Конспект урока "Три склонения имён существительных" план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему. Конспект урока "склонение имен существительных" Конспект урока первое склонение имен существительных

Конспект урока
по теме: «Склонение имён существительных»

1. Ф.И.О. Оскреткова Э.И.

2. Класс 4В

3. Тема: «Склонение имён существительных»

4. Тип урока: урок новых знаний

5. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная и групповая

6. Необходимое оборудование: дидактический материал.

Цель урока: дать понятие о склонении имён существительных.

Задачи:

обучающи е:

  • формировать представление о склонении имён существительных;
  • учить распознавать падежи имён существительных по вопросам;
  • склонять имена существительные;

развивающие:

  • развивать речь учащихся, умственную деятельность (выполнять операции анализа, синтеза, способность наблюдать, делать выводы, строить план своего ответа);

воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету;
  • чувство взаимопомощи;
  • аккуратность при выполнении письменных работ.

предметные:

  • умение определять тип изученных орфограмм, объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами, осуществлять взаимоконтроль при проверке письменной работы;
  • первоначальное представление о склонении имен существительных; названиях падежей и падежных вопросах;
  • умение изменять имена существительные по падежам;

метапредметные:

  • умение формулировать цели своей деятельности;
  • умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
  • развитие мышления, внимания через такие мыслительные операции, как анализ и синтез.

личностные:

  • коммуникативные навыки, умение слушать и слышать.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Начинается урок.

Он пойдёт, конечно, впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку пять!

Открываем тетради, садимся правильно. Прочитайте дату и вид работы.

Запишите без ошибок.

2. Минутка чистописания.

Чтобы узнать, какие буквы будем писать на минутке чистописания, давайте прочитаем слова и назовём безударные гласные.

П. года, п. нал, п. льто, п. сок, п. суда, с.бака, пш. ница.

Какие же буквы будем писать?

А, о, е.

3. Словарная работа .

Вернёмся к нашим словам. Что у них общего?

Все они словарные и являются именами существительными.

Докажите, что это имена существительные.

Какое слово можно назвать лишним и почему?

Собака – это одушевлённое существительное, а все остальные имена существительные неодушевлённые.

Составим предложение с данным словом.

Например: Во дворе гуляет злая собака

Найдем грамматическую основу. Определим части речи.

4. Актуализация опорных знаний.

1. Фронтальный опрос.

Какой раздел русского языка мы изучаем?

Имя существительное – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашем языке – имя существительное. Имена существительные появились в речи в числе первых слов.

Вы уже много знаете об имени существительном, и я предлагаю вам вспомнить все, что мы знаем об этой части речи.

Какие слова называются именами существительными?

Какими бывают имена существительные?

Как изменяются имена существительные?

Сегодня мы с вами дополним знания об имени существительном, познакомимся с очень интересным явлением в русском языке. А поможет нам такое упражнение. Прочитайте запись на карточках:

Друг - это человек, который всё поймёт и поможет. Друга не забудешь через годы. Другу доверишь любую тайну. Я уважаю своего друга. Я горжусь другом. Многие мечтают о настоящем друге.

(?) друг

(?)друга

(?)другу

(?) друга

(?)другом

(?) о друге

Что объединяет эти записи? Выпишите из каждого предложения слово «друг» с вопросом, на который оно отвечает. Выделите окончания в его формах.

Запись на доске: кто? друг кого? друга

Кого? друга кем? другом

Кому? другу о ком? о друге

Скажите, что менялось в существительном «друг»? Почему изменялась форма слова и его окончание? Для чего же существительные в тексте изменяют свою форму?

Чтобы правильно употребляться в речи.

Такое изменение формы имени существительного называется склонением или изменением по падежам. Так какая же тема нашего урока?

«Склонение имён существительных».

Сегодня на уроке вы будете учиться изменять имена существительные по падежам или склонять их.

Вы научитесь не только склонять (изменять по вопросам) существительные, но и определять падеж имён существительных в предложениях.

4. Изучение нового материала.

Слово «сосна» в упражнении 6 раз изменила свое окончание.

