​Юлий Капитоныч Карандышев - характеристика персонажа. ​Юлий Капитоныч Карандышев - характеристика персонажа Что карандышев говорит про себя

Молодой, но бедный чиновник, который относится не столько к богатым, сколько к бедным. Будучи эгоистом, обладающим чувством собственного достоинства, сквозь весь сюжет пьесы А. Н. Островского пытается заглушить или побороть чувство зависти к богатым людям. Очень интересный персонаж произведения тем, что в нем постоянно борется чувство любви к Ларисе Огудаловой с чувством тщеславия и превосходства над богатыми благодаря тому же чувству к Ларисе. Ведь, по сути, своим согласием, она отдает предпочтение Карандышеву, а не богатому Паратову.

Карандышев, который, по его мнению, совершает высокий поступок, беря в жены девушку без приданного, ведь на ней по этой причине никто не хотел жениться, хоть кавалеров было достаточно. А с другой стороны, ему постоянно напоминают, что согласие Ларисы - дурное стечение обстоятельств. Понимая, что его положение довольно-таки шатко, даже на правах официального жениха, он имеет мало прав в этом доме. Осознавая себя аутсайдером на лавке запасных, он злится, не чувствуя полного превосходства.

Карандышев не принимает путь смирения, который предлагает ему Лариса. Она помогает найти выход из тупиковых взаимоотношений, путем нежности и ласки, сочувствия и одобрения. Она просит его увезти в деревню и там начать тихую кроткую семейную жизнь. И все было бы хорошо. Но помним, что у Карандышева полно своих внутренних проблем, с которыми ему тяжело совладать. Уехав из города, он лишится минуты славы и превосходства над богатым и напыщенным Паратовым. Его уязвленное самолюбие не может этого допустить и он решает венчаться в городе «Чтоб не сказали, что мы прячемся».

А. Н. Островский, показывая такие сцены, осуждает подобные эгоистичные проявления, которые не помогают человеку стать самостоятельным и сознательным. Наоборот, наталкивают на путь такой же выдуманный, с искривленным сознанием и восприятием мира, как у самого Паратова. Ведь такие люди, как он лишены моральных принципов и жизненных устоев.

Эгоизм и самолюбие проявляются в конце пьесы, где Карандышев вначале бросается к ногам со словами о любви, а потом искусственный жест, схожий с наполеоновской манерой поведения. С одной стороны, ситуация уже ушла из-под контроля. Он потерял свой шанс обрести счастье с женщиной, которую любит. Понимая, что уже ничего исправить нельзя, Лариса не вернется к нему, даже после позора, он все равно пытается остановить ее, рассказывая ей правду, пусть, даже, очень горькую. А с другой стороны - самоутверждение при помощи женщины, которая ему якобы «не пара». И если он не может иметь право на нее при жизни, то он показывает свое право над мертвой.

Именно этими качествами и отличается герой от всех остальных действующих лиц. Его постоянное стремление восторжествовать над своими богатыми соперниками, вечный поиск мести, пусть даже самой маленькой и ничтожной. Как не раз говорил Карандышев, его самолюбие не одиножды было оскорблено и унижено. И, что теперь он жаждет славы, чтоб все завидовали и хотели «подружиться» с ним, как с обладателем прекрасного трофея. И именно по этой причине он терпит все издевательства и насмешки, поскольку все время пытался стать в позу знатного человека, богатого жениха, благородного кавалера, но попыткам суждено было остаться попытками.

Карандышев Юлий Капитоныч – центральный персонаж пьесы Островского «Бесприданница». Это молодой и небогатый чиновник, но амбициозность является его главной характеристикой. Карандышев чересчур самолюбив, чувство собственного достоинства у него болезненно обострено. Лариса является для него не столько любимой девушкой, сколько красивой вещью, с помощью которой можно утереть нос Паратову.

