.

Джон Элканн, старший сын Маргериты

Джон с женой, богатой наследницей Лавинией Борромео, сводной сестрой Беатриче Борромео

Лапо Элканн, умеющий шокировать

Женева Элканн, в замужестве Гаэтанни

Крепкая семья Маргериты Пален и графа Сержа Палена, ее второго мужа

В 1992 году Маргерита пострадала от пожара в загородном доме друзей во Владимире, Россия. Она получила ожоги, а двое детей ее подруги погибли. Она долгое время не могла прийти в себя, а лечение пришло через искусство – Маргерита в свободное писала картины.

Ее единственный брат Эдуардо погиб в странных обстоятельствах 15 ноября 2000 года. Позже причиной его смерти назвали самоубийство, было известно, что незадолго до смерти он принял ислам. Как бы то ни было, так как Эдуардо никогда не был женат и у него не было законных детей, наследство перешло к Маргерите.

Эдуардо с презрением относился к бизнесу и к капитализму в целом. К большому разочарованию Джованни, вместо бизнеса Эдуардо увлекся восточными религиями и наркотиками. После изучения религии в Принстонском университете он встретился с аятоллой Хомейни в Иране и, по слухам, перешел в ислам. Вскоре его арестовали за контрабанду наркотиков в Кению. На пресс-конференции Аньелли-младший много разглагольствовал о Боге и объявил, что готов взять бразды правления компанией в свои руки, однако обозленный отец публично от него отрекся. В 2000 году Эдуардо свел счеты с жизнью. Он спрыгнул с моста на оживленную автотрассу, оставив незаконнорожденного сына.

В 2003 году умер Джанни Аньелли, который пожелал, чтобы его старший внук Джон Элканн занял его место. Но не все сложилось так просто.

Другой потенциальный наследник, Джованни Альберто, племянник Джованни Аньелли, скончался в 1997, году в возрасте 33 лет, от рака.

После того как умерли Джованни и Альберто, семья возложила все надежды на новое поколение – трех двоюродных братьев: Андреа Аньелли, Джона Якоба и Джона Элканна. Казалось, сильно ухудшившееся в последнее время положение начало выправляться, но судьба нанесла клану Аньелли новый удар.

В 2004 году, когда казалось, что FIAT не выстоит, она за неизвестную (но без особого риска ошибиться можно предположить, очень крупную) сумму уступила матери все свои акции.

Затем произошла большая неожиданность. Еще вчера, казалось, неизлечимо больной FIAT неожиданно не только выздоровел, но и принялся стремительно догонять ушедших вперед конкурентов. Причем делал это настолько быстро и убедительно, что к началу 2007 года стоимость его акций выросла в 5 раз!

В начале 2007 года Маргерита Аньелли де Пален отнесла в городской суд Турина иск к трем распорядителям наследства Джованни Аньелли. Она требует, чтобы те перестали «кормить» ее туманными цифрами и ясно и четко сказали, сколько оставил отец, то есть предоставили полный финансовый отчет о состоянии Джованни Аньелли.

Пока все логично, хотя и не очень красиво. Наверняка Маргерита решила, что продешевила, и захотела подзаработать.

Правда, ее адвокаты говорят, да и сама она в интервью немецкому журналу Focus подтвердила, что деньги ей не нужны. Движет же ей исключительно желание установить истину и сделать финансы империи и прозрачными, и честными.

Конечно, Маргерите никто не поверил, но иск есть иск, и его нужно разбирать. Первое слушание дела назначено на 9 января 2008 года.

В ноябре, после интервью Маргериты, неожиданно для всех нарушила молчание ее мать, 80-летняя вдова Джованни. Неожиданно, потому что до сих пор Марелла считалась на Апеннинах эталоном изысканного стиля, элегантности и красивой жизни.

Марелла написала в тот же Focus открытое письмо, в котором обвиняла дочь в нарушении воли покойного отца и в том, что та захотела заработать, хотя и
получила более чем щедрую компенсацию за акции.

В одном Маргерита права: точные размеры состояния Джованни Аньелли действительно неизвестны. Большинство аналитиков, правда, сходятся во мнении, что оно оценивается примерно в $8 млрд. Около 60% находится в FIAT, а остальные вложены в предприятия и компании в самых разных сферах, начиная от футбола («Ювентус») и заканчивая банками, недвижимостью и СМИ (La Stampa). Семейство Аньелли многочисленное. В нем около 250 человек, но только 90 из них владеют акциями FIAT.