В русском языке 6 падежей и каждый имеет свое название:

1.Именительный

2.Родительный

3.Дательный

4.Винительный

5.Творительный

6.Предложный

В других языках мира иначе: в немецком-4, а у финнов-15. Ваша задача - выучить и понять свои 6, чтобы говорить и писать грамотно, красиво.

Существительные разных падежей отвечают на разные вопросы. Сейчас вы послушаете стихи, в которых каждый падеж рассказывает о себе. И в этих стихах прозвучат вопросы, на которые отвечают существительные в том или ином падеже.

У слова есть 6 падежей,

6 верных маленьких друзей.


Именительный. Он – начинающий падеж,
Вопросы – КТО? и ЧТО?
В нём – мама, папа, слон, манеж,
И школа, и пальто.
.
Родительный. Вопросы: Нет КОГО? ЧЕГО?
Нет у меня братишки
И корабля – ни одного,
И Винни-Пуха-мишки...
.
Дательный. Это яблоко, скажите,
Я отдам КОМУ? ЧЕМУ?
Может, кукле? Или Вите?
… Лучше я себе возьму...
.
Винительный. Ой, в игрушках – кавардак!
Не пойму я сам никак:
Обвинить КОГО? и ЧТО?
Ленку? Кубики? Лото?
.
Творительный. Хочу я песни сочинять.
С КЕМ? С ЧЕМ мне ноты изучать?
С сестрёнкой? А писать... пером
Или цветным карандашом?
.
Предложный. Я думаю О КОМ? О ЧЁМ?
О Даше, о глаголах.
Верней, я думаю о том,
Как надоела школа…
.
Зато теперь все падежи
Я заучил напамять.
Друзья попросят - "Подскажи!" -
Скажу - "Учите сами!"

Русский язык 5-а класс

Урок№84 20.01.2017

Тема урока: Склонение имен существительных

Тип урока: комбинированный

Цель урока: углубить и расширить представление о типах склонения имен существительных, развивать умение определять тип склонения для правильного употребления форм имен существительных в речи

Технологии урока: проблемно-диалогическая, педагогика сотрудничества

Формы организации деятельности: фронтальная, в парах постоянного состава, групповая, индивидуальная работа

Опорные понятия: постоянные и непостоянные морфологические признаки имен существительных.

Основное понятие: склонение

Образовательные ресурсы: учебник « Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын»

Задачи:

    уметь образовывать падежные формы и согласовывать их;

    определять тип склонения;

    применять данные знания и умения в речи письменной и устной;

    развивать умение самоконтроля и самооценки.

    Прогнозируемые р езультаты:

Предметные

    понимать, что такое склонение

    знать морфологические признаки, от которых зависит тип склонения;

    уметь определять тип склонения

    составлять предложения со словами в соответствии с заданной речевой ситуацией

Метопредметные:

регулятивные

    осуществлять целеполагание, анализ, синтез, сравнение.

    осуществлять самопроверку и взаимопроверку;

познавательные

  • анализировать языковые явления, классифицировать и делать выводы, строить рассуждение по образцу;

коммуникативные

    продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и учителем;

личностные

    осуществлять целеполагание;

    стремиться к личностному самоопределению;

    стремиться к обогащению собственной речи, совершенствованию норм.

    Воспитание устойчивого интереса к родному языку

Ход урока

1. Диагностико-мотивационный этап (проверка ранее изученного)

ВЕРНЫЕ И НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ

Подведём итоги ранее изученного нами по теме «Имя существительное» в форме «Верные и неверные утверждения»

* 1) Имя существительное отвечает на вопросы падежей. *ДА

2) В русском языке 5 падежей. *НЕТ

А сколько? Назовите их.

ШЕСТЬ. Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.

3) Имя существительное изменяется по родам? *ДА»

Назовите рода имен существительных.

(Женский, мужской, средний.)

4) У имени существительного четыре постоянных признака. *ДА

Назовите их.

Одушевлённые-неодушевлённые, собственные – нарицательные, род, склонение.

5) В русском языке три основных типа склонения? *ДА

2. Актуализация знаний.

Есть ли такие высказывания, которые вызвали спор? Почему?

Значит, мы с вами еще не все знаем об имени существительном.

Надеюсь, на сегодняшнем уроке мы разрешим все возникшие вопросы

ЭПИГРАФ.