Тема амбициозности бедного человека впервые раскрывается в произведениях Достоевского (Парадоксалист в «Записках из подполья», Макар Девушкин в «Бедных людях» и др.). Однако, если Достоевский уделяет больше внимания самосознанию бедного человека, то Островский стремится показать его душевную жизнь, которая, оказавшись во власти амбиций, искажается до невероятно уродливых форм.

Три года Карандышев пытался обратить на себя внимание красавицы Ларисы, но ничего, кроме насмешек окружающих и равнодушия с ее стороны, он не видел. И вот, наконец-то, долгожданное согласие на свадьбу. Естественно, Карандышеву хочется взять реванш и продемонстрировать всем окружающим свое превосходство, ведь именно ему Лариса отдала свое предпочтение. К тому же, он ощущает себя настоящим благодетелем, который готов взять в жены бесприданницу. Но самолюбие молодого человека постоянно страдает от напоминаний о том, что роль жениха ему досталась только «благодаря» неудачным обстоятельствам. Огудаловы не скрывают, что относятся к нему просто, как к «запасному варианту». Все это мешает Карандышеву ощутить победу в полной мере, унижает и оскорбляет его.

Тем не менее, герой отказывается кротостью и преданностью заслужить настоящую любовь Ларисы. Она дает ему такую возможность, когда просит поддержать ее и увести подальше из города. Но самолюбие Карандышева раздражено настолько, что подавляет собой чувство любви к девушке. Одно лишь желание победить Паратова руководит поведением героя. На свою беду Карандышев задумал устроить званый обед, чтобы продемонстрировать собственное величие всем окружающим, в том числе Паратову. В итоге, мероприятие закончилось тем, что гости, изрядно подпоив хозяина, уехали к цыганам, прихватив с собой Ларису. Монолог героя о «смешном человеке» - это отчаянный крик его оскорбленного самолюбия. Карандышева захлестнула обида, злоба и жажда мести овладели его сознанием, он уже не чувствует ни страха, ни жалости, ни любви. Чрезмерное себялюбие привело героя к тому, что истинные жизненные ценности перестали для него что-либо значить, он стремится жить в мире собственных иллюзий и жестоко расплачивается за это. Решив сыграть роль «рокового» героя, вершителя судеб, Карандышев убивает Ларису. Для него это единственная возможность доказать свою власть над ней и продемонстрировать свое торжество над соперниками, которые в реальности значительно превосходят его во всем. Оправдывая свой ужасный поступок тем, что его унизили и оскорбили, Карандышев находится в особо жалком и смешном положении. Только увидев Ларису, умирающую от его пули, герой смог осознать, что погубил собственное счастье. Лариса умирает, прощая всех, а Карандышев потрясен и охвачен чувством раскаяния.

Особое место в системе образов пьесы занимает жених Ларисы — Ка-рандышев. Совсем, конечно, раз-ные люди — Паратов и Каранды-шев, но есть между ними связь. Маленький бедный чиновник хочет казаться «бле-стящим барином» — таким же, как Паратов: «В кабинете ковер грошовый на стену прибил, кин-жалов, пистолетов тульских навешал...» — и т. д.

Карандышев также стремится играть роль, но очень неудачно. Он все время пытается кому-то подражать (тому же Паратову, например), но выхо-дит у него нелепо, жалко, смешно. Воспользовавшись случаем, Карандышев стремится «отыграться» за все свои унижения. Ему хочется возвыситься в глазах окружающих и в своих собственных глазах тоже.

У Островского Карандышев — тоже новый харак-тер, созданный уже с учетом художественного опы-та Достоевского.

Женитьба на Ларисе для него — прекрасный спо-соб для самоутверждения. Не случайно он все время думает не о ней, а о себе: «...три года я терпел унижения, — говорит Карандышев своей невесте, — три года я сносил насмешки прямо в лицо от ваших знакомых, надо же и мне, в свою очередь, по-смеяться над ними!» Лариса просит его поскорее уехать из города. Как бы не так! Ему очень хочется покрасоваться, всем возвестить о своей побед», о своем торжестве: «Теперь я хочу и вправе по-гордиться и повеличаться».