Любимым внуком Джованни Аньелли был Джон, сын его дочери Маргериты и писателя Элканна. Джованни любил Джона, наверное, потому, что тот был похож на него. В итоге, так и получилось, что Джон Элканн является нынешним председателем правления группы ФИАТ.

О стиле художницы: Маргерита Аньелли-Пален может быть отнесена к категории художников-индивидуалистов. Изобразительная система Пален, часто основанная на религиозных сюжетах, принципиально фигуративна и всегда метафорична. Сочетание изобразительного символа и возможной литературной интерпретации сюжета - характерная черта живописи художницы. В пространстве одной из наиболее удачных картин художницы "История, миф, легенда, сказка" собрано в едином смысловом ключе то поэтическое начало, которое одухотворяет ее живопись. Кстати, Маргерита не единожды приезжала с выставками в Москву.

Картина Маргериты Аньелли-Пален

История, Миф, Легенда, Сказка

И, в конце, небольшой совет от Лапо.

Евроньюс:
Вы работаете с молодежью. Что бы Вы посоветовали молодым предпринимателям?

Лапо Элканн:
Жизнь дала мне возможности и шансы, которых, скорее всего, нет и не было у большинства молодых людей, поэтому мне, конечно, легко говорить, находясь в этом удобном кресле. И все же мой скромный совет молодежи: прежде всего, вы должны быть готовы к тому, что работа – это война. Если вы думаете, что у вас есть отличная идея, всегда найдется кто-то, у кого она будет еще лучше. Так что будьте готовы к борьбе. Бороться не значит воевать, это значит – бросить вызов себе. Если вы думаете, что хорошо подготовлены, всегда найдется кто-то, кто будет подготовлен еще лучше. Если вы думаете, что ваша идея умная, развивайте ее дальше, потому что всегда найдется кто-то, чья идея вместит больше содержания, чем та, которую вы несете на рынок. И лучше бороться в составе команды, чем в одиночку, это всегда легче. Если вы француз, и у вас есть возможность учиться или жить в США, отправляйтесь туда. Если у вас есть возможность поехать в Китай, сделайте это. Чем более интернациональной будет ваша молодежь, тем шире будут ее возможности.

Почти аристократка по происхождению, наследница миллионов, мать восьми детей (тут она обошла покойную герцогиню Альба), талантливая художница, к тому же с внешностью дамы эпохи Возрождения.

Кто она?

Маргерита Аньелли-Пален родилась 26 октября 1955 года в Швейцарии в итальянской семье Джованни Аньелли,итальянского миллиардера и исполнительного директора автомобильного концерна FIAT и неаполитанской принцессы Мареллы Карачолло ди Кастаньето.

Но и семья отца тоже имела аристократические корни, ее бабушкой по отцовской линии была урожденная принцесса Виктория Борбоне дель Монте. Мать Маргериты занималась рисованием и дизайном одежды, выступая также в роли мецената. Девушка получила хорошее образование в Швейцарии и Великобритании. Нужно отметить, что Маргерита всегда отличалась свободолюбивым и сильным характером, из-за чего нередко возникали конфликты с родителями. К тому же, по призванию она поэтесса и художница.

Джованни Аньелли с супругой Мареллой

Эдуардо Аньелли, брат Маргериты и ярый борец за равноправие


В 1975 году она встретила своего будущего мужа Алана Элканна, французско-итальянского писателя еврейского происхождения. Алан также происходил из состоятельной семьи, но родители не были в восторге от их отношений. Тем не менее, в конце 1975 года они поспешно сыграли свадьбу, так как невеста была беременна. У пары родилось трое детей: Джон женатый на Лавинии Борромео, сводной сестре Беатриче Борромео, Лапо (завидный жених, но с репутацией бывшего наркомана, недавно признавшийся в том, что подвергся сексуальному насилию в школе) и Женева. По желанию родителей Маргериты, дети были воспитаны в католической вере.

Писатель Алан Элканн,. первый муж Маргериты

Маргерита в молодости с отцом

Дедушка и бабушка с детьми и внуками


К сожалению, столь страстно начавшиеся отношения дали трещину и супруги развелись. В 1981 году Маргерита во второй раз вышла замуж за французского аристократа русского происхождения графа Сержа Палена, в браке с которым у Маргериты родилось еще пятеро детей: сын и четыре дочери (две дочери двойняшки). Отец Маргериты не одобрял частые роды дочери. Однако Маргерита решила полностью посвятить себя семейному счастью в окрестностях живописной французской деревни.