«Не для школы, но для жизни

Учимся мы» Сенека

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа

3.Самостоятельная работа

Задание: Подчеркните окончание в именах существительных

Яблоня

Машина

Пуля

Ваня

Дедушка

Зайчишка

Дом

Дружок

Пень

Яблоко

Сердце

Небо

Тишь

Оттепель

Площадь

Дочь

Полночь

Мышь

Задание: Подчеркнуть окончание в словах

5. Целеполагание.

Вижу, что некоторые ошиблись. Какие же вопросы у вас возникли?

(Почему в одном и том же падеже окончания разные?)

От чего зависит правописание гласной в окончании?

(От падежа, в котором стоит слово и от склонения, к которому оно относится)..

Итак, назовите проблему , которую мы должны решить.

Правильное написание падежных окончаний существительных

А что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании окончания?

(Знать склонение и падежные окончания имён существительных)

- Какие же цели мы можем поставить перед собой на уроке?

(Вспомнить склонения существительных….

Определение склонений имён существительных

ПРАВИЛЬНО!!! Сегодня мы вспомним, повторим и закрепим наши знания об основных видах склонений существительных, потому что ОБЗОРНО вы уже знакомились со склонениями в начальной школе.

- Так о чём же мы будем сегодня говорить на уроке? Какая тема нашего урока?

Запишите в тетради тему нашего урока: «Три склонения имен существительных».

-Скажите, а для чего нам это нужно?

(Чтобы правильно и грамотно писать и произносить слова)

Верно. Чтобы не только грамотно писать, но и произносить слова. Ведь правильная речь-

это важное свидетельство общей культуры личности, это визитная карточка, по которой

составляют впечатление о говорящем.

Вспомните из уроков литературы пословицы и поговорки, подтверждающие наш вывод:

Красна птица пером, а речь - словом.

Хорошие речи и приятно слушать.

С умным разговориться, что меду напиться.

6. Повторение изученного материала.

    Беседа.

Спасибо! Вернёмся к теме нашего урока… А кто вспомнит, ЧТО такое СКЛОНЕНИЕ?

Изменение имен существительных по падежам и числам называется склонением .

2). Работа с учебником.

Давайте проверим, правильно ли вы ответили!

Откройте учебники на странице 17 параграф 39. Прочитайте правило в рамке

Большинство существительных изменяются по падежам, то есть склоняются.

Отдельные группы существительных склоняются в единственном числе одинаково, то есть имеют одинаковые окончания. По этому признаку в русском языке различаются три основных типа склонения.

Это означает, что практически все существительные делятся на три большие группы. У существительных каждой группы однотипные окончания в одинаковых падежах в единственном и множественном числе и в начальной форме.

А что такое НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА имени существительного?

(Ответы детей)

Проверьте себя по учебнику.

Склонение существительного определяется по именительному падежу единственного числа. Это начальная форма имени существительного. 3). Составление алгоритма.

Алгоритм определения склонения(презентация).

1). Поставить существительное в начальную форму.

2). Определить род.

3). Выделить окончание.

- мужской – на - а, - я, женский – на - а, - я --- 1 склонение

- мужской – на согласный, средний – на – о, - е --- 2 склонение

- женский – на согласный с Ь на конце --- 3 склонение

Запишите его в тетрадь

4 Контрольно-диагностический этап.

УПРАЖНЕНИЕ.

*Солов ей – м.р., 2 скл.

*Соловушк а – м.р., 1 скл.

*Площадь – ж.р., 3 скл.

*Площадк а – ж.р., 1 скл.

*Сетк а – ж.р., 1 скл.

*Сеть – ж.р., 3 ск .

Какую цель мы ставили перед собой на уроке?

(Определение склонений имён существительных)

Удалось ли справиться с поставленной на уроке целью?

Что не удалось сделать на уроке?

Что нового узнали на уроке?

Что нужно повторить? В чём ещё разобраться?

(Повторить падежные окончания, особенно родительный, дательный и предложный)

Довольны ли вы своей работой на уроке?

Домашнее задание стр16-17,правило; упр290

УРОК ОКОНЧЕН! ВСЕМ СПАСИБО! ДО СВИДАНИЯ!