Однако в духе гуманистической традиции русской классической литературы Островский выделяет в ма-леньком чиновнике не только зависть и самолюбие, но и оскорбленное человеческое достоинство. В кон-це концов просыпается все же в нем самосознание, пусть униженного и оскорбленного, но человека. Наступает страшный для Карандышева момент проз-рения: он, наконец, понял или хотя бы почув-ствовал истину, начинает осознавать и свою настоя-щую роль в том, что происходит вокруг него. Это роль шута. И именно теперь-то, в момент этой ужасной катастрофы, Карандышев на мгновение эс-тетически возвышается, превращаясь из мелкого чи-новника, с присущим ему комплексом социальной наполненности, в человека, отстаивающего свое че-ловеческое достоинство. Страдания его очеловечи-вают, как это бывало и с некоторыми героями Достоевского. И мы невольно начинаем сострадать Карандышеву, когда перед нами предстает человек, который наконец-то осмеливается взглянуть правде в глаза, осознать свое истинное положение в этом обществе и взывать о сочувствии:

«Я смешной человек... Я знаю сам, что я смеш-ной человек. Да разве людей казнят за то, что они смешны?.. Но разломать грудь у смешного чело-века, вырвать сердце, бросить под ноги и растоп-тать его! Ох, ох! Как мне жить! Как мне жить!»

Карандышев многого все еще не понимает, но потрясение, испытанное им, не проходит для него даром. И в разговоре с Ларисой он оказывается способным на обобщения большой социальной силы. «Хороши ваши приятели! — говорит он. — Какое ува-жение к вам! Они не смотрят на вас как на женщину, как на человека, — человек сам распо-лагает своей судьбой; они смотрят на вас, как на вещь. Ну, если вы вещь, — это другое дело. Вещь, конечно, принадлежит тому, кто ее выиграл, вещь обижаться не может». Материал с сайта

Но, поднявшись до осознания действительно тра-гического конфликта (человек — вещь), Карандышев не в состоянии все же выйти за пределы этой системы ценностей. Он возмущается не противо-естественностью превращения человека в предмет купли-продажи, а тем, что он сам выброшен из игры. И в последний раз Карандышев пытается воспользоваться ситуацией, которая, казалось бы, сложилась благоприятно для него. Обращаясь к Ларисе, он «с жаром» кричит: «Я беру вас, я ваш хозяин!» Однако такой хозяин Ларисе не нужен. Если она вещь, то тогда ей остается одно утешение: быть дорогой, очень дорогой вещью. Этого Каран-дышев стерпеть не может: «Так не доставайся ж ты никому! (Стреляет в нее из пистолета.)» Так оправ-далось трагическое предчувствие Ларисы, о котором она еще во втором действии сказала матери и жениху: «Я вижу, что я для вас кукла: поиграете вы мной, изломаете и бросите».

КАРАНДЫШЕВ

КАРАНДЫШЕВ - центральный персонаж драмы А.Н.Островского «Бесприданница» (1878). Амбиция - ключевое слово к объяснению личности К. Амбициозность бедного человека - художественное открытие Ф.М.Достоевского (Макар Девушкин в «Бедных людях», Парадоксалист в «Записках из подполья», Мозгляков в «Дядюшкином сне», Смешной человек в «Сне смешного человека»). В отличие от Достоевского, раскрывающего «самосознание бедного человека» (М.М.Бахтин), Островский показывает в пьесе душевную жизнь К. и то, как она искажается, оказавшись во власти амбиций. Три года унизительного ожидания, насмешек, уколов самолюбия, равнодушия со стороны Ларисы и, наконец, как вознаграждение «за постоянство» - согласие на свадьбу. К. и не скрывает, что жаждет реванша, возможности «пове-личаться». Он впервые в жизни чувствует себя не просто «равным» остальным, но и превознесенным над всеми в силу оказанного ему Ларисой предпочтения. «Голову так высоко поднял, что, того и гляди, наткнется на кого-нибудь».