Джон Элканн, старший сын Маргериты

Джон с женой, богатой наследницей Лавинией Борромео, сводной сестрой Беатриче Борромео

Лапо Элканн, умеющий шокировать

Женева Элканн, в замужестве Гаэтанни

Крепкая семья Маргериты Пален и графа Сержа Палена, ее второго мужа


В 1992 году Маргерита пострадала от пожара в загородном доме друзей во Владимире, Россия. Она получила ожоги, а двое детей ее подруги погибли. Она долгое время не могла прийти в себя, а лечение пришло через искусство - Маргерита в свободное писала картины.

Ее единственный брат Эдуардо погиб в странных обстоятельствах 15 ноября 2000 года. Позже причиной его смерти назвали самоубийство. Как бы то ни было, так как Эдуардо никогда не был женат и у него не было законных детей, наследство перешло к Маргерите.

Эдуардо с презрением относился к бизнесу и к капитализму в целом. К большому разочарованию Джованни, вместо бизнеса Эдуардо увлекся восточными религиями и наркотиками. После изучения религии в Принстонском университете он встретился с аятоллой Хомейни в Иране и, по слухам, перешел в ислам. Вскоре его арестовали за контрабанду наркотиков в Кению. На пресс-конференции Аньелли-младший много разглагольствовал о Боге и объявил, что готов взять бразды правления компанией в свои руки, однако обозленный отец публично от него отрекся. В 2000 году Эдуардо свел счеты с жизнью. Он спрыгнул с моста на оживленную автотрассу, оставив незаконнорожденного сына.

В 2003 году умер Джанни Аньелли, который пожелал, чтобы его старший внук Джон Элканн занял его место. Но не все сложилось так просто.

Другой потенциальный наследник, Джованни Альберто, племянник Джованни Аньелли, скончался в 1997, году в возрасте 33 лет, от рака.

После того как умерли Джованни и Альберто, семья возложила все надежды на новое поколение - трех двоюродных братьев: Андреа Аньелли, Джона Якоба и Джона Элканна. Казалось, сильно ухудшившееся в последнее время положение начало выправляться, но судьба нанесла клану Аньелли новый удар.

В 2004 году, когда казалось, что FIAT не выстоит, она за неизвестную (но без особого риска ошибиться можно предположить, очень крупную) сумму уступила матери все свои акции.

Затем произошла большая неожиданность. Еще вчера, казалось, неизлечимо больной FIAT неожиданно не только выздоровел, но и принялся стремительно догонять ушедших вперед конкурентов. Причем делал это настолько быстро и убедительно, что к началу 2007 года стоимость его акций выросла в 5 раз!

В начале 2007 года Маргерита Аньелли де Пален отнесла в городской суд Турина иск к трем распорядителям наследства Джованни Аньелли. Она требует, чтобы те перестали «кормить» ее туманными цифрами и ясно и четко сказали, сколько оставил отец, то есть предоставили полный финансовый отчет о состоянии Джованни Аньелли.

Пока все логично, хотя и не очень красиво. Наверняка Маргерита решила, что продешевила, и захотела подзаработать.

Правда, ее адвокаты говорят, да и сама она в интервью немецкому журналу Focus подтвердила, что деньги ей не нужны. Движет же ей исключительно желание установить истину и сделать финансы империи и прозрачными, и честными.

Конечно, Маргерите никто не поверил, но иск есть иск, и его нужно разбирать. Первое слушание дела назначено на 9 января 2008 года.

В ноябре, после интервью Маргериты, неожиданно для всех нарушила молчание ее мать, 80-летняя вдова Джованни. Неожиданно, потому что до сих пор Марелла считалась на Апеннинах эталоном изысканного стиля, элегантности и красивой жизни.

Марелла написала в тот же Focus открытое письмо, в котором обвиняла дочь в нарушении воли покойного отца и в том, что та захотела заработать, хотя и
получила более чем щедрую компенсацию за акции.

В одном Маргерита права: точные размеры состояния Джованни Аньелли действительно неизвестны. Большинство аналитиков, правда, сходятся во мнении, что оно оценивается примерно в $8 млрд. Около 60% находится в FIAT, а остальные вложены в предприятия и компании в самых разных сферах, начиная от футбола («Ювентус») и заканчивая банками, недвижимостью и СМИ (La Stampa). Семейство Аньелли многочисленное. В нем около 250 человек, но только 90 из них владеют акциями FIAT.