Тип урока: изучение нового материала. При подготовке к уроку были учтены программные требования по работе над определением склонения имён существительных, орфограммой "непроверяемые написания"; по развитию письменной и устной речи, орфографической зоркости; особенности учебной деятельности; психологические особенности младших школьников. Выбранный ход урока логичен и наиболее оптимален. Во время организационного момента обучающиеся настроились на продуктивную работу. При проведении словарной работы закрепили написание словарных слов. С помощью включенного в урок игрового элемента, была создана проблемная ситуация, для решения которой обучающимися был составлен алгоритм действий, по которому они впоследствии работали. В конце урока была проведена разноуровневая самостоятельная работа для контроля полученных знаний. Для рационального использования времени, лучшего восприятия учебного материала, побуждения интереса к русскому языку. подготовлена презентация по теме урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Три склонения имён существительных.

Цель. Дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе; познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду; развивать орфографическую зоркость, связную речь, мышление, внимание, познавательный интерес; воспитывать трудолюбие, аккуратность, взаимопомощь.

Оборудование: блоки обратной связи, презентация к уроку, карточки с разноуровневыми заданиями.

Ход урока.

1. Организационный момент.

– Проверьте рабочие места, настройтесь на рабочий лад.

2. Оформление рабочей записи.

– Откройте тетради, запишите число, «классная работа».

3. Минутка чистописания.

– Написание каких букв мы будем сегодня отрабатывать?

(Строчные буквы в, л, т, д)

– Назовите соединения.

(Нижнее, верхнее, нижнее)

– Обратите внимание на высоту букв по отношению к строке. Назовите лишнюю букву.

(л – непарная согласная, т – обозначает глухой звук)

4. Словарная работа.

–Переходим к повторению словарных слов.

4.1. Устная работа.

– Покажите пропущенную букву.

д…орога

л…сица

г…зета

х…зяйство

л…пата

4.2. Письменная работа.

– Определите слово по его лексическому значению, запишите, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

1. Приём пищи в середине дня.

(Обед)

2. Растение семейства бобовых с круглыми семенами-зёрнами.

(Горох)

3. Одна из четырёх сторон света противоположная югу.

(Север)

4. Многолетнее травянистое растение, дающее сладкие ягоды красного цвета.

(Земляника)

5. Пространство между рядами домов для прохода и проезда.

(Улица)

Взаимопроверка.

«5» - нет ошибок

«4» - 1 ошибка

«3» - 2 ошибки

«2» - 3 и более ошибок

– Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки. Кто не справился с работой? Какую работу нужно выполнить?

– Мы будем продолжать работу на следующих уроках. И я думаю, вскоре все ребята будут писать словарные слова без ошибок.

5. Сообщение цели урока.

– Какой частью речи являются записанные слова?

(Имя существительное)

– Найдите имена существительные в предложении.

Автобус едет по улице Кирова и по площади Свободы.

(Автобус, по улице, Кирова, по площади, Свободы)

– Определите падеж существительных по улице , по площади .

(Дательный падеж)

– Почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже, употреблены с одним предлогом? Вот на этот вопрос нам предстоит ответить сегодня на уроке.

6. Работа по теме урока.

Конь, вода, Юра, земля, дочь, море, Витя, стол, окно, степь.

– Прочитайте слова, найдите общее.

(Существительные в единственном числе, в именительном падеже)

– Разделите существительные на группы, ориентируясь на указания.

– Назовите существительные женского рода с окончаниями –а, –я.

(Вода, земля)

– Назовите существительные мужского рода с окончаниями –а, –я.

(Юра, Витя)

– Прочитайте оставшиеся существительные мужского рода.

(Стол, конь)

– Выделите в них окончания.

– Назовите существительные среднего рода и выделите у них окончания.

(Окно, море)

– Назовите оставшиеся имена существительные. Определите род. Какая буква на конце слов?

(Существительные степь, дочь женского рода с мягким знаком на конце)

Сущ. ж. р. Сущ. м. р. Сущ. м. р. Сущ. ср. р. Сущ. ж. р.

вода Юра конь окно степь

земля Витя стол море дочь

/__________________________/ /__________________________/ /__________/

1 склонение 2 склонение 3 склонение

– По каким признакам мы сгруппировали существительные?

(По роду и окончанию)

– С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения.