«Наткнулся» К. на Паратова и оказался с «бесчеловечной жестокостью» осмеян и унижен им. Обед, задуманный К. как демонстрация своего торжества, кончился тем, что гости его подпоили и уехали к цыганам, увезя с собой Ларису. Монолог К. о «смешном человеке» - вопль его оскорбленного самолюбия. С этого момента К. оказывается во власти собственной обиды: «Для меня нет теперь ни страха, ни закона, ни жалости; только злоба лютая и жажда мести душат меня».

Излишняя «литературность» этих слов подсказывает, что К. решает сыграть роль «рокового» героя, которую когда-то разыгрывал в доме Огудаловых: «дикие взгляды» бросал, «отчаянным» прикидывался. «Раз застрелиться хотел, да не вышло ничего, только насмешил всех».

Пистолет, схваченный со стола; напыщенность и выспренность реплик, обращенных к Ларисе («О, не раскайтесь!», «Вы должны быть моей»); «наполеоновский» жест («Кладет руку за борт сюртука») - все это не что иное, как смехотворное подражание «печорин-ским» страстям, более всего напоминающее о Грушницком. Только увидев умирающую от его выстрела Ларису, К. понимает, что он наделал. В угоду тщеславию, дешевой позе, теша свое самолюбие, он погубил свое счастье. Прощальная нежность Ларисы обращена к человеку с потрясенной душой, охваченному чувством раскаяния.

Первый исполнитель роли К. - М.П.Садовский (1878). Среди других исполнителей - С.А.Мартинсон (1940).

Лит. см.. к статье «ЛАРИСА».

Н.А.Шалимова


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "КАРАНДЫШЕВ" в других словарях:

    Карандаш или карандыш человек очень небольшого роста. В Затишье Тургенева читаем: Вошел старичок низенький и толстенький, из породы людей, называемых коротышками и карандашами. (Ф) (Источник: «Словарь русских фамилий». («Ономастикон»)) … Русские фамилии

    У этого термина существуют и другие значения, см. Бесприданница (значения). Бесприданница Жанр: драма

    Жестокий романс Жанр мелодра … Википедия

    Вещь. Слова и выражения в художественном произведении обращены не только к действительности, но и к другим словам и выражениям, входящим в строй того же произведения. Правила и приемы их употребления и сочетания зависят от стиля произведения в… … История слов

    Островский А.Н. Островский Александр Николаевич (1823 1886) Русский драматург, театральный деятель. Афоризмы, цитаты Островский А.Н. биография Публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не самую пьесу: пьесу можно и… … Сводная энциклопедия афоризмов

    У этого термина существуют и другие значения, см. Бесприданница (значения). Бесприданница … Википедия

    Николай Яковлев Имя при рождении: Николай Капитонович Яковлев Дата рождения: 25 апреля (7 мая) 1869(1869 05 07) Место рождения: Рязань … Википедия

    Бесприданница (фильм, 1936) Другие фильмы с таким же или схожим названием: см. Бесприданница (фильм). «Бесприданница» Жанр драма Режиссёр Яков Протазанов Александр Роу Автор сценария … Википедия

    Род. 21 ноября 1918 г., в Киеве, ум. 15 июня 2001 г. Актер театра и кино, выпускник Школы киноактера при киностудии "Мосфильм" (1940). Работал в ЦТСА (1940 46), в Театре студии киноактера (с 1946), в последние годы в театре "Школа… … Большая биографическая энциклопедия

Книги

  • Бесприданница (CDmp3) , Островский Александр Николаевич. Действие пьесы разворачивается в одном провинциальном городке, расположившемся на берегу Волги. Романтическая красавица Лариса Дмитриевна Огудалова, дочь обедневшей вдовы-дворянки и,…