Любимым внуком Джованни Аньелли был Джон, сын его дочери Маргериты и писателя Элканна. Джованни любил Джона, наверное, потому, что тот был похож на него. В итоге, так и получилось, что Джон Элканн является нынешним председателем правления группы ФИАТ.

О стиле художницы: Маргерита Аньелли-Пален может быть отнесена к категории художников-индивидуалистов. Изобразительная система Пален, часто основанная на религиозных сюжетах, принципиально фигуративна и всегда метафорична. Сочетание изобразительного символа и возможной литературной интерпретации сюжета — характерная черта живописи художницы. В пространстве одной из наиболее удачных картин художницы "История, миф, легенда, сказка" собрано в едином смысловом ключе то поэтическое начало, которое одухотворяет ее живопись. Кстати, Маргерита не единожды приезжала с выставками в Москву.

Как и американская компания Ford, итальянский Fiat чуть не потерпели крах в середине 1980-х годов. Сейчас дела у итальянцев идут вполне неплохо, и они с нетерпением ждут неизбежного вызова, который бросят им японские автопроизводители. Хотя большинство итальянцев одно время считало Джанни (Джованни) Аньелли прожигателем жизни, ему удалось показать крепкую деловую хватку и дальновидность, которыми во всем мире могут похвастаться единицы. В 1966 году 45-летний Аньелли унаследовал пост руководителя компании Fiat SpA, специализировавшейся на маленьких округлой формы автомобилях с двигателями размером с мотоциклетный. В прежнем ритме компания пережила 60-е, но в середине 70-х (семье Аньелли тогда принадлежало 42% акций) в руководстве возникли серьезные разногласия. Fiat был на грани закрытия, как в свое время Ford.

Под давлением обстоятельств Аньелли проявил характер. В результате скандала с воинственно настроенным профсоюзом он уволил 23 000 сотрудников заводов. Положительным аспектом было то, что Аньелли активно вкладывал средства в автоматизацию производства. К примеру, с 1980 по 1988 годы число роботов на фабриках Fiat выросло в 10 раз (до 2 050), а число сотрудников упало на треть. За похожий период порог безубыточности производства понизился на 15%, а продажи выросли на 35%.

Правительственные квоты тоже сыграли свою роль. В силу целого ряда законов были заморожены поставки японских автомобилей в Италию. В то же время продажи итальянских автомобилей в Японии ограничивались менее чем 5 000 штук в год.
Занимая 60% итальянского авторынка, Fiat заработал значительные средства и в 1988 году был самым популярным и успешным европейским производителем автомобилей. Рентабельность продаж компании, 9% в 1987 году, была самой высокой среди крупнейших мировых автопроизводителей - даже в 2 раза выше, чем у ее главного конкурента, компании Volkswagen. Уровень безубыточности производства в Fiat составляет 65% от его общего объема; в Volkswagen этот показатель - 80%. По оценкам европейских аналитиков, чистая прибыль итальянского гиганта в 1988 году выросла на 16%, до $2,2 млрд.
Но компания живет не только автомобилями. При совокупных продажах на $28 млрд на Fiat приходится 5% ВВП Италии. Компания контролирует 98% национального автопрома, две самые популярные среди либералов газеты («La Stampa» в Турине, где находится сама компания, и «Corriere della Sera» в Милане) и множество других промышленных и финансовых активов. Fiat SpA в 1988 году являлся крупнейшей частной компанией Италии. Капитализация предприятия составляла 13% от всей фондовой биржи Италии объемом $100 млрд.

Но автомобили все-таки остаются главным наследием, плотью и кровью компании. В этом смысле корпорация живее всех живых и полностью готова к изменениям, которые и дальше будут захлестывать Европу в ближайшие годы. Если европейский авторынок сдаст позиции, - а этого ожидало большинство экспертов в 1989 году, - Fiat лучше остальных сможет перенести падение продаж, сохранив при этом прежнюю прибыль. В 1988 году производственная мощность корпорации составляла 2,1 млн единиц в год. Сам Джанни Аньелли говорит: «Даже если за год мы будем продавать на 200 000 автомобилей меньше, дела у нашей компании все равно будут идти очень хорошо. Однако за углом Fiat поджидают два страшных врага: перепроизводство автомобильной промышленности по всему миру и сильные конкуренты из Японии и Южной Кореи. Аньелли подтверждает: «Несомненно, японцы более конкурентоспособны, чем мы. Они работают больше и усерднее».
Умберто, младшему брату предпринимателя, сейчас 53 года, и в 1994 году он возьмёт бразды правления компанией на себя. Он считает: «С японцами нужно договориться. В сфере массового производства, в которой занята наша компания, продуктивность и стоимость рабочей силы, предлагаемые японцами, бесспорно лучше. Но в то же время они не должны злоупотреблять преимуществами европейского открытого рынка».