– Сделайте вывод, какие существительные относятся к первому склонению, ко второму склонению, и к третьему склонению.

Вывод: К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, –я в именительном падеже.

Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –о, –е в именительном падеже.

К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже.

7. Работа с правилом .

– Проверим, правильно ли мы рассуждаем. Откройте учебник на странице 88. Прочитайте правило.

– Кто попробует рассказать правило наизусть?

8. Составление алгоритма действий при определении склонения имени существительного.

– Как определить склонение имени существительного в именительном падеже?

Алгоритм

действий при определении склонения имени существительного

Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:

  1. Определить род.
  2. Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа.
  3. По роду и по окончанию определить склонение.

Образец рассуждения.

Тетрадь – она, моя – существительное женского рода с ь на конце; в именительном падеже единственного числа нулевое окончание; значит существительное тетрадь третьего склонения.

9. Физминутка.

– Я зачитываю загадки. Вы должны их отгадать. Если это существительное 1скл., вы должны присесть, руки вперёд. Если это существительное 2 скл. – наклон вперёд, руки должны достать носочки. Если 3 скл. – подпрыгнуть.

1. Кто ни в жару, ни в стужу

Не снимает шубу?

(Баран)

2. Кто на ветке шишки грыз,

И бросал объедки вниз?

(Белка)

3. В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит.

(Поезд)

4. Закружу, заверчу,

В небеса улечу.

(Вертолёт)

5. Ящик на коленях пляшет –

То поёт, то горько плачет.

(Гармонь)

6. Никого не обижает,

А её все толкают.

(Дверь)

7. Много рук, а нога одна.

(Дерево)

8. Колюч, да не ёж.

(Ёрш)

9. Шесть ног без копыт,

Летит – жужжит,

Упадёт – землю роет.

(Жук)

10. По земле ползёт,

А к себе не подпускает.

(Змея)

11. Закутан ребёнок в сто пелёнок.

(Капуста)

12. Над домами и дорожками

Висит кусок лепёшки.

(Луна)

10. Работа с учебником. Упражнение 166.

– Прочитайте задание к упражнению.

(Первичное чтение «про себя», вторично читает ученик)

– Какие задания мы должны выполнить?

(Определить падеж каждого существительного. Написать существительные в три столбика по склонениям)

9 существительных у доски, 9 существительных с комментированием, 10 существительных самостоятельно.

Проверка. Прочитайте существительные первого склонения. Прочитайте существительные второго склонения. Прочитайте существительные третьего склонения.

11. Разноуровневая самостоятельная работа.

– Теперь проверим, на каком уровне каждый ученик усвоил материал. Прочитайте задания на карточках. Выберите карточку, с заданием которой вы справитесь.

Уровень 1.

Спиши существительные. Укажи склонение.

Герой, дупло, ночь, яблоко, море, метель, родник, погода, поляна, помощь.

Уровень 2.

Выпиши существительные 3 склонения.

Жизнь, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень, пень, боль, площадь.

Уровень 3.

Подберите и запишите к словам синонимы. Определите склонение всех имён существительных.

Отец, деревня, торжество, везение, чародей, зной.

12. Итог урока.

– Вернёмся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах по улице, по площади разные окончания?

(Существительное улица первого склонения, существительное площадь третьего склонения)

– С какой целью необходимо научиться узнавать склонение существительных?

(Чтобы правильно писать окончание существительного)

– Это мы изучим на следующих уроках.

13. Оценки.

14. Домашнее задание.

Упр. 168 стр. 89. Выучить три склонения имён существительных.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Три склонения имен существительных

д...рога л...сица г...зета х...зяйство л...пата о о о и а

«5» - нет ошибок «4» - 1 ошибка «3» - 2 ошибки «2» - 3 и более ошибок Взаимопроверка. Обед, город, север, земляника, улица.

Автобус едет по улице Кирова и по площади Свободы. Д.п Д.п.