Таким образом на кону для корпорации Fiat, которая стремится оставить Европу закрытой для заморских компаний, стоит намного больше, чем для любого другого автопроизводителя. Европа обладает крупнейшим автопромом в мире, его производственная мощность составляет 13,5 млн автомобилей в год (в 1987 году - 12,6 млн единиц), что на 50% больше, чем в США или Японии. Более того, Fiat находится в самом сердце Европы, а его продажи на 12 крупнейших рынках составляют 90% от общего дохода в $16 млрд. В Японии же итальянский гигант продает менее 3 000 автомобилей в год.
А как обстоят дела с богатым рынком США? После того, как Fiat потерпел большие убытки и заработал дурную репутацию за качество своих автомобилей, компания ушла с американского рынка в 1983 году. Единственный небольшой доход в США компания имеет лишь от ежегодной продажи 1 300 спортивных автомобилей Ferrari (с июня 1988 года Fiat владеет 90% акций Ferrari).

Братья Аньелли не планируют возобновлять продажи автомобилей Fiat на рынке США. Умберто Аньелли полагает: «Массовому автопроизводителю из Европы просто нет места на американском рынке. Я думаю, другие европейские массовые автопроизводители одобрили наш выбор уйти с рынка США В 1983 году». Нужно отметить, что в 1987 году свое производство в США свернули Renault и Volkswagen, хотя экспорт туда они продолжают до сих пор. Неустанно стремясь понизить уровень безубыточности производства, Fiat также активно представляет новые модели. Самая многообещающая из них - новый Fiat Tipo, компактный автомобиль, похожий на гибрид Volkswagen Golf и Ford Taurus. Итальянцы и немцы уже выстраиваются в очереди за новинкой, а в США ее так и не увидят.

Тем не менее, даже Fiat содрогается от одной только мысли о том, что его рынки в Европе могут заполонить автомобили производителей из Азии. Успех итальянской компании до сих пор зависит главным образом от небольших автомобилей - в США этот сегмент авторынка занят исключительно корейскими Daewoo и Hyundai. Стратегия братьев Аньелли будет работать только до тех пор, пока Европа остается вне зоны досягаемости для автопроизводителей из Южной Кореи, ведь там стоимость рабочей силы в 10 раз меньше, чем в Италии.
К 1988 году ни один из ведущих европейских автопроизводителей не устанавливал никаких контактов с японскими компаниями. Избегали этого в надежде на то, что если с врагом не иметь дел, то его будет легче прогнать. Лишь небольшая британская компания Rover, переданная в 1988 году в частную собственность корпорации British Aerospace, нарушила эмбарго и стала производить автомобили совместно с Honda.

Пять из двенадцати стран ЕЭС, в том числе Франция, Италия, Великобритания и Испания, ограничивают продажи японских автомобилей. Германия, которая имеет крупнейший автомобильный рынок в Европе и ежегодно экспортирует в Японию 88 000 автомобилей, заключила с Министерством международной торговли и промышленности Японии джентльменское соглашение. По нему доля японских автомобилей на германском рынке поддерживается на уровне 15% (435 000 единиц в 1987 году). Даже при таких условиях японские компании чувствуют себя на европейском рынке вполне комфортно. В основном это страны Северной Европы - там протекционистские тенденции распространены меньше. В конце 80-х японские производители продавали в Европе около 1,3 млн автомобилей в год.
На 1992 год запланирована отмена торговых барьеров внутри Европейского экономического сообщества. Распахнутся ли двери шире и для японцев? Совсем не обязательно. Новые правила еще даже не прописаны. Но вполне вероятный сценарий по которому будет развиваться Европа образца 1992 года следующий: после отмены прежних ограничений во внутренней торговле будут введены новые ограничения во внешней торговле со странами за пределами Европы.

Наряду с другими крупнейшими европейскими автопроизводителями Fiat предлагает новые ограничительные законы, чтобы оградить рынок Европы от конкурентов после 1992 года. С помощью определенных протекционистских законов и ограничений экспорта европейцы попытаются удержать долю японский автопродукции на текущем уровне 11% от общего объема рынка, составляющего 12,6 млн автомобилей в год. Защитные меры, скорее всего, коснутся не только автопрома, но и других ключевых отраслей - например, электроники. Европейские компании производят электронные устройства по гораздо более высоким ценам, чем их японские конкуренты. Джанни Аньелли уверен: «Даже в 1992 году, когда все изменится, японцы не смогут увеличить свою долю на итальянском рынке более чем на 3-4%».
Японцы начинают бизнес так, как делали это и в США - строят новые заводы на месте. Nissan стал первопроходцем в Европе и в конце 80-х годов начал строительство собственной фабрики стоимостью $1,5 млрд в застойном регионе северной Англии. В 1988 году эта фабрика производственной мощностью 200 000 автомобилей в год начала экспорт продукции на континент.

Тем временем французская и итальянская стороны провоцируют бурю протекционизма. Правила Европейского экономического сообщества гласят, что любой автомобиль с минимальной долей европейских составляющих равной 60% будет считаться произведенным в Европе, а поэтому не будет подпадать под ограничения. Nissan выполнил это требование, но теперь французские законодатели требуют повысить этот показатель с 60% до 80%. Почему именно 80%? Джон Уормалд, эксперт по автомобильной промышленности в лондонском филиале консалтинговой фирмы Booz Allen, объясняет: «При такой доле японцам будет практически невозможно сохранить старое преимущество по соотношению цены и качества».

А как обстоят дела с их американскими соперниками, не только с компаниями Ford и General Motors, но также Honda, Nissan, Toyota и другими японскими производителями, построившими заводы в США?

Умберто Аньелли из Fiat не хочет никого обидеть, но в то же время крайне категоричен: «Автомобильному экспорту из США в Европе широкая дорога - но только если это американская продукция, а не японские автомобили, сделанные в Америке».
Если Fiat добьется своего, японским автомобилям, произведенным в США, тоже придется соответствовать новому требованию, чтобы без каких-либо ограничений попадать на европейский рынок. На подразделение Honda в городе Мэрисвилл в штате Огайо, а также филиалы других японских компаний в США приходится менее 55% местного американского автопрома. Клейтон Йоттер, торговый представитель Соединенных Штатов озадачен: «Мы глубоко обеспокоены информацией о том, что [Европейское] сообщество совместно с европейскими автопроизводителями планирует ввести на всей своей территории ограничения для производителей из неевропейских стран».

Сумеет ли Fiat и другие игроки автопрома Европы добиться своего? Скорее всего, да. Автомобильная промышленность для Европы является крупнейшим работодателем, у которого заняты, - прямо или опосредованно, - около 10% всей европейской рабочей силы. А если прибавить к этому влиятельность таких автомобильных гигантов как Fiat, Volkswagen, Peugeot и Renault, а также General Motors и Ford, вместе контролирующих 23% всего европейского авторынка, то становится ясно, почему какой-нибудь европейский бюрократ в Брюсселе заявляет: «Будет немыслимо, если Европейская комиссия внесет какие-либо изменения, которые подвергнут опасности Fiat или любого другого европейского автопроизводителя».

В последний раз Fiat показывал свой оскал в 1986 году, расстроив планы компании Ford по покупке Alfa Romeo. Важно отметить, что перед этим сорвались переговоры по слиянию между Fiat и европейским подразделением Ford. В марте того года Ford начал обсуждать возможность приобретения Alfa Romeo с государственным Институтом восстановления промышленности Италии. Alfa Romeo на тот момент оставался единственным крупным итальянским автопроизводителем, не подчиняющимся корпорации Fiat. Узнав о намерениях американского гиганта, управляющий директор Fiat Чезаре Ромити срочно позвонил итальянскому премьер-министру и заявил об аналогичном предложении со стороны своей компании. После некоторых раздумий правительство выбрало Fiat и закрыло сделку по явно заниженной цене. Преподаватель Йельского университета и эксперт по политической системе Италии Джозеф Лапаломбара заключает: «Fiat смог вывести Ford из игры в мгновение ока. Правительство почти единогласно постановило, что конкуренция для Fiat со стороны кого бы то ни было не входит в сферу национальных интересов Италии».