Конь, вода, Юра, земля, дочь, море, Витя, стол, окно, степь. вода земля Юра Витя конь стол окно море степь дочь Сущ. ж.р. Сущ. м.р. Сущ. м.р. Сущ. ж.р. Сущ. ср.р. 1 склонение 3 склонение 2 склонение

Ко второму склонению относятся К первому склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями –А, -Я в именительном падеже. имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –О, -Е в именительном падеже. имена существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже. К третьему склонению относятся

Алгоритм действий при определении склонения имени существительного Чтобы определить склонение имени существительного, нужно: Определить род. Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа. По роду и по окончанию определить склонение. Образец рассуждения. Тетрадь – она, моя – существительное женского рода с ь на конце; в именительном падеже единственного числа нулевое окончание, значит существительное тетрадь третьего склонения.

Физминутка. БАРАН БЕЛКА ПОЕЗД ВЕРТОЛЕТ ГАРМОНЬ ДВЕРЬ ДЕРЕВО ЁРШ ЖУК ЗМЕЯ ЛУНА

Работа с учебником

зима весна минута птица река яблоня пустыняулица сеялка лето час год день карандаш перо снегирь дрозд озеро дерево железо поле осень ночь тетрадь сирень новость опасность площадь 1 склонение 2 склонение 3 склонение

Самостоятельная работа

1 уровень Герой, дупло, ночь, яблоко, море, метель, родник, погода, поляна, помощь. 2 скл. 3 скл. 3 скл. 3 скл. 2 скл. 1 скл. 1 скл. 2 скл. 2 скл. 2 скл. 2 уровень Жизнь, печь, дочь, степь, морковь, тетрадь, лошадь, лень, боль, площадь. 3 уровень Отец - папа, деревня - село, торжество - праздник, везение - удача, чародей - волшебник, зной - жара. 2 скл. 1 скл. 1 скл. 1 скл. 2 скл. 2 скл. 2 скл. 2 скл. 2 скл. 2 скл. 2 скл. 1 скл.

по улице по площади Д.П. Д.П.

Упр. 168 стр. 89. Выучить три склонения имён существительных Домашнее задание.

Молодцы! Спасибо за урок!


Тема урока: Склонение имен существительных
Цель урока:
Познакомить детей со склонением имен существительных, развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь.
Оборудование: графопроектор или мультимедийная приставка,
Набор слайдов или презентация урока,
АМОООПРЕДЕЛЕНИЕ
К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сегодня мы отправляемся в удивительное путешествие в страну имен существительных. Впереди нас ждут новые открытия. В путь мы отправляемся на этом чудесном корабле.
Море знаний нас ждет.

Волны открытий зовут.
ЧИСТОПИСАНИЕ
Какие волны на море? Покажите в воздухе.
Запишем в тетради такое упражнение.
Какую букву вам напоминают волны?
(На доске выставляется таблица с буквой Мм)
Какие звуки обозначает эта буква?
([ м ], [ м, ] – согласн., звонк.)
В каких случаях пишется большая буква? (в именах собственных)
Запишем строчку Мм.
(Учитель записывает буквы на доске со счетом:«И – раз – и, два – и»)
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Итак, нас ждет море. Корабль отправился в путь.
(Слово море записать на доске.)
ИГРА «СОБЕРИ РОДНЮ»
Подберите однокоренные слова к слову море.
(Работа со слайдами. На экране проецируются слова.)
Моряк, морской, мореход, морячок, морячка, моряцкий, морячиь, взморье, поморье, поморец, поморка.
Прочитайте слова.
Все ли они являются однокоренными?
Как вы понимаете значение слов поморец, поморка?
Разберем эти слова по составу.
Поморец поморка
ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ
Прочитаем все слова орфографически.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
(Два ученика работают у доски)
Выпишите имена существительные.
Море, морячок, мореход, моряк, морячка, взморье, поморье, поморец, поморка
Поменяйтесь тетрадями. Проверьте. Если задание выполнено верно, нарисуйте на полях рыбку.
Встаньте те, кто «поймал рыбку».
Почему вы выписали именно эти слова?
Что называется именем существительным?
На какие три группы можно разделить имена существительные?
(мужской род, женский род, средний род)
Назовите существительное с безударной гласной в корне.
Какими словами можно проверить ее?

Эти имена существительные и приведут нас в их родную страну имен существительных.

Нас ждут затеи и задачи,

Игры, шутки – все для нас

Пожелаем друг другу удачи

За работу! В добрый час.

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

А вот и страна имен существительных.