Alfa Romeo стал важной составляющей во всех дальнейших коммерческих планах своих новых владельцев. После покупки предприятия управление в нем стало вестись типичными методами компании Fiat: 15% персонала было уволено, запчасти привели к единому стандарту, а сборкой автомобилей теперь занимаются роботы. На фабрике Alfa Romeo в Помильяно д"Арко, пригороде с горами мусора недалеко от шумного и суетливого Неаполя, местная мафия контролировала отделы закупок и кадров. Сейчас управление осуществляется сотрудниками Fiat и в основном дистанционно. Витторио Гиделла, президент Fiat объясняет: «Прежнее руководство позволило ситуации выйти из под контроля».

Теперь же автомобили Alfa Romeo стали более конкурентоспособными, и Fiat планирует в 1989 году начать продажи седана Alfa 164 в Соединенных Штатах. Автомобиль этот будет продаваться по цене около $25 000 через 15 собственных дилеров производителя и некоторых партнеров-дилеров, реализующих автомобили Plymouth от компании Chrysler. Насколько успешной станет новинка пока не ясно. Продажи европейских автомобилей среднего ценового сегмента в США падают очень быстро: за первую половину 1988 года снижение составило 30%. Продажи таких моделей как Audi 5000, Volvo 24 и BMW 3 постепенно снижаются из-за растущего ценника и конкуренции с Honda Acura. Более того, совсем скоро ожидаются новинки класса премиум от Toyota и Nissan, из-за чего соперничество только обострится. Даже скромные планы Alfa Romeo продать в Соединенных Штатах за год 10 000 автомобилей кажутся почти неосуществимыми.
Но волноваться за Fiat совсем не стоит. Как и генеральный директор компании Ford Дональд Питерсен, братья Аньелли из Fiat осторожно пробираются через дебри нового десятилетия. К концу 1988 года у их компании будет $7,5 млрд. При этом Ford, продающий в три раза больше, имеет $10 млрд. Братья Аньелли не говорят, что они собираются делать с этими деньгами, а всяческие слухи о планах по приобретению BMW или другого автопроизводителя отрицают. Очень жаль, ведь за последние пару лет Fiat чересчур ударился в розничную торговлю, а также текстильную и химическую промышленность. Рентабельность капитала по данным направлениям у компании намного ниже, чем 22% в производстве автомобилей.

Вероятно, Аньелли просто положат заработанные деньги себе в карман. Также они уверены в том, что любое падение продаж автомобилей будет сполна компенсироваться ростом дохода по процентам.
Устойчивое финансовое положение итальянской компании радует, скорее всего, не только братьев-руководителей, но и еще одного влиятельного акционера Fiat, корпорацию Deutsche Bank. Ее председатель правления Альфред Херрхаузен в июне 1988 года объявил о том, что теперь доля банка в компании Fiat будет зафиксирована на постоянном уровне 2,5%.

С тех пор ходит много слухов о том, что Deutsche Bank рассматривает возможность слияния подразделения по производству грузовых автомобилей корпорации Daimler-Benz, в котором банк является крупнейшим акционером, и аналогичного, хотя и не такого крупного подразделения Fiat, приносящего своим владельцам ощутимый доход. Но Джанни Аньелли спешит пересечь такие домыслы на корню: «Deutsche Bank стал для Fiat хорошим и достойным партнером. Но слияние нашей компании с Daimler мы не планируем. Deutsche Bank такую цель тоже не преследует».
Ничто не даёт человеку большей уверенности в своей значимости, чем успешный бизнес и куча денег на счету.

Перевод Антона Бундина

Образование Джанни получил в Pinerolo Cavalry Academy, а после – в Университете Турина (University of Turin). Юристом, несмотря на образование, Джанни никогда не работал, но благодаря диплому к нему навсегда приклеилось несколько мафиозное прозвище L"avvocato - Адвокат. Во время Второй мировой он принимал участие в боевых действиях в составе итальянского экспедиционного корпуса в России, дважды был ранен. Известно, что он отверг тогда предложение деда занять безопасное место в компании и отправился на фронт.


Джанни Аньелли (Giovanni Agnelli) родился в 1921 году в Турине (Turin), в семье влиятельных итальянских потомственных промышленников. Отец его, Эдоардо Аньелли (Edoardo Agnelli), был главой автоконцерна "Fiat", а также руководителем знаменитого футбольного клуба "Ювентус" (Juventus). Впоследствии самый титулованный клуб Италии достался Джанни по наследству; ему было 14 лет, когда отец погиб в авиакатстрофе. Тогда-то его дед, знаменитый и грозный Джованни Аньелли, в честь которого Джанни и получил свое имя, ввел своего подростка-внука в совет директоров "Ювентуса".

Образование Джанни по

лучил в Pinerolo Cavalry Academy, а после – в Университете Турина (University of Turin). Юристом, несмотря на образование, Джанни никогда не работал, но благодаря диплому к нему навсегда приклеилось несколько мафиозное прозвище L"avvocato - Адвокат. Во время Второй мировой он принимал участие в боевых действиях в составе итальянского экспедиционного корпуса в России, дважды был ранен. Известно, что он отверг тогда предложение деда занять безопасное место в компании и отправился на фронт.

В бизнес Джанни пришел уже после 40 лет. В 1966-м Джанни Аньелли официально стал первым лицом в "Fi

t", оставшись в этой должности на три долгих десятилетия. Именно под его руководством концерн "Fiat" сумел подмять под себя все ведущие автомобильные заводы Италии; кроме того, концерн стал собственником и прочих активов - двух ведущих в стране газет, "Corriere della Sera" и "La Stampa". Среди "трофеев" тех лет - "Lancia", "Autobianki", "Alfa-Romeo". Долгое время сопротивлялся "Ferrari", но в конце концов и там согласились на капитуляцию; кстати, именно Джанни спас "Ferrari" в 50-х от очередного финансового краха. Аньелли мастерски поддерживал добрые отношения с самыми влиятельными людьм

Европы и мира, находя общий язык с коммунистами и профсоюзами, а также, по слухам, и с мафиозными кругами. "Что хорошо для "Fiat", то хорошо для Италии", - говорил Аньелли. Говорят, что именно Аньелли удерживал руководство компании от продажи контрольного пакета акций "Fiat" корпорации "General Motors". Хотя в целом годы его правления оказались далеко не простым периодом для концерна – общий кризис отрасли не давал развернуться производству в полную силу. Лишь в новом тысячелетии компания начала потихоньку двигаться вверх.

ФК "Ювентус" Аньелли впервые увидел, когда ему было четыре год

В 26 лет Аньелли стал президентом клуба. В 1954 году Аньелли формально передал президентские полномочия своему брату Умберто, но на деле продолжил руководить им, держа под своим контролем всю кадровую политику. Именно Джанни Аньелли и стал создателем того непобедимого "Ювентуса", который помнят болельщики середины 80-х годов.

А еще до своих финансовых подвигов Джанни Аньелли был широко известен и в совершенно другой сфере - в 50-х годах слыл он одним из самых знаменитых плейбоев мира. Было у него для этого все - богатство, элегантность, прекрасное чувство юмора. Аньелли буквально обож

али все - от представителей финансовой элиты, до миллионов молодых итальянцев. Стиль Джанни стал стилем поколения – загар в любое время года, рубашки с расстегнутыми верхними пуговицами, затянутые узлы светлых галстуков. При этом Джанни вовсе не стремился следовать за модой - он создавал ее сам. Конечно же, главными жертвами его обаяния становились женщины. О романтических похождениях и подвигах Джанни ходили легенды. В 1953 году он женился на принцессе Марелле Караччиоло ди Кастането (Donna Marella Caracciolo dei principi di Castagneto), с которой у него родился единственный сын, назван

ый, в свою очередь, в честь деда - Эдоардо. Однако, женитьба вовсе не мешала ему проводить свое время с самыми известными и роковыми красотками того времени - Анитой Экберг (Anita Ekberg), Памелой Харриман (Pamela Harriman), Ритой Хейворт (Rita Hayworth) и даже, по слухам, вдовой президента США Жаклин Кеннеди (Jackline Kennedy). Джанни приписывают и такие слова: "Можно быть очень верным, но очень плохим мужем, а можно - неверным, но очень хорошим мужем". Впрочем, в какой-то момент Джанни, что называется, "остепенился". И вскоре легенды о его бурных романах сменились легендами о его делов

х подвигах.

Джанни Аньелли скончался от рака 24 января 2003 года, в своем доме в Турине. Несмотря на довольно преклонный возраст, он по-прежнему был полон энергии и строил грандиозные планы. Незадолго до смерти он успел объявить и имя своего наследника – внука Джона Элканна (John Elkann).

Вообще, про Джанни Аньелли говорили, что его главным феноменом являлось "умение пожить". Рожденный под счастливой (фамильной) звездой, он сумел взять от жизни все, использовать все выпавшие на его долю шансы.

Одной из любимых фраз Джанни Аньелли была: "Я люблю ветер, потому что не могу его купить"