(На доске открывается карта)

Что вы знаете об именах существительных?

Какое новое грамматическое понятие вы встретили? (склонение)

Что такое склонение имен существительных.

ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ

Можно ли назвать следующую группу слов предложением? Почему?

Нам нужны такой корабль на море, чтобы мы мог с любая волна поспорить.

Что нужно сделать, чтобы получилось предложение?

Изменение окончания имени существительного по вопроса называется склонением.

(На экран проецируются слайды.)

Живут в реке Склонение шесть братьев падежей.

Именительный – падеж общительный. С каждым хочет познакомиться. У всех спрашивает: «Ты кто? Ты что?».

Родительный – падеж удивительный. Хочет знать, кто твои родители. Спрашивает: «Ты кого сын или дочь?» И очень бывает удивлен, если нет кого или чего.

Падеж дательный – добрый и внимательный. Все, что есть у него, раздает. Так и спрашивает: «Кому дать? Чему дать?»

Винительный – падеж зрительный. Зрение имеет прекрасное. Кричит громко и ясно: «Вижу кого? Вижу что?». А почему винительный? Он и сам не знает. Наверное, потому что один вопрос взял у именительного падежа, а другой у родительного падежа. Вот и чувствует свою вину.

Падеж творительный – работник исключительный. Без дела не сидит. У каждого спрашивает: «Чем работать? С кем работать?». И очень доволен он, когда находится работа.

Падеж предложный – рассказик невозможный. Много знает и может о ком или о чем рассказать. Наши предки его называли сказительным, а М. Ломоносов назвал его предложным, так как этот падеж употребляется только с предлогами.

Вот такие падежи здесь!

А вы с ними подружитесь!

Повторим названия падежей и их вопросы.

Для чего нужны вопросы?

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ

При помощи вопросов падежей слово изменяет свое окончание.

Каждый из нас сегодня моряк.

Изменим окончание существительного «моряк» и «лодка» по вопросам падежей.

(Запись осуществляется на доске и в тетрадях)

Именительный

Моряк, лодка

Родительный

Кого? чего?

Моряка, лодки

Дательный

Кому? чему?

Моряку, лодке

Винительный

Кого? что?

Моряка, лодку

Творительный

Моряком, лодкой

Предложный

О ком? о чем?

О моряке, о лодке

Изменение окончания имени существительного по падежам называется склонением.

Прочитайте вывод в учебнике.

Что такое склонение?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

(музыкальная)

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ

С САМОПРОВЕРКОЙ

ПО ЭТАЛОНУ

В гости к нам пришел один хитрый лесной зверек.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост – краса.

Лиса пришла к нам не с пустыми руками. Она принесла для вас задание.

Вместо вопросов вставьте существительное «лиса».

(Показать слайд)

Лиса – хитрый зверь.

У (кого?) пушистый хвост.

(Кому?) т..пло зимой.

Охотник высл..дил (кого?).

Заяц не любит встреч..ться с (кем?).

О (ком?) народ сложил сказки.

(Учащиеся списывают текст, изменяя по вопросам существительное «лиса», и вставляют пропущенные буквы. Учитель помогает «слабым» ученикам.)

Прочитайте предложения. Назовите окончание существительного «лиса» и покажите падеж.

(Работа с пособием «Школьник – 3»)

Какие буквы вы вставили в слова? Докажите.

ПОВТОРЕНИЕ, ЗАКРКПЛЕНИЕ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА И РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ

ИГРА «ПОМОЖЕМ НЕЗНАЙКЕ»

Незнайка гулял по лесу. А хотите знать, за чем он пошел в лес?

Прочитаем его телеграмму:

Долго я брожу в лису,

Не найду нигде лису.

Найдите ошибки.

Какие слова одинаково произносятся?

Выделите окончания в этих словах, определите падеж.

(Работа выполняется коллективно)

Где живет лиса? (в норе)

Просклоняйте существительное «нора».

(Учащиеся работают по цепочке: падеж – вопрос – слово)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Прочитайте задание упражнения.

Что вызывает затруднение?

РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Что такое склонение?

Назовите падежи и их вопросы.

Наш корабль остается в Стране Имен Существительных. На следующем уроке мы продолжим изучение темы «Склонение имен существительных».